Гуманитарное измерение СВМДА

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
С момента образования Независимого Казахстана руководство страны неоднократно выступало с инициативами, влияющими на вектор развития международных отношений в сфере безопасности, геоэкономических процессах не только в региональном разрезе, но и на глобальном уровне. Каждая из этих инициатив есть результат системного подхода Президента страны Нурсултана Назарбаева к оценке состояния и перспектив развития различных сфер современного мира.
Гуманитарное измерение СВМДА
С момента образования Независимого Казахстана руководство страны неоднократно выступало с инициативами, влияющими на вектор развития международных отношений в сфере безопасности, геоэкономических процессах не только в региональном разрезе, но и на глобальном уровне. Каждая из этих инициатив есть результат системного подхода Президента страны Нурсултана Назарбаева  к оценке состояния и перспектив развития различных сфер современного мира. Стержнемэтой позиции является нацеленность на интеграцию, эффективное взаимодействие, доверие и взаимное уважение. Это не только риторика, которую использует выдающийся политик в общении со своими коллегами-президентами на саммитах и крупных форумах, но и практические шаги, нацеленные на создание мощных диалоговых площадок, которые  должныобеспечить стабильное и устойчивое развитие в нашем крайне сложном и неспокойном мире, который сталкивается с качественно новыми рисками и вызовами - демографическим, продовольственным, поколенческими кризисами,утратой прочных ценностных ориентиров. Вызовы21-го столетия требуют новых подходов и новых инструментов разрешения кризисных ситуаций - возрастает роль политиков, способных не только реагировать на ситуативные изменения, но и действовать на опережение, предугадывать вектор глобальных пермен, которые стремятся  максимально снизить влияние все более возрастающих рисков на стабильное и устойчивоеразвитие общественных институтов.Преждевсего, к числу таких эффективных диалоговых площадок относится СВМДА, одна из первых прорывных инициатив Нурсултана Назарбаева, с которой начался качественно новый этап внешнеполитического позиционирования РК. Напомню, что 14 сентября 1999 года в Алматы состоялась встреча руководителей внешнеполитических ведомств государств-участников СВМДА, была подписана алматинская декларация, которая провозгласила качественноновые принципы отношений между членами этой организации. Среди этих принципов, прежде всего, необходимо выделить  декларацию о неприменении силы и угрозы силой, территориальной целостности государств, экономическое, социальное и культурное сотрудничество. Огромную важностьдля всех участников организации имеет Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействия диалогу между цивилизациями.ЭтоСъезд мировых и традиционных религий, который стал важнейшей точкой отсчета в поиске межконфессионального согласия в глобальном масштабе.  Это g-global - уникальная антикризисная площадка. На которой не только формируются новые подходы к более справедливому формату отношений в сфере экономики и финансов, но рассматриваются проблемы современного мира в более широком контексте - преодоления цивилизационного кризиса, вкотором находится современное общество потребления.Этиглобальные диалоговые площадки соединены общностью идеологии, единой стратегией внешнеполитического позиционирования Казахстана, нацеленной на сотрудничество и уважение каждого из участников международных процессов, без разделения на главных и второстепенных. Я полагаю, что одной из важнейших задач стоит цель консолидации деятельности этих площадок.Внастоящий момент перед СВМДА стоит важная задача усилить одно из ключевых направлений работы в гуманитарном измерении, с точки зрения преодоления глубоких противоречий, существующих в современном мире в сфере социо-культурных, цивилизационных коммуникаций. Поэтому дискуссия оформировании пространства толерантности в зоне ответственности СВМДА, это не просто научная дискуссия, а вопрос, который необходимо решать в плане практических решений, в том числе в плане распространения и развития тех идей и гуманистических практик, которые реализуются в Казахстане.Дляэтого, безусловно, необходимо придать казахстанскому опыту для СВМДА универсальный характер, более внимательно оценить возможность примененияказахстанской модели в других регионах, других странах.Ябы отметил, что понятие безопасности и мерам доверие должно включать в себя и неконфликтное понимание общей истории народов, проживающих в общем пространстве евразийского региона. Преодоление нагорно-карабахского конфликта и палестино-израильского конфликта едва ли возможно без сближения позиций, прежде всего молодежи,  по восприятиютех трудных и противорчивых лет, когда эти народы жили в одном цивилизационном пространстве и при всех сложностях и противоречиях, это были годы, когда существовало сотрудничество, создавались общие семьи, формировались общие культурные ценности. Цивилизационный код СВМДА должен быть нацелен на решение гораздо более сложных задач, нежели выработку общих позиций в сфере «традиционной безопасности».

Поделиться: