Россия, Москва

info@ia-centr.ru

В схватке с Nabucco West победил Trans-Adriatic Pipeline

30.06.2013

Автор:

Теги:
В схватке с Nabucco West победил Trans-Adriatic Pipeline
Виктория Панфилова, обозреватель "НГ". Специально для ИАА "Вестник Кавказа"

Интрига, связанная с вопросом, какому из двух конкурирующих проектов по доставке азербайджанского газа в Европу – газопроводу Nabucco West или Trans-Adriatic Pipeline (TAP) будет отдано предпочтение, кажется, разрешилась. Nabucco West не получит газ с азербайджанского месторождения "Шахдениз-2", сообщила австрийская компания OMV, входящая в консорциум по реализации проекта. "Мы с уважением относимся к этому", – заявили в компании, комментирую решения консорциума, разрабатывающего месторождение, сделать выбор в пользу альтернативного проекта "Трансадриатического газопровода".

По мнению экспертов, выбор операторов "Шахдениз-2" сильно осложнит судьбу Nabucco West. Представляется, впрочем, что это решение было принято несколько раньше – во время визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Брюссель и его встречи 21 июня с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. Очевидно, что тема транспортировки азербайджанского газа в страны ЕС была основной на переговорах. Не менее очевидно и то, что окончательное решение относительно того, в какую именно трубу пойдет газ с каспийских месторождений Азербайджана, не могло быть принято без одобрения высшей власти в Баку и согласования этого решения с европейскими партнерами.

Хотя, учитывая, что Ильхам Алиев заранее заявил, что именно от решения самого "хозяйствующего субъекта", т.е. операторов "Шахдениз-2" будет зависеть окончательный маршрут, свидетельствует, как считает руководитель клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде, что президент специально дал понять, что "ответственность за принятие решения по данному вопросу несет не столько официальный Баку, сколько коммерчески мотивированный газовый консорциум, где ведущую роль играют иностранные компании".

Хотя поставщик азербайджанского газа в Европу определен "кончину" Nabucco West предсказывать было бы преждевременно. Не исключено, что в конечном итоге, реализованы, будут оба проекта. "По мере развития проекта "Шахдениз-2", по мере увеличения ресурсной базы Азербайджана возможна реализация сразу двух трубопроводных проектов одновременно", считает Велизаде.

Партнер и аналитик консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что к началу 2018 году Европа уже сможет получать каспийский газ. "К этому времени должно начаться освоение месторождения "Шахдениз-2". Не исключено, что ЕС и Баку сможет договориться с Ашхабадом по поставкам туркменского газа. К проекту могут подключиться и другие поставщики, например, Северный Курдистан", – сказал "ВК" Михаил Крутихин. По его словам, ЕС рассматривает Южный газовый коридор как многоэтапный проект и рассчитывает получить до 40 млрд. куб. газа в год. Nabucco West позволит удовлетворить от 8 до 10% потребности европейских стран в газе.

Его мнение поддерживает азербайджанский эксперт, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа" Орхан Саттаров: то, что азербайджанский газ пойдет в Европу, эксперты не сомневаются, если, конечно, не произойдет форс-маржора. "Оба проекта, и – Nabucco West и TAP – имеют политическую поддержку США и Европы, поскольку оба они, в конечно итоге, открывают путь для каспийского газа на европейские рынки".

Напомним, что проект TAP рассчитан на транспортировку каспийского газа через Грецию, Албанию и через Адриатическое море на юг Италии в Апулио, и далее – в Западную Европу. Ресурсной базой за основу берется газоконденсатное месторождение "Шахдениз-2". Акционерами TAP являются швейцарская AXPO (42,5 %), норвежская Statoil (42,5 %) и немецкая E. ON Ruhrgas (15%). Строительство ТАР начнется в 2015 году.

Политолог из Германии Ашот Манучарян, напротив, сомневается в успехе реализации обоих этих проектов. "Они являются частью Южного газового коридора, речь о котором идет уже не один десяток лет. Это чисто политический проект. Европа поставила себе цель диверсифицировать поставки газа, чтобы уйти от монопольной зависимости от России и снизить цену на газ. Насколько это ЕС удалось, судить пока рано. В реализацию этого проекта до сих пор не вложено ни копейки. В Европе это объясняют тем, что доходы от реализации газа ожидаются небольшими", – сказал "ВК" Манучарян.

По словам политолога, ситуация может измениться только при наличии стопроцентной гарантии, что поставки газа в больших объемах будут осуществляться в течение, как минимум, 10 лет. Если таких гарантий не будет, то европейцы ва-банк не пойдут. Тем более, что один из крупных потенциальных поставщиков, Туркменистан, наращивает объемы поставок своего газа в Китай.

Кроме того, не решен вопрос строительства Транскаспийского трубопровода. Вопрос упирается в определение статуса Каспия, хотя, как известно, ЕС не считает отсутствие решения по международно-правовому статусу Каспийского моря препятствием для реализации проекта. Но есть масса других нюансов. "Европейская позиция заключается в том, чтобы трубопровод из Азербайджана до европейской части Турции эти страны построили сами. Продолжение строительства трубопровода, который как раз и называется Nabucco West – за европейцами. Насколько это будет все профинансировано, пока не ясно", – сказал Манучарян.

Впрочем, дополнительный транспортный маршрут для газа в Европу строит и Россия – "Южный поток". Делается это также не из одних коммерческих соображений. По мнению экспертов, выигрывают компаний, которые будут строить трубу, а также компании-посредники, которые на всем маршруте будут извлекать определенную прибыль. В Баку, правда, говорят, что не считают Россию конкурентом на европейском направлении, но опасения все же имеются.

"С коммерческой точки зрения Баку выгодно продавать свой газ в Европу, где ему за него щедро заплатят. В Москве этого не могут не понимать. Поэтому "Газпромом" в 2008 году и было сделано довольно интересное предложение о закупке всех объемов азербайджанского газа с "Шахдениз" по европейским ценам – и это при наличии готовой инфраструктуры. В свое время это предложение дало Азербайджану козырь в газовом торге с Европой. Однако, в конечном итоге Баку все же решил строить совместно с турками Транс-Анатолийский газопровод стоимостью в $10 миллиардов. Значит, все же есть определенные опасения с азербайджанской стороны. Тем более что перед глазами печальный опыт Туркменистана, который по схожей схеме продавал свой газ "Газпрому", а в итоге остался с лопнувшей трубой и миллиардными убытками", – считает Орхан Саттаров. По его словам, не подвергая сомнению надежность России как партнера, в Баку, однако, трезво оценивают ситуацию: количество политических, социальных и экономических переплетений с Москвой чересчур велико, чтобы рискнуть складывать все яйца в одну лишь "российскую" корзину.

Надо понимать, что Азербайджан не конкурент "Газпрому" на европейском газовом рынке. 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа, которые пойдут на начальном этапе в Европу, – это капля в море по сравнению с поставками российского монополиста. Другое дело, что в Москве есть серьезные и вполне обоснованные опасения, что через некоторое время к "Южному газовому коридору" могут присоединиться другие страны-экспортеры газа – в первую очередь, уже упомянутый Туркменистан. И вот в этом раскладе "Газпрому", возможно, придется потесниться на европейском газовом рынке. Но эти вопросы уже выходят за плоскость российско-азербайджанских отношений.

У Азербайджана и России сохраняется определенный потенциал для сотрудничества в энергетической сфере, например, по тому же нефтепроводу "Баку-Новороссийск", если стороны смогут придти к согласию в вопросе создания банка нефти, на котором настаивает Азербайджан. Однако говорить о каких-то слишком уж серьезных перспективах сотрудничества не приходится – в конце концов, обе страны являются экспортерами энергоресурсов. При этом, "экспортные калибры" двух стран не идут ни в какое сравнение. Азербайджану необходимо лишь выгодно сбыть свои относительно небольшие объемы газа, и это его желание на отношениях с Россией заметным образом отразиться не должно.

Как стало известно ВК, официальная церемония объявления окончательного выбора маршрута планируется, по одним источникам 28 июня, по другим – 8 июля 2013 года.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение