Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Армения на перепутье между Брюсселем и Москвой

09.06.2013

Автор:

Теги:
Автор: Давид Степанян, Ереван. Специально для ИАА "Вестник Кавказа"

Армения по вполне понятным причинам традиционно является страной активно участвующей практически во всех мероприятиях, проводимых в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Являясь членом ОДКБ со дня ее создания в 1992 году, Армения стала автором ряда инициатив взятых на вооружение и реализованных в рамках сотрудничества стран-членов Организации. Очевидно, что именно поэтому отсутствие президента Армении Сержа Саргсяна на состоявшемся 28 мая в Бишкеке неформальном саммите глав государств-членов ОДКБ оказалось таким заметным в Армении…

Несмотря на пояснения пресс-службы, по которым Саргсян не принял участие в неформальном саммите из-за совпадения с отмечаемым 28 мая в Армении Днем Первой Республики, многие расценили произошедшее как некий демарш со стороны главы государства. Отказ президента ехать в Бишкек увязали со слухами о проблемах в армяно-российских отношениях, якобы обоснованными информацией о повышении цен на газ.

Секретарь Совета национальной безопасности Армении Артур Багдасарян поспешил заверить СМИ в том, что неучастие президента Армении в неформальном саммите ОДКБ считать демаршем никоим образом нельзя. В подтверждение Багдасарян сообщил, что Серж Саргсян уже заявил о своем намерении принять участие в официальном саммите ОДКБ, намеченном на декабрь 2013-го.

Мнений, опровергающих заявления официального Еревана, звучит предостаточно. Так, по мнению, лидера оппозиционной партии "Новые Времена" Арама Карапетяна, отказ президента Армении ехать в Бишкек именно проявлением демарша. Обвинив Саргсяна в отсутствии детальной, проработанной геополитической концепции, политик заявил, что геополитическая позиция Саргсяна базируется исключительно на одном принципе - "кто предложит больше". Таким образом, на взгляд Карапетяна, отсутствие президента в Бишкеке продиктовано не его внешнеполитическими подходами, а повышением цены на российский газ, подкрепленным невозможностью получить от Москвы России средств на 30%-ое субсидирование правительством новой цены на газ. И именно потому из Еревана так часто звучат намерения избрать альтернативу в виде евроинтеграции.

Данные выводы можно дополнить информацией, согласно которой Европа якобы твердо пообещала Еревану 2 млрд евро после подписания Соглашения об Ассоциации. Оно может быть подписано на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе, который состоится 28-29 ноября 2013 года. Однако, учитывая полную неизвестность относительно того, какие требование и какие уступки потребует от Армении Запад взамен на предоставленные средства данные миллиарды вряд ли усилят страну.

Ни один из ярых сторонников евроинтеграции Армении пока не в состоянии дать четкого вразумительного ответа на элементарный вопрос, что сотрясаемая кризисами Европа может дать Армении в будущем. Впрочем, это не помешало спикеру Национального собрания Армении Овику Абрамяну уже 31 мая на открытии заседания постоянной комиссии ПАСЕ в Ереване охарактеризовать евроинтеграцию как "осознанный выбор Армении, исходящий из внутренней повестки Армении".

Учитывая, что заявлений подобного рода из уст представителей высшего эшелона правящей Республиканской партии Армении, особенно в последнее время, было озвучено немало, версия о демарше Саргсяна конечно же имеет право на жизнь. Еще со времен возникновения с легкой руки кочаряновского главы МИД Армении Вардана Осканяна, комплементарной политики правящая верхушка традиционно прибегала к метаниям в противоположную сторону в случае возникновения давления, как со стороны Запада, так и со стороны России. Отказавшись ехать в Бишкек, Серж Саргсян велосипеда явно не изобрел, всего лишь пойдя по дорожке проторенной его предшественниками.

Следует напомнить, что в свое время аналогичный демарш в исполнении Саргсяна имел место, в результате его отказа ехать на сей раз в Брюссель на конференцию НАТО. Впрочем, по мнению директора Института стран Восточной Европы и СНГ в Тель-Авиве доктора Александра Цинкера, к расширяющемуся сотрудничеству между Арменией и Евросоюзом необходимо подходить без фанатизма, поскольку вступление в ЕС Армении не только не грозит, но и не является необходимостью. Таким образом, понимая, что полная евроинтеграция для Армении труднодостижима, на взгляд Цинкера, стоит признать, что географические, экономические и политико-правовые ориентиры скорее указывают республике на евразийское направление.

Впрочем, в результате подобных маневров власти, преследующей исключительно собственные интересы, ситуация в Армении меняется день ото дня. Согласно последним соцопросам в республике, подавляющее большинство респондентов видят в качестве своего важного партнера именно Европу. Меж тем согласно всем последним соцопросам, население Армении все последние годы видело в качестве важного партнера исключительно Россию. Также очевидно, что на мнения и симпатии граждан влияют не столь маневры и демарши власти, сколь намерение России с 2015 года принимать граждан стран, не вступивших в Таможенный союз по загранпаспортам. Очевидно, что в 2015 году это может перестать быть проблемой для Армении, если последняя сможет получить безвизовый режим с ЕС.

Таким образом, намерения Армении стать частью Трансатлантической зоны свободной торговли отнюдь не беспочвенны и демарши президента отражают лишь поверхность глубокого айсберга глубоких противоречий между выбором внешнеполитического вектора республики. В этом свете говорить об однозначно прозападной или пророссийской ориентации властей Армении пока что не приходиться и демарш Саргсяна стал лучшим подтверждением данного тезиса. Хотя, учитывая, что в НАТО Армению пока что никто не зовет, ездить на саммиты ОДКБ поклоннику европейских ценностей президенту Армении все же придется.

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение