ОДКБ и стабильность в Центральной Азии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Тема моего выступления связана с проблемами внутреннего развития стран региона в контексте предстоящего вывода войск коалиции из Афганистана. Как бы не дискутировали эксперты о том, какие именно риски и вызовы будут определять контуры региональной политики в ближайшие несколько лет, на мой взгляд в нынешней ситуации, особенно для Кыргызстана и Таджикистана, именно не сбалансированное состояние внутренней системы в сфере социально-экономического и политического развития, усилит негативное воздействие внешнего фактора на стабильность и устойчивость власти в большинстве стран региона.
ОДКБ и стабильность в Центральной Азии
Рабочий доклад Алексея Власова на конференции «ОДКБ и стабильность в Центральной Азии». Алматы 2 июляУважаемые коллеги.  Тема моего выступления связана с проблемами внутреннего развития стран региона в контексте предстоящего вывода войск коалиции из Афганистана. Как бы не дискутировали эксперты о том, какие именно риски и вызовы будут  определять контуры региональной политики в ближайшие несколько лет, на мой взгляд в нынешней ситуации, особенно для Кыргызстана и Таджикистана,  не сбалансированное состояние внутренней системы в сфере социально-экономического и политического развития, существенно усилит негативное воздействие внешнего фактора на стабильность и устойчивость власти в большинстве стран региона.Иными словами, как уже отмечали в своих докладах эксперты РСМД, «повестка дня в области безопасности  на пространстве Центральной Азии будет иметь тенденцию к усложнению, что станет серьезными испытанием для стран региона и интеграционных проектов в сфере безопасности, прежде всего, ОДКБ». Я согласен с позицией наших коллег. Да, это не означает, что ОДКБ должна претендовать на роль структуры, способной дать универсальный  ответ на новые вызовы, но если Организация претендует на роль важнейшего инструмента по поддержанию безопасности в трех регионах постсоветского пространства, тогда эти амбиции требуют тщательного учета всех факторов, оказывающих негативное влияние на состояние системы. Речь идет не об алармистских прогнозах, которые "присваивают" ЦАР роль черной дыры после 2014 года. Мы говорим об объективной оценке состояния центрально-азиатских обществ. Андрей Казанцев достаточно четко описал 4 сценария возможного развития ситуации в ЦАР, и  я также согласен, что постепенное повышение степени опасности более чем реально. Взрыва, скорее всего, не будет, но это не означает, что проблемы решатся сами собой. Это какие-то смешные ожидания.И в этом смысле призывы, которые звучали во время последней встречи Нурсултана Назарбаева и Ислама Каримова дают определенный повод для оптимизма, с точки зрения преодолений последствий «холодной войны» между странами ЦАР. Но, по крайней мере, эти призывы должны быть услышаны.Различные мнения высказывались о том, могла ли ОДКБ более эффективно действовать в период киргизских событий в 2010 году. Я бы отметил, что хотя с правовой точки зрения руководство Организации действовало строго в соответствие с уставными положениями, проблема  расширения зоны ответственности ОДКБ не с точки зрения географии, а с точки зрения структуры рисков  не снимается с повестки дня.Какие риски для государств Центрально-азиатского региона в настоящий момент представляются наиболее очевидными. Часть этих вопросов четко очерчены в сегодняшнем выступлении Генерального секретаря Организации. На первом плане  вопросы социальной безопасности, радикализация исламистских групп, разжигание межрелигиозных противоречий. Это нерешенности сложнейшего комплекса водно-энергетических проблем, рост ксенофобии и национализма, который может привести к повторению межэтнических столкновений, по образу и подобию ошских событий 2010 года. Уже сейчас распространятся провокационные призывы в киргизских социальных сетях, приуроченные к предстоящей столетней годовщине среднеазиатского восстания. Это, в том числе, проблемы информационной безопасности, влияние которых ощущается все более заметно.Эти проблемы накладываются на снижение качества управленческих кадров в ряде государств региона, а также проблемы властного транзита, поскольку два самых мощных государства региона Узбекистан и Казахстан еще не проходили фазу передачи власти от первых президентов страны своим преемникам, что при определенных обстоятельствах также создает ситуацию риска.Должно ли учитывать руководство ОДКБ эти негативные факторы, которые в связи с проблемой-2014 могут только усилиться? Очевидно, что как предлагал российский аналитик Александр Караваев, ОДКБ необходимо разделить реакцию на два типа вызовов - «объективный» и «дискуссионный». К первому можно отнести вторжение иностранных государств или действия террористических групп.Второй тип вызова этнический конфликт - здесь возникает целый набор нюансов в зависимости от истории конфликта и реальной политической конъюнктуры. В даном случае нужна четко проработанная юридическая база. И едва ли с этой точки зрения участие ОДКБ в реализации полицейских функций допустима. Это совсем другой блок вопросов.Думаю, что именно по этим трекам могла бы работать наша Аналитическая Ассоциация. Я бы добавил еще одну тему - взаимодействия ОДКБ и евразийского интеграционного проекта.

Поделиться: