Россия, Москва

info@ia-centr.ru

С.Чериков: Помним, скорбим и гордимся. К третьей годовщине трагических событий на юге Кыргызыстана

10.06.2013

Автор:

Теги:
При всем старании несведущих и малокомпетентных наблюдателей отождествлять нынешние митинги и бунты в Кыргызыстане с предыдущими, случившимися при Бакиеве, можно увидеть разницу как в характере, так и процессе их развития.

Первое, это - апробация мягкой силы центральной власти с одновременным разнообразием методов. Это видно было в недавних событиях в Джеты-Огузском районе на севере и Джалал-Абадской области на юге. Чувствуется, что А.Атамбаев учел уроки Аксы десятилетней давности и потребовал от силовых структур максимально рационализировать усилия и минимизировать нежелательные последствия силовых способов локализации беспорядков. Этого удалось добиться благодаря новым подходам, личному интеллекту и находчивости отдельных членов правительства, бишкекских и местных силовиков. Это, пожалуй, можно записать в актив послеапрелевского режима.

В чем тут соль? В том, что, в отличие от Аксыйских и последующих событий на юге акаевского периода, когда бездумно стали расстреливать толпу, далее штурмовать захваченные административные здания силами пограничников, сегодняшние кыргызские силовики каким-то образом сумели внушить, к примеру, джетыогузским бунтарям. Хотя без жертв не обошлось. Этого одним словом объяснить невозможно, это надо было видеть и почувствовать только на месте и при хорошем знании местной специфики. В этой связи нельзя без сожаления читать шаблонно-трафаретные комментарии и сообщения не только иностранных информагенств и экспертов, но и некоторых бишкекских, гоняющихся за дутой сенсацией и созерцающих события через интернет.

Та же участь постигла освещение джалал-абадской бучи, которая, кстати, имеет уже внутрикыргызскую специфику. Нет предела нездоровой фантазии, залихватских перехлестов ангажированных СМИ. О чем свидетельствуют аршинные заголовки типа "Власть Атамбаева на юге Киргизии ликвидирована", "Юг отделяется от Севера" и тому подобное. Хотя в действительности речь идет о непримиримой позиции и политизированных капризах многочисленной родни, друзей и единомышленников нескольких опальных депутатов парламента, приговоренных судом на детский срок по очень серьезной статье "попытка захвата власти". Конечно, случись подобное, к примеру, в России, Китае или США, то с бунтовщиками разговаривать не стали бы. А на месте сдобренной политизированными плакатами чисто трайбалистской бучи ввели бы комендантский час, наиболее прытких посадили бы и дело с концом.

Но с кыргызским югом приходится церемониться. Дело не в слабоволии центральной власти. Южный бунт имеет глубокие, берущие начало с первых лет царской колонизации и советской власти, корни и чреват далеко идущими последствиями в случае чисто силового решения вопроса. Хотя и здесь возникает внутрипроблемный вопрос – какую силу и как ее необходимо применить? Посему силовики, к примеру, спецслужбы, при всей специфике кыргызских бунтов одновременно выполняя предписания прокуратуры и в то же время рискуя нарваться на гнев бунтовщиков, проявили чудеса изобретательности, незаметно вывозив их главаря Медера Усенова в Бишкек. Сегодня в список усмирителей южной бучи записываются многие. В то же время, при всем уважении к народному герою Юга Кыргызыстана, ныне замминистра ВД генералу Курсану Асанову, нельзя называть его единственным, сыгравшим главную роль в локализации беспорядков в Джалал-Абаде. Это плод усилий многих, в том числе и "многопрофильного" премьера-"внедорожника" Жанторо Сатыбалдиева.

А всему причиной кроме коррупции, некомпетентности и отсутствия политический грамоты подавляющего большинства чиновников - долгое, длиной более двадцати лет, отсутствие объединяющей и цементирующей суверенную кыргызыстанскую нацию идеологии. В результате чего, каждый житель в стране фактически отдан на откуп собственной судьбе и воле случая. В советское время была единая нация - советский народ. Отсутствие подобной идеологии сегодня чувствуется на каждом шагу. Можно ли кыргыза, родственников которого вырезали узбеки, заставить дружить с последними, или, наоборот, узбека, семью которого сожгли кыргызы - любить поджигателей, лишь с помощью сиюминутного метода "пловной" дипломатии? Окончательного мира и согласия не будет никогда, пока не будут по всей строгости и справедливости наказаны идеологи, попустители, спонсоры и зачинщики межнациональной бойни сначала на советском, затем постсоветском пространстве.

Над современной идеологией кыргызов корпят вот уже более двух десятков лет. И все неудачно. То придумывают неведомые народу "семь заветов" Манаса Великодушного, то написали напичканное древнейшими трактами времен царя Гороха, сдобренное тотемизмом, призывающие, по образному выражению К.Бакиева, "поклониться камням и скалам" учение под архаичным названием "Тенгрианство". Ясен перец, сии "предания старины глубокой" никак не могут прижиться в сознании вполне современных наследников Манаса. В сих "преданиях" нет главного – объединяюшего для всех, а не только для кыргызов, начала.

Тем не менее, при всем этом, народ маленького Кыргызыстана может гордиться тем, что три года назад практически в одиночку, собственными силами, без реальной помощи некоторых друзей-соседей, при их полной блокаде, смог погасить пламя ужасной межэтнической бойни, которая вполне могла переместиться на территории тогдашних "блокаторов". Годовщину той трагичной победы сегодня и отмечает страна.

Садырбек Чериков, публицист. Бишкек.

Источник - ЦентрАзия

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение