А. Ермолаев: Национальная идея как предмет политических фантазий.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В России национальная идея связана с традициями и рефлексией, а в Украине это скорее предмет политических фантазий, нежели предмет серьезного интеллектуального дискурса. Возможно потому, что интеллектуальные предтечи были куда сильнее и масштабнее, чем те, кому историей было дано право реализовать государственный проект. Национальная идея сродни смыслу жизни и, также как смысл жизни, не может быть целью. Цель есть один из ориентиров на пути реализации индивидуального смысла, которые есть ответ на вопросы «зачем ты пришел?» и «что ты можешь оставить этому миру»?».
А. Ермолаев: Национальная идея как предмет политических фантазий.

Андрей Ермолаев, директор Центра социальных исследований «София» (Украина).

Выступление на экспертном семинаре ИАЦ. Москва.

В России национальная идея связана с традициями и рефлексией, а в Украине это скорее предмет политических фантазий, нежели предмет серьезного интеллектуального дискурса. Возможно потому, что интеллектуальные предтечи были куда сильнее и масштабнее, чем те, кому историей было дано право реализовать государственный проект. Национальная идея сродни смыслу жизни и, также как смысл жизни, не может быть целью. Цель есть один из ориентиров на пути реализации индивидуального смысла, которые есть ответ на вопросы «зачем ты пришел?» и «что ты можешь оставить этому миру»?». С этим сталкиваются и молодые нации, когда сорганизуются в некое общество, ведь общество - это не только способ выживание, но и способ борьбы за место в мире. Нация - это феномен, и с появлением такого феномена как национальная самоорганизация интеллектуальная и бизнес-элита пытаются дать этому феномен некоторый смысл. Национальная идея, несмотря на некоторые формулы или универсалии, которые формулировались в слоганах, достаточно текучая и гибкая и проходят два этапа. Нации, во время этап своего зарождения и становления, от обретения государственности до завоевания своего социо-культурного и геополитического места в мире проходят два этапа продуцирования национальной идеи: интровертный и экстровертный. В начале происходит самоутверждение для себя, как мы воспринимаем себя и на что мы способны. Затем - предложение своего опыта, своего пути самоорганизации, как некой универсали.

Россиянам хорошо известна история поиска национальной идей в XIX в. Сначала были разнообразные, от социалистических до славянских, утопии. В итоге сакральный смысл российской национальной идеи был сформулирован - особый путь как спасение мира. Но стержень российской национальной идеи так и не реализован. Это, кстати, национальная идея русских, а не россиян, и она так и остались на уровне интеллектуальных традиций, у которых не было практического исхода. Хотя, в какой-то степени, события начала ХХ в., были одним из способов реализации специфической русской национальной идеи. Что касается Украины.

Поиск украинской национальной идеи - это традиция национал-романтическя, связанная с всплеском этно-национального самосознания Малороссии и Украины XIX в., что синхронно по событиям и процессам в Большой Европе, национальным революциям. На этом этапе ответ на вопрос о миссии и смысле украинского бытия был сформулирован в рамках социальной утопии - правильное социальное самообустройство.

Отличие поиска украинской национальной идеи от русского и российского состоит в том, что российские интеллектуалы и идеологи антологизируют государственную историю, украинские и малороссийские интеллектуалы антологизируют общественную историю, пытаясь придать некоторую внутреннюю заданность развитию украинства. В частности, в XIX в. государственничество не было доминантой украинской национальной идеи. Большинство украинских романтиков того времени, и историки, и идеологи, и участники тайных обществ мечтали о создании некого нового славянского универсума, независимой семьи славянских народов. Это было и отражение процессов Австро-Венгерской империи, частью которой была Западная Украина. Этот же дискурс присутствовал и среди интеллектуалов Российской Империи: обустройство славян без аристократии, народная республика, где близкие по крови народы самоорганизуются вместе в семье. Последний федералист был и первым президентом Украины - Михаил Грушевский был сторонником большой славянской семьи.

Как интернациональная, национальная украинская идея ориентировалась на реализацию правильного самообустройства, интровертного по характеру, не являющегося основанием для экспансии, навязанного спасения мира. Этот архетип работает до сих пор. Виктора Ющенко критикуют за то, что он представляет Украину как некое идеальное место, которое хорошо обустраивать по законам солидарности, социальной справедливости, кровной близости, а внешний мир просто должен увидеть это и оценить.

Современная национальная идея: мы все проходим этап формулирования миссии нации, который характерен для большинства европейских наций. Независимость как общественная самость была в начале реализована как независимость государства. И здесь совпали интересы тогдашнего правящего класса с национал-романтической идеологией, носителем которой были наиболее активные политические силы. На тот момент было общественное принятие и понимание того, что независимость есть обретение государственности. Через несколько лет социальные кризисы показали незавершенность этой формулы. Идея свобод, которая переживалась, не столько интеллектуально, сколько практически, стала еще одним компонентом эго развороченного социального идеала. Украинский майдан, который, с одной стороны был инспирирован, а с другой, некоторой точкой концентрации общественного внимания, - объединял людей одной повесткой: свободой. Обретя независимость, украинцы столкнулись с несправедливостью, коррупцией, жутким социальным расслоением. Главная претензия - неправильное и несправедливое развитие. Сейчас идеалы свободы уже перманентно присуще украинской идее в целом. Что же касается нынешнего этапа то, основой социальной самоорганизации является справедливый порядок, это не только политический лозунг, но и чувство того, как правильно обустроить себя.

Национал-романтическая версия развития Украины оказалась для нации слишком ограниченной, масштаб и формат этой идеи не охватывал всего того сообщества, которое осталось после распада Советского Союза. Эта политическая легенда не отвечала на вопросы украинского общества как постсоветского. Идеализация Украины со времен укров и ариев не позволяла объединить 46-миллионное сообщество, которое различается глубиной исторической практики, социальным опытом. Многим очень тяжело экстраполировать свое прошлое с идеями, поставляющимися интеллектуалами Западной Украины, у которых на это есть историческое право. Эти интеллектуалы сохраняют идеи и память гетманата. Альтернативный ответ: формирование Украины как молодой политической нации, поликультурной, сохраняющей цивилизационную многоукладность и украинскую национальную идею как идеал социального обустройства.

Для многих наций национальная идея формулируется в слогане: американская независимость, французские политические свободы, германское объединение и его трагическая - Третьего Рейха. Это разные практики, отражающие одно, самое главное, самоорганизация и самообустройство как особый путь для всего человечества. Русская национальная идея более универсальна. Она ориентирована не только на самореализацию, но и на некую всечеловечность. Русские философы были во многом идеалисты и романтики, объяснявшие, в чем же заключена миссия Росси в мире, но не объяснявшие в чем же миссия России относительно российского общества.

На мой взгляд, в России массовым сознанием сейчас овладевает политический миф об аналогичности российского государства, независимо от его состава, политических сил, характера организации. Я имею ввиду доктрину «Русский мир». Для постсоветских национальных элит нет лучшего подарка, чем утверждение того, что Россия является новым националистическим экспансионистским государством. В украинском дискурсе, когда еще не преодолен весь негатив от организации этно-политичекского национального мифа Украины, для украинских националистов нет ничего лучше, чем такая российская идеология. Поиск наднациональной универсали более правилен, выгоден и эффективен для России и российской элиты. Придется отвечать на вопрос о социальной парадигме многонационального, многорасового и поликонфессионального сообщества, которое вряд ли будет православным и русским, придется и отвечать на вопрос об антологии российской государственности, сочетающей российское, советское государство, которое инкорпорировано в российскую историю. Историки ведут дискуссию, как сочетать традиции Ордынских государств с Россией. Такой поиск российской национальной идеи будет более толерантен и будет принят элитами постсоветских государств.

Поделиться: