Бюрократия и евразийский проект: риски для системы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Прежде всего, отмечу выступление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. На мой взгляд, он задал тональность всей дискуссии. Абсолютно четко и со всей ясностью были обозначены проблемные зоны мировой экономики и финансовой системы.
Бюрократия и евразийский проект: риски для системы
Выступление Исполнительного директора Политологического Центра "Север-Юг" Алексея Власова на втором заседании российско-казахстанского экспертного Клуба. _______________________________________________________________________________________ Уважаемые коллеги! Я рад приветствовать участников очередного заседания российско-казахстанского экспертного клуба. Сегодня мы планируем обсудить два больших блока вопросов, связанных с итогами Астанинского экономического форума и итогами заседания Госсовета ЕврАзЭС. Я вкратце обозначу некоторые вопросы, на которые хотелось бы обратить внимание. Затем, я думаю,мои коллеги дополнят и прокомментируют высказанную точку зрения. Прежде всего, отмечу выступление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. На мой взгляд, он задал тональность всей дискуссии. Абсолютно четко и со всей ясностью были обозначены проблемные зоны мировой экономики и финансовой системы. Искусство политика состоит в том, чтобы уметь делать надлежащие выводы из возникших сложностей. Очевидно, что из слов казахстанского президента как раз и вытекает очевидный вывод – мировая элита оказалась неспособна на быстрые и адекватные решения в изменяющихся условиях, которые сейчас существуют на мировых рынках. По-прежнему преобладает точка зрения, согласно которой, нынешний кризис во многом связан с чисто техническими проблемами. Между тем, можно с уверенностью говорить, что это глубокий цивилизационный кризис и его последствия связаны не только с просчетами финансовых институтов или надзорных органов, но и с причинами фундаментального, методологического характера,с изъянами самой системы "общества потребления", которое, как теперь очевидно,себя полностью исчерпало. В это мсмысле предложение Нурсултана Назарбаева о развитии диалоговой площадки «g-global» вновь, как и год назад, были восприняты с большим вниманием. Вопрос,однако, в том, насколько подготовлены мировые экономические и политические институты к перестройке подходов, действительно равноправному диалогу, который бы учитывал интересы не только ведущих игроков, но и развивающихся стран. Большое внимание в ходе работы Астанинского форума было посвящено и евразийскойтематике. В частности, на отдельной дискуссионной панели обсуждался вопрос о взаимодействии России и Казахстана в рамках ВТО и ТС. Здесь также были высказаны неоднозначные оценки, хотя в целом мнение большинства экспертов были основаны на признании факита -  участие в ВТО не противоречит принципам, на которых строится евразийская интеграция и эти форматы можно рассматривать как взаимодополняющие. В принципе, Госсовет стран ЕврАзЭС, который состоялся уже после завершения Астанинского экономического форума, подтвердил этот тезис. Все лидеры стран, входящих вевразийский проект, еще раз подчеркнули свое твердое намерение к 2015 году выйти на подписание договора о создании Евразийского экономического союза. Вы знаете, что было объявлено о подписании Меморандума с Украиной, определяющего новый статус наблюдателя для Киева в Таможенном союзе. Судя по всему, можно рассчитывать и на то, что в течение 2014-го года решится вопрос об участии Кыргызстана в ТС. Я бы отметил несколько важных замечаний, которые были сделаны Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевыми в ходе прошедшего саммита. Во-первых, тезис о том, что интеграция должна быть выгодна всем участникам этого процесса. Интерес может быть разным укаждой страны, но в совокупности интеграция должна быть ориентирована насоблюдение национальных интересов. Во-вторых, очень важное замечание сделал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который обратил внимание на то, что процесс интеграции не может быть чрезмерно забюрократизированным. В противном случае, мы рискуем утратить тот мощный начальный импульс, который был достигнут на первой фазе интеграции, в 2011-2012 гг. Это серьезный риск для всей интеграционной системы и, конечно, нужно сделать надлежащие выводы, в томчисле и тем чиновникам со стороны России, Казахстана и Беларуси, которые продолжают переговоры на пути строительства Евразийскогоэкономического союза. В заключениия бы хотел обратить ваше внимание на три ключевых вопроса, которые  как мне кажется, следовало бы обсудить врамках нашего сегодняшнего диалога. Во-первых,это проблема расширения ТС. Все-таки мы видим, что очень неоднозначная реакцияпросматривается в украинских медиа-ресурсах. Создается впечатление, что для Украины это в большей степени имиджевый ход, нежели действительно желание определиться с вектором дальнейшего движения в сторону евразийской интеграции.  Каково мнение коллег по этому поводу? Момент второй. В связи с приближением даты 2015 года возрастает ценность экспертного сопровождения евразийского проекта. Однако по-прежнему в России и Казахстане достаточно остро стоит проблема консолидации аналитического и медийного поля и то,как освещались итоги прошедшего саммита в наших СМИ, лишний раз это доказывает.И в этом плане очень важно услышать вашу позицию. Что можно сделать в практическом плане для решения этой задачи? Только если можно большей конкретики, потому что общие идеи и так понятны. Теперь вопрос, что можно сделать в практическом плане. И, наконец,третий момент. Это то, о чем говорил Дмитрий Медведев. Существует ли угрозам дальнейшего"обюрокрачивания" евразийского проекта и если да, то как этому процессу можно противостоять. В конечном счете, мы вновь возвращаемся к проблеме, о которойговорили на первом заседании экспертного евразийского клуба – каким образом мы можем усилить общественное измерение и что в этом направлении необходимо сделать участникам нашего российско-казахстанского экспертного клуба.

Поделиться: