ПРАГМАТИЗМ Н.А. НАЗАРБАЕВА И ПРЕДВИДЕНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПУТИ. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Демократический принцип организации и функционирования государственного регулирования: критерии единства государственной власти в республике, разделение ее на правовой основе на законодательную, исполнительную и судебную ветви, основанный на системе сдержек и противовесов между ветвями власти через соблюдение ими принципов независимости и равноправия, был четко регламентирован в новой Конституции Казахстана
ПРАГМАТИЗМ Н.А. НАЗАРБАЕВА И ПРЕДВИДЕНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПУТИ. Ч.1
 Деятельность Н.А. Назарбаева на посту Президента РК полна блестящимиуспехами. Среди них особое место занимает научное предвидение историческихперспектив для Казахстана. Хочется выделить в этой связи три явления:1.Определениевекторов и направлений казахстанского пути в 1992 г.,2.Стратегия«Казахстан -2030», провозглашенная в 1997 г.;3.Стратегия«Казахстан - 2050».Первая научное предвидение, пронизанное прагматизмом, был"обнародовано еще в Далеком 1992г. Речь идет об опубликованной 16 мая 1992 года вгазетах «Егемендi Казакстан» (ныне «ЕгеменКазакстан») и «Казахстанская правда» статье Президента РК НА Назарбаева «Стратегия становления иразвития Казахстана как суверенного государства». Объем публикации составляетоколо одного печатного листа.С позиции политологии, и прежде всего, теории государства, статья,изложенная в жанре научного исследования, отражает политическую платформуПрезидента, вычленяет перспективы казахстанского народа в новой формацииобщественных устоев, определяет векторы преодоления кризисных явлений и решениявопросов социально-экономического развития, стратегии государства во внешнейполитике и международных отношениях, вопросы национальной безопасности. Нампредставляется, что данный труд, теоретически обоснованный, насыщенныйпрактическими предложениями для претворения, несущий идейно-политический игражданско-нравственный императив нацстроительства, следует понимать какМанифест, предложенный Лидером. Идеи, заложенные в статье, впоследствииполучили свое развитие и воплощение в программных документах и реализованных проектах,таких, как: Программа стратегического развития «Казахстан-2030»,конкурентоспособный Казахстан, интеллектуальная нация,  «Культурное наследие», индустриально-инновационноеразвитие, обеспечили вхождение Казахстана в клуб стран - ключевых игроков намеждународной арене: Азии, Европы, США, Японии, активное сотрудничество и вкладКазахстана в решении вопросов глобальной экономики, политики и культуры, вчастности, получив доверие международного сообщества и возглавив Организацию побезопасности и сотрудничеству в Европе, Организацию исламского сотрудничества.Однако мы должны признать, что в исследованиях по истории независимогоКазахстана, уделяя большее внимание ежегодным Посланиям, юбилейным выступлениями публикациям Президента в контексте изучения становления государственности,социально-экономического роста, межэтнического и межконфессионального согласия,политической идеологии, все еще не получает заслуженной оценки его работа«Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства».Между тем, интеллектуальный месседж работы имеет историческое значение дляправильного понимания судеб Казахстана и его граждан между прошлым и настоящим.Статью предваряет небольшое введение, структурно работа содержит разделы«Стратегические цели и концептуальная модель развития Казахстана», «Стратегия вобласти внутренней политики», «Стратегия в области внешней политики инациональной безопасности», которые логически резюмированы в заключительнойчасти публикации.В начале 90-х годов положение Казахстана было сложным. Развал СССР, скоторым все еще связывала свои надежды широкая общественность, роспуск КПСС,крушение марксистско-ленинской идеологии, обнаружившие себя трещины в дружбенародов, пошатнули общественное сознание. 40 процентов населения жили за чертойбедности. Промышленное производство снизилось вдвое, сельскохозяйственное -почти на треть [1]. В этот критический момент, когда все чаяния и надеждынарода были связаны с Президентом страны, появление статьи стало своевременнымоткликом времени, в которой как ответ на множество глобальных вопросовпрозвучала мысль об исторической миссии и высокой ответственности Лидера нацииперед будущими поколениями казахстанцев. «Так распорядилась судьба, что времятрудных раздумий и решений, радикального переустройства жизни выпало на нашудолю», - подчеркивалось во вводной части [2]. Связывая развал СССР в первуюочередь с человеческим фактором, автор отмечал, что многие люди сегоднячувствуют себя как путники, потерявшие знакомые ориентиры.Статья пронизана научным прогнозом будущего, акцентирует внимание насложности и актуальности разрешения вопросов преодоления кризисного состояния,в котором оказалось общество, поиске путей и реальных механизмовпоступательного развития страны, опасения в бездействии, грозящем обществудеградацией и обезличиванием. Умело используя познавательные ресурсы закона,теории и гипотезы, автор убеждает соотечественников не впадать в пессимизм,демонстрирует желание трезво взглянуть в лицо правде.В политической сфере для достижения стратегических целей обозначенанеобходимость построения сильной президентской республики. Если вспомнить, чтоинститут президентства в Казахстане был введен 24 апреля 1990 года, а первыевсенародные президентские выборы прошли 1 декабря 1991 года, то сложнопредполагать, что предложенная уже весной 1992 года идея «сильной президентскойреспублики» могла быть в тот момент осмыслена и воспринята всеми казахстанцами.Потребовалось принять две Конституции, чтобы институт президентства полностьюбыл реализован в стране.Конституция 1993 года закрепила за Президентом представительскиеполномочия во внутренней политике и на международной арене. В то же времяединственным законодательным и высшим представительным органом, согласно той жеКонституции, был объявлен Верховный Совет РК.Образовавшееся «двоевластие» обнаружило свою неэффективность управления. Дажево время политической борьбы за власть в Москве в октябре 1993 года две структурыказахстанской власти не были едины в своем отношении к конституционному кризисув России. В своем заявлении Президент Казахстана НА. Назарбаев, обвинив российских депутатов, высказал одобрение позицииПрезидента России, тогда как Председатель Верховного Совета РК С. Абдильдин винтервью «Российской газете», напротив, поддержав депутатов ГосударственнойДумы, открыто выразил свои возражения против проводимого Б.Н. Ельцинымполитического курса.Последующие события в Казахстане - дважды роспуск Верховного Совета,самороспуск местных opгановуправления, отсутствие взаимопонимания между законодательной и исполнительнойветвями власти - все это лишний раз убедило в правильности стратегии ПрезидентаРК. Уже 30 августа 1995 года всеобщим референдумом народ Казахстана принялновую Конституцию. Был заложен фундамент нового государства, определеныперспективы развития общества, выстроена адекватная система государственногоуправления.Казахстан был объявлен демократическим, унитарным, светским, социальным,правовым государством. Формой управления выбрана президентская республика,между тем как Конституция 1993 года, объявив о провозглашении РеспубликиКазахстан, оставила неясности в вопросе о форме государственного управления. Теперьэтот вопрос получил надлежащее отражение в новой Конституции. В документераздел о Президенте страны предваряет текст о Парламенте, что четко расставилоприоритеты во взаимоотношениях институтов власти и иерархии при координации имисвоих действий. По Конституции 1993 года, напротив, в разделе «Государство, егоорганы и институты», глава о Президенте страны следовала за главой о ВерховномСовете.Демократический принцип организации и функционирования государственногорегулирования: критерии единства государственной власти в республике, разделениеее на правовой основе на законодательную, исполнительную и судебную ветви,основанный на системе сдержек и противовесов между ветвями власти черезсоблюдение ими принципов независимости и равноправия, был четко регламентированв новой Конституции Казахстана. Институт президентства теперь выделен из системыисполнительной ветви власти как гарант единства народа и государственнойвласти.Президент,согласно ст.40 III-го разделаКонституции, является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющимосновные направления внутренней и внешней политики государства и представляющимКазахстан внутри страны и в международных отношениях; символ и гарант единстванарода и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свободчеловека и гражданина, и, наконец, Президент Республики обеспечиваетсогласованное функционирование всех ветвей государственной власти иответственность органов власти перед народом Полномочием выступать от именигосударства и всего народа обладает только Президент Казахстана. Парламент РК -высший законодательный орган власти, согласно Конституции владеет лишьограниченными полномочиями выступать от имени народа[3].В Конституциичетко очерчена сфера общественных отношений, находящаяся в ведении Парламента,который на законодательной основе регулирует и устанавливает основополагающиепринципы и нормы в этой области. Хотя законодательные полномочия полностьюпереданы Парламенту, Президент имеет право издавать акты и указы, имеющие силузакона. Еще 16 мая 1992 года Н А.Назарбаев резюмировал, что «развитие государственностинезависимого Казахстана будет сопровождаться обеспечением «де-факто» президентскогоправления. Президент республики как глава государства должен иметь всенеобходимые рычаги для осуществления эффективного руководства. Возглавляяправительство он будет решать вопросы, связанные с работой высшейисполнительной власти, проводить в правительстве кадровые назначения,определять ответственность правительства и его членов» [4]. И лишь спустя тригода, озвученный тезис Президента был полностью реализован.Сложно исейчас, по прошествии времени, рассуждать о том, как обернулся бы неумолимыйЖернов Истории, раздираемый множеством перипетий локальных факторов, если бы нетвердая решительность и уверенность Лидера в преодолении обществом и странойболезненных точек конституционно-правового ростаИдеи прогнозыавтора в области экономики определяют стратегический формат научного контекстастатьи. Есть основания выделять два блока обсуждения проблемы. Первый-преодоление системного кризиса и развала экономики, второй - становление нарельсы оживления экономики и построение социально-рыночной экономики. В любомконтексте решения вопроса первенство уделялось внутристрановому интересу. В тоже время род внешнеэкономических факторов, иностранные инвестиции в экономикустраны оставались в числе знаковых форм рыночных преобразований. Приоритетэкономическому развитию был обоснован рядом положений. Во-первых, это широкийспектр полезных ископаемых, создающих надежную сырьевую основу практическилюбого вид производства. Во-вторых, большие площади сельхозугодий и пашни,позволяющие Казахстану после реформы земельных отношений стать заметным даже намировой арене экспортеров продовольствия. В-третьих, наличие достаточноразвитого производственного потенциала и грамотного контингента рабочих во всехотраслях.  В-четвертых, богатый,невостребованный по-настоящему прежней системой арсенал научных идей, открытийи изобретений, но пока, к сожалению, ненаходящих государственной поддержки из-за живучести бюрократических традиций,невосприимчивых к риску, ко всякому новому, выходящему за рамки привычныхобыденных представлений» [5].Еще на заренезависимости Президент предвидел значение введения кратко-средне-долгосрочных экономическихпланов-прогнозов.Акцентировалособое внимание на ключевых этапах процесса экономического роста страны напредстоящие 20 лет:1 этап  -  1992-1995  гг.  - период  приватизации  государственной  собственности, формирование основ рыночных механизмов,преодоление дефицита товаров на потребительском рынке2 этап -1996-2005 гг. - переход экономики страны на рельсы интенсивного роста,составляющими которого являются:- полнокровные рыночные механизмы; - подлинная свободавсех товаропроизводителей; - рациональноеприродопользование,- набравший скорость процесс освоения высоких технологий и завоеванияпозиций мировой экономике;-компетентныйкадровый корпус в области отечественного и международного бизнеса. Третий этап,завершающийся 2012 годом, характеризуется укреплением роли Казахстана мировойэкономике, вхождением страны в ряд стран с новой индустрией [6].Сегодня мы, можем утвердительно говорить о точности экономическихпрогнозов. Так, интенсивность роста экономики, прогнозируемая к 19% году ипрослеживаемая в тот период лишь контурно, отчетливо обнаружила себя уже спустянемногим три года - к 1999 году. С 1999 по 2007 года ежегодный прирост ВВПсоставлял в среднем 10 процентов в год [7]. В этой связи нетрудно догадаться,какое неимоверное мужество и стойкая решительность требуется, чтобы в 1992году, в период, когда система плановой советской экономики была уже практическизахоронена, предложить на суд общественности идеи, полные оптимизма инацеленные на совершенно новый курс общественного развития.Абжанов Х.М.Список использованных источников:I. Назарбаев НВремя выбрало нас // «Мысль». 2012 №1. с 10.2   Назарбаев Н Стратегия становления и развитияКазахстана как суверенного государства //«Казахстанская правда» 1992. 16 мая.3.  Конституция Республики КазахстанАстана: Елорда. 2008. с 15-22.4.  Назарбаев Н   Стратегия становления  и развития  Казахстана как суверенногогосударства // «Казахстанская правда». 1992 16 мая.5.  Там же6.  Там же7.  Назарбаев Н. Время выбрало нас //«Мысль» 2012. №1 с. 10.Источник: Социальная модернизация странпостсоветского пространства: исторические тенденции и казахстанский опыт//Материалы международной научно-практической конференции 25-26 апреля 2013 г. – Актобе:Актюбинский государственный педагогический институт, 2013.  

Поделиться: