Россия, Москва

info@ia-centr.ru

А.Бенгард: Вузы.kg - то пусто, то густо?

19.06.2013

Автор:

Теги:
За годы независимости в республике развелась уйма высших учебных заведений. Если в 1991 году в 12 вузах обучалось 58 тысяч студентов, то сегодня их стало 52, а число студентов выросло почти до 240 тысяч. При этом в советское время пять из 11 вузов были педагогическими, сегодня - ни одного. Качеством высшего образования особо не похвастаться, трудоустройством выпускников - тем более. Вот Минобразования и озаботилось "оптимизацией вузовской сети", подготовило проект постановления.

Документом предполагается определить перечень государственных высших учебных заведений республиканского значения и список высших учебных заведений регионального значения. Кроме того, предлагается переименовать несколько государственных вузов. Так, КГУ имени Арабаева, Нарынский имени Нааматова, Иссык-Кульский, а также Таласский и Баткенский университеты - в государственные педагогические.

Не было ни одного, получите сразу пять!

В последние годы в школах повсеместно не хватает учителей. Да и в университетах преподают иногда не педагоги. Решит ли проблему сплошное переименование региональных вузов?

"Закрыть потребность в педкадрах спокойно могли бы и два университета - наш и Ошский государственный, - говорит ректор КГУ имени Арабаева Толобек Абдырахманов. - Дело даже не в количестве, а в том, как удержать выпускников в школах. Бюджетники едут по распределению в регионы, но после отработки снимаются с мест и возвращаются в столицу. Контрактники вообще не хотят работать учителями. А сколько наших выпускников работают на базарах, едут на заработки в Казахстан, Россию?".

"Да, хорошо, что повысили зарплату, но это полдела, - продолжает он. - Сегодня нужно поднять социальный статус, авторитет учителя, а это очень сложный и многогранный процесс. Должны подключиться родители, айыл окмоту, администрации школ, правительство. Местные власти могли бы выделить специалистам жилье, земельные участки, предусмотреть налоговые преференции. Кроме того, пора прекращать делать из учителей налоговых агентов. Классные руководители собирают деньги с родителей учеников по поводу и без повода. Отсюда и недопонимание, многочисленные конфликты. На выборах опять работают учителя, ходят по дворам, агитируют избирателей. Вот так и дискредитируют педагогов. Ежегодно мы выпускаем до 1,5 тысячи учителей. Хоть 10 тысяч в год выпускай специалистов, но если не будет условий, никто в школу работать не пойдет".

Каждому свое

"Каждый вуз должен отвечать интересам региона, - считает Толобек Абдырахманов. - В Нарынском, например, лучше открыть подготовку по специальностям "гидротехника", "гидроэнергетика". А камнеобработка? Это же огромный потенциал! Достаточно купить один станок в Китае, а булыжников под ногами столько валяется. Или Иссык-Кульский госуниверситет. Турсервис, ресторанное дело, ландшафтный дизайн, зимние виды спорта - почему бы эти направления не развивать? Конечно, необходимы и факультеты педагогики, но нужно учитывать всю гамму. Иначе вуз просто закроется. Педагогические специальности мы держим на плаву только благодаря другим направлениям".

"Перевод региональных вузов в педагогические нереализуем, - уверена и депутат парламента Наталья Никитенко. - Это предполагает повышенное финансирование со стороны государства. Региональные вузы, которые кроме образовательной несут и большую социальную нагрузку, просто не выживут. Если мы существенно не увеличим их финансирование, то ограничим права граждан, а также просто убьем региональные университеты". Потянет ли такие расходы вечно ограниченный бюджет?

"Мало просто переименовать вуз, должны быть созданы научно-исследовательская база, методическая лаборатория, участки для опытов по химии, биологии, географии, - отмечает ректор КГУ. - При этом одно переименование обойдется нашему хилому бюджету в копеечку! Придется менять не только вывеску, но и около тысячи лицензий, печати, предстоит пройти перерегистрацию...".

А вот доктор экономических наук, заслуженный работник образования Борис Кубаев уверен, что направление выбрано "правильное и крайне необходимое". "Нужно создать кыргызский государственный педагогический университет на базе КГУ имени Арабаева, включить туда Академию образования и, возможно, физкультурный. А в региональных вузах, как один из возможных вариантов, организовать их филиалы, пединституты, - предлагает он. - Вообще же, проблему обеспеченности педкадров следует решать с учетом социальной политики, стимулирования труда, каких-то льгот. А как иначе, когда ни патриотизма, ни энтузиазма, ни денег?".

Не расслабляйтесь

В Минобразования это признают, но предложить более действенные меры по удержанию кадров в регионах, кроме как переименование вузов, пока не могут. "Мы не каждого-то бюджетника можем отправить на отработку. Допустим, вышла выпускница, молодой учитель, замуж за бишкекчанина, не будешь же семью разрушать. И не каждый иногородний сможет выжить в селе. А выучись человек в родном регионе, возможно, и поедет в село работать. С умом же надо подходить!" - надеются в министерстве.

Пока проект постановления только обсуждается. Обсудили документ накануне и в комитете парламента по образованию, науке, культуре и спорту. Среди руководителей вузов оказалось немало недовольных. Ранее сообщалось, что высшие учебные заведения, не вошедшие в перечень вузов республиканского и регионального значения, предлагается перевести на самофинансирование. Бишкекский гуманитарный университет имени Карасаева не оказался ни в одном из списков. Естественно, ректор вуза Абдылда Мусаев остался недоволен. "БГУ - единственный вуз, который готовит библиотекарей, архивариусов и соцработников. Это не вузу нужно государство, а государству нужен БГУ. Эти специализации не приносят доход учебному заведению. Если БГУ не включат в перечень вузов республиканского значения, бюджетных мест на эти специальности не будет", - предупредил он.

"Вообще не понятно, по каким критериям те или иные вузы включены в перечни. Что за члены межведомственной комиссии проводили отбор? А может, среди них были люди без высшего образования?" - негодовали ректоры учебных заведений.

После долгого обсуждения члены комитета предложили "не торопиться с псевдореформами" и еще раз собраться ближе к осени, чтобы обсудить проблему. Пока же в Минобразования заверяют: сразу высшие учебные заведения никто закрывать не собирается. А потому у вузов есть время подготовиться.

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение