Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан: чего хотим? Что можем?

02.07.2013

Автор:

Теги:


Разговор о некоторых тонкостях международной политики нашей страны
 интервью

Павел Володин, "Аргументы и Факты Казахстан", 26 июня

В преддверии Дня дипломатической службы Казахстана наш корреспондент беседует с министром иностранных дел Республики Казахстан Ерланом ИДРИСОВЫМ.

Желания и возможности
– Один кавказский тост гласит: "Выпьем же за то, чтобы наши желания соответствовали нашим возможностям". По-моему, это правило можно отнести и к государству в целом. Скажите, как оно действует во внешней политике Казахстана? Какие цели ставим, какими возможностями для этого располагаем?
– Не всегда данный тезис можно применить к внешней политике. Порою кажется, что какой-то цели просто невозможно добиться, но в итоге мы ее достигаем, а уже потом удивляемся результату. Глава государства всегда ставил перед внешнеполитическим ведомством весьма амбициозные задачи, решая которые казахстанский МИД, казахстанские дипломаты последовательно выходили на новый профессиональный уровень. Так было и с председательством Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, которое наш Президент назвал "первым общенациональным проектом". Впервые эта инициатива прозвучала в теперь уже далеком 2003 году. Тогда многие мировые политики считали немыслимым и непостижимым, чтобы молодая центральноазиатская постсоветская республика возглавила одну из крупнейших региональных организаций мира, объединяющую 56 государств евро-атлантического пространства от Владивостока до Ванкувера.
Нам также удалось впервые за 11 лет провести саммит ОБСЕ, участие в котором приняло высшее руководство всех 56 государств-членов и 12 стран-партнеров, а также представители ООН, Евросоюза, НАТО и других международных организаций. Что примечательно, саммит прошел не в одной из европейских столиц, а в Астане. Еще один пример – Организация исламского сотрудничества, которую мы возглавляли в период с июня 2011 года по ноябрь 2012 года. Наше председательство в ОИС способствовало объединению мусульманской уммы, тем самым укрепив организацию и подняв ее авторитет.
Как вы знаете, прошлый год для Казахстана также ознаменовался громкой победой – мы выиграли заявку на проведение в Астане в 2017 году всемирной выставки ЭКСПО, темой которой объявлена "Энергия будущего", подразумевающая использование так называемых "зеленых" технологий. Проведение столь крупного и известного во всем мире мероприятия позволит нам не только популяризировать Казахстан как модернизирующуюся страну и привлекательный туристический центр, но и увеличить экологическую составляющую в экономике нашей страны.
Таким образом, не всегда цели во внешней политике, да и в жизни в целом, должны определяться или ограничиваться возможностями. Даже, наоборот, надо ставить цель, пусть даже на первый взгляд непостижимую, и делать все возможное и невозможное, чтобы добиться ее.
– Вся страна следит за судьбой двух студентов (или бывших студентов) из Казахстана, которые попытались скрыть улики, свидетельствующие против братьев Царнаевых. Кто-то сочувствует, кто-то злорадствует. Мы с вами постараемся быть предельно объективными, тем более что до решения суда еще далеко. Скажите, в каком объеме эти ребята могут рассчитывать на поддержку и помощь Республики Казахстан? Кто оплачивает услуги адвокатов, думаю, что не дешевые? Существует ли система помощи соотечественникам, которые попали в беду за границей?
– После взрывов, произошедших 15 апреля 2013 г. в г. Бостон, были задержаны и арестованы двое граждан Казахстана по обвинению в нарушении миграционного законодательства США и сокрытии улик, связанных с вышеуказанным терактом. В целях защиты прав казахстанских граждан в Бостон был незамедлительно командирован сотрудник Генерального консульства РК в Нью-Йорке. Консул неоднократно посещал тюрьмы и другие административные заведения, где содержатся наши граждане. В ходе встреч акцент ставился на условия их содержания, обеспечение прав и безопасности арестованных.
По закону дипломатические представительства не имеют полномочий осуществлять юридическую защиту обвиняемых в суде, поэтому родителям А.Тажаякова и Д.Кадырбаева было оказано содействие в найме адвокатов, им также были оказаны и оказываются по сей день переводческие услуги. МИД РК также оказал содействие родителям казахстанцев в ускоренном получении американских виз. Этот вопрос находится на особом контроле руководства Министерства иностранных дел РК, Посольства РК в США и Генерального Консульства РК в г. Нью-Йорк.
В целом, все дипломатические представительства РК за рубежом призваны оказывать поддержку и помощь нашим гражданам. Помощь заключается в разъяснении политическо-экономической ситуации в стране пребывания, предоставлении материально-правовой помощи по их просьбе, проведении консультаций по тем или иным вопросам и т.д. Для сведения: в целях оказания помощи гражданам РК, попавшим в форс-мажорные ситуации за рубежом, 28 ноября 2005 года нашим министерством была утверждена программа "Защита и обеспечение прав и интересов граждан Республики Казахстан за рубежом". Согласно данной программе финансовая помощь оказывается гражданам РК в чрезвычайных, непредотвратимых и не подвластных контролю со стороны гражданина и имеющих непредвиденный характер при данных обстоятельствах. Такие обстоятельства включают военные действия, стихийные бедствия (наводнение, землетрясения, эпизоотия, ураган, тайфун, буран, смерч, снегопад, цунами) и расходы за багаж, оформление груза "200" (гробов и урн с прахом умерших для отправки в Республику Казахстан) с оплатой расходов за хранение тела в морге или захоронение в государстве пребывания.
Кроме того, помощь оказывается гражданам, которые в силу объективных, непредвиденных обстоятельств остались без средств существования за рубежом.

Зачем мы помогаем Афганистану
– Не так давно мы с вами были участниками встречи министров иностранных дел разных стран, которая состоялась в Алматы. Вы как сопредседатель, я как журналист. Речь шла о так называемом Стамбульском процессе, который подразумевает участие разных государств в решении проблем Афганистана. Мы гордимся (и заслуженно!) тем, что строим больницы, школы и прокладываем дороги в Афганистане. Но состояние дорог в Казахстане не лучше, чем в этой бедной стране, разоренной войнами. Мы огорчительно мало тратим на образование и медицину. Гораздо меньше, чем цивилизованные страны. В свое время СССР был болен мессианством, поддерживая "прогрессивные" режимы в Африке, Азии и Латинской Америке. Не повторяем ли мы этот печальный опыт?
– В первую очередь необходимо исходить из того, что оказание официальной помощи развитию (ОПР) – это международная политика, которая реализуется многими странами по всем направлениям многостороннего и двустороннего сотрудничества. Основным смыслом ОПР является ответственность развитых стран в отношении развивающихся. Главная ее цель – обеспечение безопасности и стабильности в мире гуманитарными и экономическими инструментами. Именно на этих принципах базируется Стамбульский процесс, где происходит поиск путей и возможностей возвращения Афганистана к мирной жизни.
Не только Казахстан, но и другие страны центрально-азиатского региона вовлечены в Стамбульский процесс. Но наша страна, достигшая определенного уровня экономического развития, берет на себя ответственность в обеспечении стабильности и безопасности в регионе. С нашей стороны приложено немало усилий для содействия решению проблем Афганистана в ходе председательства в ОБСЕ, СМИД ОИС, в рамках ШОС и ОДКБ. С 2007 года реализуется специальный План помощи Афганистану, в рамках которого ежегодно оказывается безвозмездная техническая и гуманитарная помощь, реконструирована автодорога "Талукан – Кундуз – Ширхан – Бандар", построены школа и больница. Для молодых афганских граждан реализуется программа по подготовке 1000 специалистов мирных профессий в казахстанских вузах. Важно понимать, что, способствуя миру и стабильности в Афганистане, мы работаем на обеспечение глобальной, региональной, а, значит, и нашей собственной безопасности.
Что касается затрат нашего государства на образование и медицину, а также состояние наших дорог, то ситуация не такая плачевная, как вы ее описываете. Инвестиции в медицину и образование – это инвестиции в рост, а не в потребление. Поэтому наше государство расходует на социальную сферу (образование, здравоохранение, социальная защита) порядка 39-40% ВВП. В том числе на образование мы предусматриваем более 445,8 млрд. тенге (7,2% к ВВП) и на здравоохранение – более 513,2 млрд. тенге (8,3% к ВВП), что даже превышает аналогичные показатели некоторых развитых стран.
Транспортная инфраструктура нашей страны постоянно совершенствуется. Правительством РК разработан целый комплекс мер по привлечению в дорожное строительство корпоративного и частного капитала, международных займов. Казахстан располагает комплексом сетей автомобильных и железных дорог, отвечающим международным стандартам. Через территорию Казахстана проходит 6 автомобильных, 9 железнодорожных и 4 воздушных коридора международного значения. К числу прорывных инфраструктурных проектов относится строительство международного автотранспортного коридора "Западная Европа – Западный Китай".

Курс на интеграцию
– Перейдем к ближнему зарубежью. В стране идет массированная пропаганда против президентского курса на интеграцию с Россией и Беларусью. Появляются новые печатные издания, которые специализируется на публикациях такого рода. А недавно и глава государства заявил, что наша страна покинет любое объединение, если возникнет угроза суверенитету. Такая опасность реальна?
– Никакой "массированной пропаганды в стране против президентского курса на интеграцию с Россией и Беларусью", как вы говорите, я не вижу. Более того, я не встречал и "новых печатных изданий, которые специализируются на публикациях такого рода". Да, имеются различные оценки функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, создания нового Евразийского экономического союза. Я в курсе практически всех значимых публикаций. Но нельзя все "мазать черным цветом". На мой взгляд, наступает период более взвешенного и реального осмысления процессов евразийской интеграции. Со мной согласятся эксперты. Так, Евгений Винокуров, доктор экономических наук, директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, пишет: "Интеграция – не цель, а инструмент решения насущных проблем вовлеченных государств… Долгосрочную устойчивость интеграционных процессов обеспечит только живая и успешная "интеграция снизу" – взаимовыгодные потоки товаров, услуг, труда и капитала". Политолог Данияр Ашимбаев отмечает: "Мы преследуем вполне конкретную цель: сделать ТС прибыльным и реально нужным для себя… На сегодня мы имеем уже достаточно большой опыт интеграционных проектов: в военной сфере, в политической, экономической и т.д. И вот впервые за двадцать с лишним лет интеграционные проекты перешли от стадии разговоров к их конкретному наполнению". Опытный отечественный политолог Нурлан Еримбетов подчеркивает:
"Негативные последствия от вхождения Казахстана в Таможенный союз распространяют несостоявшиеся отечественные теоретики и экономисты… Патриотизм – это не бегать с флагом в руках. Нужно доказывать свою любовь к родине делом. Политическое решение в отношении союза уже давно принято, и его обсуждать нет смысла".
Что касается второй части вашего вопроса… Не могу согласиться, что угрозу суверенитету Казахстана может нести только участие в каком-либо объединении – это слишком узкая трактовка. Но, если акцентировано говорить о евразийской интеграции, то на заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое прошло в Астане 29 мая с.г., были четко очерчены рамки нового этапа интеграции – только экономика. Это мнение всех глав государств. И те функции, которые мы передадим органам будущего Союза, могу Вас заверить, ни в коей-мере не приведут к ущемлению нашего суверенитета и независимости. Именно в таком контексте необходимо рассматривать слова президента.

Космодром и мирный атом Ирана
– Поговорим о Байконуре. Строительство космодрома "Восточный" и уход России с Байконура (гипотетический пока что) не поставит ли крест на космической программе Казахстана?
– И вновь не соглашусь с вами. Более того, обращаю внимание всех читателей, что между Казахстаном и Россией отсутствуют придуманные отдельными СМИ конфликты по космической отрасли. Думаю, что такие суждения объясняются недостаточным знанием вопроса. Даже гипотетический "уход России" из Байконура технологически растянется на несколько десятилетий, я уж не говорю про то, что для России космодром выгоден в силу своей "географической уникальности"; аналогичных позиций на земле не существует. Учитывая это, полагаю, что Казахстан и Россия еще очень долго будут вести совместную работу в космической сфере. Мы сотрудничаем по комплексу "Байконур" и навигационной системе "ГЛОНАСС", эксплуатируем спутник связи "Казсат-2" и готовим к запуску "Казсат-3", работаем над созданием казахстанского ракетно-космического комплекса "Байтерек". Наряду с этим, казахстанские и российские эксперты прорабатывают детали нового межгосударственного соглашения по комплексу Байконур. Оно позволит регламентировать порядок совместного использования космодрома, создаст условия для развития его научно-технического потенциала, обеспечит подготовку кадров и участие казахстанских организаций в пусковых услугах. Также соглашение преследует целью значительно сократить, а в будущем и вовсе прекратить запуски вредных для экологии Казахстана ракет "Протон-М". Казахстан рассчитывает сформулировать итоговый вариант соглашения до конца текущего года.
– Надо отдать должное Министерству иностранных дел Казахстана, которое организовало встречу представителей "шестерки" и Ирана, хотя шансы на успешное завершение переговоров были минимальны. Возникает вопрос: что дальше? Не напоминает ли вам эта ситуация крыловскую басню про несознательного кота Ваську, который "слушает, да ест?" Или опасения западных партнеров беспочвенны, и антииранская истерия – всего лишь попытка наших западных партнеров "переформатировать" очередную страну на прочерченной ими "оси зла"?
– Когда мы предлагали площадку для проведения очередного раунда переговоров в Алматы, мы исходили из того, что сам факт проведения переговоров после значительного перерыва можно считать шагом вперед. Как принимающая сторона и государство, добровольно отказавшееся от ядерного оружия, мы всегда придавали особое значение сохранению глобальной ядерной безопасности и дипломатическому урегулированию напряженности вокруг ядерной программы Ирана. Кроме того, определенные надежды подавали заявления и выступления сторон переговорного процесса, как до начала, так и между двумя раундами в Алматы.
А что дальше? Дальше только продолжение диалога, мы не видим альтернатив этому пути. Метод односторонних санкций – это крайняя мера, когда исчерпаны иные дипломатические средства решения проблемы. Отмечу, что гуманитарные последствия их применения уже вызывают глубокую озабоченность. По некоторым данным от санкций больше страдает простое население Ирана, а не ВПК и связанные с ним сферы, на которые они были направлены.
В то же время хотел бы подчеркнуть, что каждое государство-член ДНЯО имеет законное и неотъемлемое право на развитие и использование мирной ядерной энергетики на основе полного соблюдения всех требований МАГАТЭ. Поэтому Казахстан выступает за большую транспарентность деятельности Ирана в этой сфере и проведение ее под контролем МАГАТЭ. Это позволит предоставить международному сообществу убедительные доказательства в мирном характере иранской программы.

Соседей не выбирают
– Хочу напомнить об одной нашей встрече – в Ташкенте, если не ошибаюсь в 2000 году, где вы находились с официальным визитом. Контакты с соседями очень важны для любой страны. Инциденты на границе, правда, прекратились, товарооборот растет. Хоть и не так быстро, как хотелось бы. Но казахстанские машины по-прежнему не пускают в столицу Узбекистана, порядка на пропускных пунктах не прибавилось. Назовите, на ваш взгляд, главные проблемы в отношениях с Узбекистаном. Можно ли последнее десятилетие назвать десятилеткой упущенных возможностей?
– У нас получается интересный диалог – вы спрашиваете, я не соглашаюсь. Но, как известно, в споре рождается истина. Так что я вновь не согласен с такой постановкой вопроса. Я убежден, что отношения между Казахстаном и Узбекистаном развиваются в духе сотрудничества и конструктивизма. Как известно, недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетил с визитом Ташкент и провел встречу со своим узбекским коллегой Исламом Каримовым. Во время визита Глава нашего государства в очередной раз подтвердил неизменность курса на дальнейшее сближение. "Соседей не выбирают, – сказал он о казахстанско-узбекских отношениях, – мы добрые соседи, мы близкие люди". Важно отметить, что в ходе визита было подписано двустороннее соглашение о стратегическом партнерстве.
За годы независимости в отношениях между нашими странами были различные спорные моменты, но я считаю, что это нормальный рабочий процесс выстраивания сотрудничества двумя суверенными государствами, каждое из которых имеет собственные легитимные национальные интересы. Самое важное, что эти вопросы всегда находили взаимоприемлемые решения. Если взять один из важнейших индикаторов любого межгосударственного сотрудничества – уровень торгово-экономических отношений, то, несмотря на продолжающийся мировой финансовый кризис, из года в год уровень товарооборота между Казахстаном и Узбекистаном неуклонно повышается. Так, с 2000-го по 2009 год объем взаимной торговли между нашими странами увеличился почти в 6 раз, а с 2009-го по 2012 год – более чем в 2 раза, составив более 2 млрд.долл. США. Казахстан стал одним из крупнейших торговых партнеров Узбекистана, занимая 3 место после России и Китая. Налаживаются тесные деловые контакты между бизнесменамиКазахстана и Узбекистана. Создан казахстанско-узбекский Деловой Совет.
Все это является логическим результатом достигнутых ранее договоренностей на высшем и высоком уровнях и закладывает прочную основу для дальнейшего развития и углубления полноформатного сотрудничества.

 

Источник - Аргументы и факты-Казахстан

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение