Рустам Бурнашев: «Стабильность более не самодостаточна - она должна конвертироваться в экономический рост»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Техническая плоскость объединения региона в поле реальной экономики просматривается в точке зрения директора по аналитике и консалтингу Института политических решений (Алматы) Рустама Бурнашева на предстоящий визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Узбекистан, озвученное в эксклюзивном интервью порталу
Рустам Бурнашев: «Стабильность более не самодостаточна - она должна конвертироваться в экономический рост»
Техническая плоскость объединения региона в поле реальной экономики просматривается в точке зрения директора по аналитике и консалтингу Института политических решений (Алматы) Рустама Бурнашева на предстоящий визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Узбекистан, озвученное в эксклюзивном интервью порталу Mezon.Uz. ¿Какие общие интересы двух стран, по вашему мнению, будут закреплены в ходе предстоящего визита? Как известно, ключевые вопросы, которые планируется обсудить в ходе предстоящего визита президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в Узбекистан, были зафиксированы в конце марта 2013 года во время рабочего визита министра иностранных дел Республики Казахстан Ерлана Идрисова в Ташкент. Это – вопросы двустороннего торгово-экономического, политического и транспортно-логистического сотрудничества, а также взаимодействие в регионе Центральной Азии и в рамках международных организаций. Также в ходе визита ожидается подписание Договора о стратегическом партнерстве двух стран.   Казахстан и Узбекистан имеют устойчивые межгосударственные отношения в течение всего периода их существования, как независимых государств. За это время между ними было заключено несколько десятков договоров и соглашений, включая Договор о вечной дружбе между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан от 31 октября 1998 года. В этих документах уже определены и зафиксированы ключевые интересы, связывающие Казахстан и Узбекистан. В своей совокупности они создают основу для развития связей между двумя странами практически по всем секторам двусторонних отношений. Таким образом, ожидать, что в ходе предстоящего визита президента Казахстана в Узбекистан будут выделены какие-то новые позиции именно по перечню совместных интересов, не стоит.В визите, в свете поставленного вопроса, я выделил бы два момента.Первое – важная составляющая визита заключается в том, что он призван поддержать политический диалог между двумя государствами по всему спектру вопросов, связывающих Казахстан и Узбекистан.Второе – необходимость обсуждения эффективности использования той базы, которая уже сформирована. Узбекистан и Казахстан – ведущие страны Центральной Азии, при этом отношения между ними не отличаются высокой динамикой ни в конкурентном поле, ни в поле сотрудничества. Двусторонние отношения, по большей части, фокусируются на решении задач обеспечения стабильности на национальном и региональном уровнях.Однако стабильность, имевшая самостоятельную ценность в 1990-е годы, в настоящее время уже не может рассматриваться, как нечто самодостаточное. Она должна конвертироваться в экономический рост, рост благосостояния населения, возможно, в прорывные политические проекты.Поэтому, я полагаю, что в ходе визита на первое место будут выдвинуты именно «технические» вопросы – вопросы, связанные с тем, как трансформировать политический капитал в капитал реальной экономики. Например, ожидается, что в ходе визита специально будут рассмотрены вопросы двустороннего взаимодействия в области транспорта и коммуникаций, в том числе, в связи с постановкой вопроса о совместном содействии возрождению экономики Афганистана.¿Эксперты в преддверии визита говорят о начале нового этапа двусторонних отношений. По вашему мнению, в чем его новизна и каких долгосрочных результатов можно будет ожидать? Для меня новизна двусторонних отношений Казахстана и Узбекистана будет заключаться в переносе имеющегося политического капитала сотрудничества в «техническую» плоскость – плоскость реализации конкретных экономических, исследовательских и культурных проектов. В том числе – проектов, связанных с третьими странами, например, Афганистаном.Было бы крайне интересно, если бы был задан импульс сотрудничеству в сферах образования и научных исследований. Например, через разработку системы взаимного признания дипломов о высшем и послевузовском образовании, а также – через систему мобильности трудовых ресурсов.Такой формат двустороннего взаимодействия, в долгосрочном плане, может стать основой реальной регионализации того пространства, которое в настоящее время обозначают как «Центральная Азия», но которое, на практике, не структурировано как регион.¿Выход из Афганистана сил Западной коалиции ставит ряд неотложных проблем перед регионом. Как видится взаимодействие в этом аспекте между Казахстаном и Узбекистаном?Я не стал бы формулировать вопрос именно таким образом. В настоящее время уже понятно, что говорить не просто о выходе, а даже о каком-либо масштабном выводе сил НАТО и США из Афганистана не приходится. Речь идет скорее о трансформации военного присутствия стран Запада, прежде всего – США, в Афганистане и о трансформации присутствия стран Запада в странах Центральной Азии.Эта трансформация, которая, по моему мнению, выразится, прежде всего, в активизации инфраструктурных проектов, связывающих страны Центральной Азии с Афганистаном, формирует не столько проблемы, сколько возможности для стран Центральной Азии. Воспользоваться этими возможностями – одна из ключевых задач.Более того, по моему мнению, речь идет об уникальных возможностях, которые могут стать основой регионализации Центральной Азии. А поскольку речь идет о возможностях, формируемых именно инфраструктурными проектами, совместная согласованная работа Казахстана и Узбекистана в этом направлении может дать максимальный эффект.¿Какое место, на Ваш взгляд, в ходе предстоящего визита, будет уделено вопросам водно-энергетических ресурсов Центральной Азии, поднятым в ходе визита Президента Узбекистана И. Каримова в Астану в сентябре 2012 года? Каких решений в этом плане можно ожидать? Вопрос использования водных ресурсов – один из ключевых для стран Центральной Азии и один из немногих, который действительно объединяет все страны Центральной Азии в некое, хотя и конфликтное, но единство.Бесспорно, найти эффективное решение данного вопроса в двустороннем формате невозможно, однако есть возможность, что Узбекистан и Казахстан приложат усилия, чтобы закрепить обозначенную в сентябре 2012 года близость позиций. Консолидированная позиция двух стан по водному вопросу может существенно повысить эффективность переговоров на многостороннем уровне. Рустам Бурнашев, Директор по аналитике и консалтингу Института политических решений (Алматы, Казахстан)Mezon.Uz.

Поделиться: