Осталось не так много времени, как отечественные масс-медиа отметят свой профессиональный праздник – День журналистики. На протяжении 21 года они писали хронику независимости страны, но сегодня роль и место СМИ в мире заметно повысились. К ним предъявляются повышенные требования как к ответственности, так и к конкурентоспособности. Что необходимо сделать, чтобы получить  жизнеспособные и качественные СМИ? Об этом в интервью газете «Литер» говорит генеральный директор холдинга «Нур-Медиа» Ерлан Байжанов.


– Приближается профессиональный праздник журналистов. В связи с этим вопрос: каковы актуальные тенденции развития медиа в Казахстане?

– Идут изменения, связанные с глобальными тенденциями. Это развитие медийного Интернета, в корне меняющего структуру медиапотребления.  Сильнейшее давление на традиционные СМИ оказывает появление новых каналов получения информации – через мобильные устройства. Поэтому долгосрочный тренд – это миграция традиционных медиа в Интернет. 

Что касается казахстанской специфики, то ключевые изменения сейчас происходят в сфере государственных СМИ. Этот вектор модернизации был задан  государственным секретарем Маратом Тажиным на мартовском совещании с информационным активом. Медиа должны отражать реальную картину мира, сосредоточившись на присущих им информационных и социальных функциях. Когда пропаганда достигает гротескных форм, СМИ отрываются от реальных проблем общества. Падает доверие к ним, снижается конкурентоспособность на информационном рынке. В такой ситуации медиа, призванные служить каналом связи между государством и обществом, инструментом общественного контроля не являются и не воспринимаются. Установки М.Тажина возвращают государственные СМИ к их исконному предназначению.

 

– Холдинг «НУР-Медиа» часто отождествляют с государственными СМИ. 

– Это путаница между понятиями «государственный» и «провластный». Учредителем холдинга является правящая партия «Нур Отан», и газеты, объединенные в холдинге, являются партийными. Кроме них, холдинг управляет медийными активами, собственником которых является национальная компания «КазМунайГаз». Всего у нас одиннадцать средств массовой информации, это самое крупное медийное объединение в Казахстане. 

 

– Как складываются отношения холдинга с партией?

– Очень конструктивно. Партия «Нур Отан» размещает в СМИ холдинга информационный заказ, оказывает деятельное содействие в организации подписки. Это большое подспорье.

Нам импонируют подходы нового партийного руководства – и в отношении перестройки работы партии, и с точки зрения новых требований к работе партийных изданий. Начатая Бауыржаном Байбеком по поручению лидера партии «перезагрузка» должна превратить «Нур Отан» в живой и сильный политический организм, готовый к переменам в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. На мой взгляд, в последнее время партия демонстрирует мощный потенциал и к идеологическому обновлению, и к организационному развитию. 

Такие же высокие требования партийное руководство предъявляет к СМИ, входящим в холдинг. Они должны быть современными, финансово самостоятельными, а значит – популярными у аудитории и влиятельными. 

 

– Финансово самодостаточные СМИ – это большая редкость сегодня.

– Наша команда пришла в группу «НУР-Медиа» полтора года назад, в тот момент финансовое положение было очень тяжелым. СМИ холдинга демонстрировали тенденцию к снижению своей рыночной доли, тиражей, доходов от рекламы. Быстро выправить ситуацию можно было только за счет активного поведения на медийном рынке. Группа «НУР-Медиа» стала работать как медиа-агентство полного цикла, нацеленное на оказание рекламно-информационных услуг. Благодаря этому доходы холдинга существенно выросли. Помогло также то, что был восстановлен приемлемый уровень финансирования медийных активов «КазМунайГаза». Это позволило снять остроту финансовых проблем и сосредоточиться на вопросах стратегического развития.

Мы поняли, что нерационально модернизировать каждый актив в отдельности, нужно сменить модель по группе в целом. Разработанная нами стратегия предполагает трансформацию холдинга из конгломерата СМИ в информационную компанию, интегрирующую существующие ресурсы в структуру по производству и распространению разноформатного контента на разных носителях в зависимости от предпочтений целевых аудиторий. 

Качественно меняются редакционные процессы и способы создания контента. Мы уже внедрили интранет-портал и базу данных, доступную для всех журналистов холдинга. Модернизированы сайты печатных СМИ. Сейчас приступаем к внедрению  служб ньюсрума – по работе с пользовательским контентом, по управлению и диспетчеризации контента, дизайн-студии. Новая система требует построения новой корреспондентской сети универсальных журналистов. Кроме того, будет создан единый веб-портал, который помимо создания новостей интегрирует в себе лучший контент всех СМИ холдинга. 

 

– Как к этим новациям относятся журналисты холдинга?

– Интернет выдвигает совершенно новые требования к компетенциям журналистов. Новое всегда с трудом пробивает себе дорогу, но со стороны журналистов мы чувствуем желание работать по-современному. Холдинг сейчас завершает разработку новой системы мотивации. Она будет объективно оценивать деятельность топ-менеджмента медийных компаний на основе ключевых производственных и финансовых показателей. Кроме того, данная система будет учитывать индивидуальные показатели каждого работника холдинга. 

Компетенции главных редакторов очень существенно меняются, они должны чутко улавливать запросы общественной среды, учитывать потребности человека информационного общества, который хочет комментировать, писать в блоги, снимать и отправлять для публикации фото- и видеоматериалы. Онлайн-версии печатной прессы станут доступнее пользователям, более оперативными, мультимедийными. Все компоненты мультимедиа в редакциях уже созданы. 

 

– Требуют ли новые технологии оптимизации структуры холдинга?

– Конечно, поскольку появится фактор объединенной новостной редакции и корреспондентской сети, выступающих производителями контента для нескольких СМИ. Кроме того, назрели организационные изменения. Газеты «Литер» и «Айкын» будут объединены в одну компанию, в самом начале они так и работали. В планах переформатирование газеты «Нур Астана»: будет запущен онлайн-продукт – молодежный портал на казахском языке. Анализ рынка и спроса показал: проект многообещающий. Убедимся в этом скоро – официально портал откроется в июле.

Проведен ребрендинг радио «Деловая волна», она поменяла  название на «Орда.fm». Новый формат – радио-сити, то есть сугубо городской радиостанции, предполагает максимум внимания к тому, что интересует жителей столицы. 

С 1 июля перестает выходить газета «Известия-Казахстан». Проект был нерентабелен уже многие годы, поэтому собственники, включая российскую сторону, закономерно пришли к такому решению. Хочу заверить, что интересы подписчиков не пострадают. Они смогут получить стоимость полугодовой подписки или переоформить подписку на любое издания холдинга «НУР-Медиа» без дополнительных затрат.

 

– Закрытие СМИ стало распространенным явлением. Нашумевший пример – в Греции закрыта государственная телерадиокомпания.

– Я вижу здесь проблему нерентабельности значительных финансовых средств, направляемых на поддержку государственных медиаресурсов. Греческий премьер заявил о хронической убыточности и непрозрачности этой телекомпании. При этом у нее был огромный по нашим меркам бюджет в 300 миллионов евро. 

Но и в Казахстане похожая ситуация. Медиа не воспринимаются как индустрия, к которой применимы параметры экономической эффективности. Их деятельность чаще всего трактуется в идеологическом ключе – как социальная сфера, лежащая на плечах госбюджета. 

На мой взгляд, следует пересмотреть модель управления  государственных телеканалов. Возможно,  следует рассмотреть вариант их акционирования с привлечением частных инвесторов.  

 

– Насколько можно быть уверенным, что инвесторы придут на телерынок?

– Инвесторы вкладывали бы средства в телевидение, если бы здесь действовали понятные и единые для всех правила игры. Отсутствие конкуренции (ведь по сути финансирование государственных телеканалов не зависит от качества работы), дисбалансы казахстанского рекламного рынка, медленное внедрение принципов корпоративного управления в государственных СМИ тормозят развитие отрасли в целом. Надо понимать: те медиакомпании, которые не будут отвечать на вызовы времени, которые плохо управляются, станут не нужны ни аудитории, ни рынку, ни собственнику.

 

– Вы считаете, что телеканал «Астана», входящий в холдинг «НУР-Медиа», управляется хорошо?

– Неоспоримый факт состоит в том, что это самый быстрорастущий канал по рейтингам и доле телесмотрения. Многие зрители уже заметили изменения, происходящие на телеканале. Он поменял оформление, стиль. Скорректировано понимание собственной целевой аудитории в соответствии с ежедневно производимыми исследованиями рейтинговых и аудиторных показателей. На 45% увеличилось собственное производство, причем, как мы видим, новые продукты интересны зрителям. Канал уже снимает собственные сериалы, в этом году их будет два. 

 

– Какая проблема вас волнует больше всего?

– Поколенческий разрыв. В настоящее время отмечаются заметные различия в ценностях поколения Интернета и старших поколений. Это смещение ценностей может оказаться и позитивным, и со знаком минус. Молодое поколение  казахстанцев выросло и мировоззренчески сформировалось в период революционного развития информационных и коммуникационных технологий, значительного социального расслоения общества. В отношении него государству следует выработать новые идеологические подходы.

 http://www.liter.kz/articles/view/24876