В. Лепехин: ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
При получении гражданами какой-либо из стран Евразийского союза «солидарных акций» предприятий других стран этого союза у них появится реальный интерес не только к участию в управлении «солидарными активами», но также - к изучению истории, географии и языков стран-соседей, к общению и совместным действиям с коллегами-акционерами независимо от их гражданства, национальности, веры, возраста или социального происхождения.
В. Лепехин: ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Состоялась презентация 2 выпуска журнала «ЕвроАзия:аналитика и прогнозы».Редакция сайта публикует статью Директора ИнститутаЕврАзЭС Владимира Лепехина.   ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ  В условиях нарастающихвнешнеполитических угроз и внутренней нестабильности наша страна может устоятьи развиваться только как сильное государство в кругу друзей, как «БольшаяРоссия» -  самостоятельная и полноценная страна-цивилизация. Между тем, считается,что у Российской Федерации недостаточно ресурсов (прежде всего – людских иэкономических) для того, чтобы успешно конкурировать с другими локальнымицивилизациями. Именно из необходимости выстоять (а вовсе не из стремленияподчинить себе кого-то) происходит желание россиян  объединяться с близкими нам странами инародами. Основной способ прирастания России людьми, капиталом и цивилизационнойидентичностью - трансформация Российской Федерации в Союз ряда стран ВосточнойЕвропы и Северо-Западной Азии.Курс на формирование  Евразийскогосоюза объявлен лидером России Владимиром Путиным в октябре 2011 года, [1] исегодня этот месседж главы государства начинает приобретать черты конкретных действий.Вместе с тем, создание очередного межгосударственного и надгосударственного объединения(а их у новой России было немало) само по себе не означает становления реальногосодружества. Напротив, формально-бюрократический подход к созданию Евразийскогосоюза может дискредитировать идею обретения Россией подлинной цивилизационности.Для формированияполноценной российско-евразийской цивилизации мало создания Единого экономическогопространства, недостаточно открытия границ, учреждения трансевразийскихлогистически-транспортных консорциумов и создания Зоны свободной торговли. Основу любой цивилизации составляютсамобытность культуры и общность духовной жизни составляющих её народов. [2]Посему главное условие трансформации «Большой России» в Евразийский союз –развитие нашей страны как культурно-ценностного основания новогоцивилизационного объединения. Российская Федерация должна стать ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМи притягательным для соседей государством – только тогда на постсоветскомпространстве начнутся интенсивные центростремительные процессы, а Россияобрастет союзниками и новыми активами. Проще говоря, Российская Федерация обязанастать самой свободной, самой духовной, самой современной, самой интересной,самой безопасной и т.п. страной евразийского пространства – в этом и должен заключатьсяеё «мировой проект».Главная угроза дальнейшемуразвитию России – утрата политической стабильности. Однако же пусковой механизмдестабилизации ситуации в какой-либо стране приводится в действие, какизвестно, не столько внешними силами, сколько самими гражданами страны,недовольными политикой властей. В последние годы недовольство граждан России тем,что происходит в стране, нарастает. Люди недовольны многим и, особенно,масштабами и темпами морального разложения российского общества и его элит,скоростью утраты нашей страной своих духовно-нравственных оснований. Но главный катализатор недовольства – растущеесоциальное расслоение общества. В России сформировался не просто «раннекапиталистический»,но криминально-олигархический тип социума – когда на одном полюсе сосредотачиваетсявсе богатеющий на экспорте сырья и монопольно-коррупционных технологиях управления«новый правящий класс», а на другом – все более нищее и бесправное большинство.Социологические опросыпоказывают: индексация пенсий, зарплат и социальных пособий, а также их относительныйрост никого в нашей стране не радуют – все это происходит на фоне сопоставимогороста цен и тарифов, коммерциализации всех сфер российской жизни… Социальноерасслоение было бы не так ощутимо, если бы правящий класс сумел компенсироватьлюдям недостаток материальных благ благородными идеями, изыскал возможности поделитьсяс большинством населения властью и собственностью, нашел способы реальнойподдержки «референтной» части общества – квалифицированных специалистов,ученых, интеллигенции, социально активной молодежи. Сегодня недовольныеситуацией в стране граждане Российской Федерации выражают свой протест восновном не публично – уезжают из страны, не желают создавать семью и рожатьдетей, «косят» от армии, не уважают закон, скрывают доходы от налоговых органови отказываются участвовать в выборах. Меньшинство выражает свой протест открыто,на митингах – и это меньшинство, как показывает история, в какой-то моментвполне может стать большинством. Словом, градус активного и пассивного гражданскогосопротивления правящей корпорации неуклонно повышается. И все это происходит,повторяем, на фоне нарастания внешних угроз – приближения «дуги напряженности»,растянувшейся от Магриба до Сирии, к российским границам… Российские «либералы»в ответ на нарастание угроз предлагают отказаться от ядерного оружия иприсоединиться к НАТО и зоне евро. КПРФ призывает к ренационализации (с её очевиднонеэффективным и расточительным административным управлением ресурсами) минерально-сырьевойбазы страны. Национал-патриоты выступают за автаркию и возрождение «Российскойимперии». Правящая партия в замешательстве: поделиться властью с кем-либо опасно– можно получить хаос, поделиться собственностью страшно – можно потерять всё. Междутем, выход из этого замкнутого круга существует. Классики марксизма считали,что ключевой вопрос всякой революции – это вопрос о власти и собственности. Данноеутверждение применимо также к периодам «реформ» и «модернизаций». Отвечая навопрос, что должна делать Россия в условиях нарастающих внешних и внутреннихугроз, мы предлагаем осуществить ряд конкретных действий, способных стать еслине панацеей, то ключевым звеном в системе мер, направленных на обретениеРоссией подлинной цивилизационности. Одно из таких действий –  «реорганизация»российских активов и, в частности, формирование внутри российско-евразийскойэкономики так называемого «цивилизационногоконтура» - группы предприятий стратегического (геополитического ирегионального) значения, подлежащих приватизации по схеме «солидарногоакционирования». [3]Главным «цивилизационнымактивом», согласно предлагаемой нами концепции «растущей России», должны статьлюди – граждане РФ и группы стран, составляющих Евразийский союз. Сами по себевласть (бюрократия) и капитал, а также «идеологии» и технологии обеспечения административно-корпоративногоединства по определению НЕ могут стать реальными цивилизационными факторами«Большой России», поскольку основная объединяющая сила и важнейший актив нашейстраны в 21 веке – это граждане Российской Федерации, их дух и самоощущение. Сегоднямы живем в условиях мира и относительной свободы, но большинству россиян сегодняне достает духовности и нравственности, достойной работы и зарплаты, соответствующихпостиндустриальному укладу организации общественной и частной жизни. Стоимостьжизни гражданина РФ сегодня недопустимо низка, что во многом обусловлено государственнойполитикой поддержания жизнедеятельности российского социума по остаточномупринципу. С нашей же точки зрения, граждане РФ – не просто «трудовой ресурс», этоважнейший системообразующий многопрофильный «актив» российской цивилизации.Некоторые российские изарубежные политологи считают, что Россия не может конкурировать с другимицивилизациями и, прежде всего, потому, что имеет малую численность населения –в 9 раз меньшую, чем Китай (и в 14 раз меньшую, чем страны АСЕАН), в 8 –чем  Индия, в 7 - чем исламские страны, в3,5 раза, чем европейская, и почти в 3 раза, чем северо-американскаяцивилизации. Безусловно, Россия нуждается вмобилизационной демографической политике, не сводящейся только к строительствудорогостоящих перинатальных центров и развитию института «материнскогокапитала», однако недостаток количества населенияв нашей стране мы можем и должны  компенсировать, прежде всего, существенным ростомего КАЧЕСТВА. Один из самых эффективных способов качественного ифорсированного развития названного выше важнейшего цивилизационного актива – наделениеграждан России так называемыми «солидарнымиакциями». Статус и роль совладельцев общенациональных и региональных активов– это и есть то новое качество, которое позволит нынешней Российской Федерациипреобразоваться в «Большую Россию», в государство-цивилизацию даже в томслучае, если подлинной интеграции со странами-соседями у нас в обозримойперспективе не получится. [4]В случае реализациипредлагаемой нами системы спрос на российское гражданство резко возрастет. ВРоссию потянутся не только гастарбайтеры из бедных стран, но также квалифицированныеспециалисты из многих развитых государств – и потянутся они не столько за «солидарнымиакциями» и связанными с ними дивидендами, сколько за реализованным на практикепринципом социальной справедливости и связанными с ним человечностью и духовностью.Цивилизационность – реальная альтернатива так называемоймультикультурности.Европа пошла по пути объединения национальных бюрократий, но разъединения иденационализации коренных народов европейских стран. Именно по этой причинеэкономически развитый, но олигархически устроенный и «глобализованный» Евросоюзпереживает сегодня серьезный системный кризис. Россия могла бы и должна пойтипутем деолигархизации страны и объединения евразийских народов вокруг общего,схожего, солидарного и взаимного, путем сохранения, взаимопереплетения ивзаимообогащения традиционных культур и иных национальных активов. В стремлении укрепить российскуюцивилизационность, Россия могла бы принять в семью евразийских народов имногие, близкие нам по духу, вере, истории и ценностям страны. Мы могли бы предложитьКазахстану, Белоруссии, Украине и другим братским странам (в том числе – запределами постсоветского пространства) обменяться долями предприятий в рамках«цивилизационного контура» – так, чтобы граждане этих стран стали совладельцамироссийских госпредприятий и, соответственно, граждане РФ – совладельцами госкомпаний,расположенных в названных странах.При получении гражданами какой-либоиз стран Евразийского союза  «солидарныхакций» предприятий других стран этого союза у них появится реальный интерес нетолько к участию в управлении «солидарными активами», но также - к изучениюистории, географии и языков стран-соседей, к общению и совместным действиям сколлегами-акционерами независимо от их гражданства, национальности, веры, возрастаили социального происхождения. Ничто так не объединитнароды Евразии СЕГОДНЯ – в век абсолютной формализации любых отношений, какюридически закрепленная и легитимная сопричастность людей к владению иуправлению своей исторической территорией и тем, что на ней находится. Институт«солидарной собственности», как никакой другой институт, смог бы объединить водну семью-цивилизацию близкие народы и государства евразийского пространства. Безусловно,обретение евразийскими народами ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ идентичности связано не толькос возможностью людей стать совладельцами национальных активов, и работа вназванном направлении, если относиться к ней не как к утопии, но как к целиразвития, - это серьезный духовный и интеллектуальный подвиг, связанный с сохранениеми развитием русского и иных, близких ему языков, а также традиционных дляРоссии и Евразийского пространства культур. Это постижение нашей общей евразийскойистории, обеспечение синтеза лучшего в традиционном и современном, обретение(воссоздание) цивилизационной идентичности и испытанных временем православных ииных аутентичных для Евразии ценностей.  Примечания:  Формально курс России на интеграцию был объявлен в 2000 году, когда был учрежден ЕврАзЭС (или даже в 1995 году, когда было подписано белорусско-российское соглашение о Таможенном союзе), однако очертания цивилизационного проекта этот курс приобрел только в октябре 2011 года.  Механическое объединение разных народов и культур не порождает цивилизационности. Именно поэтому сначала «Российская империя», а затем «СССР» не смогли стать полноценными цивилизациями. По мнению Владимира Путина, «важно, чтобы общественность и предприниматели воспринимали интеграционный проект не как верхушечные бюрократическое игры, а как абсолютно живой организм…» (См. «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня», «Известия», 04.10.2011 г.) О технологии «солидарного акционирования» см. Лепехин В.А., Бельский В.Ю. и др. Солидарное акционирование как способ преодоления издержек нечестной приватизации и фактор интеграции стран – членов ЕврАзЭС. – М., Наука, 2012. Президент Казахстана и один из родоначальников идеи евразийской интеграции постсоветского пространства Нурсултан Назарбаев заметил: «не отрицая значения культурных и цивилизационных факторов, я предлагал строить интеграцию прежде всего на основе экономического прагматизма». (См. «Евразийский союз: от идеи к истории будущего», «Известия», 25.10.2011 г.)   

Поделиться: