Нурсултан Назарбаев и центрально-азиатская интеграция. 2.0

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Вопрос в том, насколько заинтересован в реализации подобного подхода Ислам Каримов, даже если интеграционными драйверами в регионе станут одновременно Ташкент и Астана, а вопрос «кто в доме хозяин» обе стороны оставят за скобками? Во-вторых, в какой степени политические элиты Кыргызстана и Таджикистана готовы к перезагрузке темы региональной интеграции. Если отталкиваться от того как продвигается в Центральной Азии евразийский интеграционный проект, то это явно не близкий путь, особенно учитывая внутриполитические реалии Кыргызстана и предстоящие президентские выборы в Таджикистане.
Нурсултан Назарбаев и центрально-азиатская интеграция. 2.0
  Итоги встречи Ислама Каримова и Нурсултана Назарбаева породили в экспертной среде разговоры о возможности формирования новой геополитической оси Астана-Ташкент, к которой (при определенных обстоятельствах) может примкнуть и Россия, завершив тем самым создание принципиально новой региональной конфигурации. Действительно, встреча на высшем уровне прошла в "исключительно теплой и дружеской атмосфере". Именно так описали бы ташкентский визит президента РК СМИ в советское время. Но есть ли повод для утверждений, что не только с точки зрения нормализации двустороннего диалога, но и на более серьезную перспективу, Ташкент и Астана заложили прочный фундамент, учитывающий взаимные интересы, прежде всего, в водно-энергетической сфере?Формально, помимо чисто протокольных моментов, нет никаких формальных поводов для того, чтобы говорить о каких-то более глубоких геополитических последствиях встречи двух лидеров. В тоже время, создается впечатление, что для Назарбаева раунд переговоров с узбекским коллегой это только первый шаг к реинкарнации старой идеи Центрально-азиатского союза, которую казахстанский лидер упорно продвигал еще в 1990-е гг. и которая сталкивалась с сопротивлением как раз со стороны Ислама Каримова.  При этом причины, которые в то время разделяли позиции узбекского и казахстанского лидера, зачастую носили субъективный, иррациональный характер. Теперь у центрально-азиатской интеграции может возникнуть совершенно иная повестка дня, которая будет определяться интересами двух самых крупных игроков – Узбекистана и Казахстана.Это не означает, что Бишкек и Душанбе будут вынуждены однозначно принять подходы, которые предлагают их партнеры по региону, но как отметил Назарбаев, «надеюсь, что наши друзья в Таджикистане услышат наш голос и будут работать, учитывая наши интересы. Необходимо приложить совместные усилия для рационального использования водных ресурсов, особенно с точки зрения сельскохозяйственных нужд». Вполне конкретное пожелание...Да и тот комплекс предложений, который нацелен на практическую реализацию этих идей сильно напоминает первое интеграционное предложении Ак Орды, как, например, совместные конференции по водопользованию, обсуждение проблем безопасности на региональном уровне и т.д. Вопрос в том, насколько заинтересован в  реализации подобного подхода Ислам Каримов, даже если интеграционными драйверами в регионе станут одновременно Ташкент и Астана, а вопрос «кто в доме хозяин» обе стороны оставят за скобками? Во-вторых, в какой степени политические элиты Кыргызстана и Таджикистана готовы к перезагрузке темы региональной интеграции. Если отталкиваться от того как продвигается в Центральной Азии евразийский интеграционный проект, то это явно не близкий путь, особенно учитывая внутриполитические реалии Кыргызстана и предстоящие президентские выборы в Таджикистане. 

Поделиться: