Куда идем? Евразийская интеграция на распутье векторов

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Саммит Таможенного Союза в Астане не принес неожиданностей. Было получено, уже ожидаемое экспертами, решение одобрить для Украины статус наблюдателя в Высшем совете Евразийского экономического совета. Назарбаев озвучил «маршрутную карту»: к октябрю эксперты должны подготовить необходимые юридические изменения, чтобы к очередной встрече лидеров ТС в Минске их могли посмотреть, а в декабре в Москве уже подписать. Кроме того, вновь подтвердили готовность принять Киргизию в полноправные члены ТС.
Куда идем? Евразийская интеграция на распутье векторов
Куда идем? Евразийская интеграция на распутье векторов развития Саммит Таможенного Союза в Астане не принес неожиданностей. Былополучено, уже ожидаемое экспертами, решение одобрить для Украины статус наблюдателяв Высшем совете Евразийского экономического совета. Назарбаев озвучил «маршрутнуюкарту»: к октябрю эксперты должны подготовить необходимые юридические изменения,чтобы к очередной встрече лидеров ТС в Минске их могли посмотреть, а в декабрев Москве уже подписать. Кроме того, вновь подтвердили готовность принять Киргизиюв полноправные члены ТС. Продолжает работу специальная группа, занимающаясясогласованием технических моментов. Им предстоит подготовить более 60документов. Оформление членства Киргизии также ожидается к концу года. Тем не менее, многие стратегические вопросы дальнейшегоразвития евразийского интеграционного проекта, его перехода в новую правовую имакроэкономическую стадию остаются неопределенны. Первая развилка связана с расширением. Следующим после Бишкека,с которым вроде все решили, в повестке расширения ТС возникает Душанбе. ЗаинтересованностьТаджикистана очевидна – она вызвана необходимостью поддерживать притоккапиталов от индивидуальных мигрантов в экономику страны. Душанбе какучредитель ЕврАзЭС уже обладает преимуществами, в сравнении с другимигосударствами из внешнего окружения ТС, присоединится к этому договору. Однако,после расширения ТС на эти страны возникают значительные риски, связанные с прониканиемв общую таможенную зону теневого импорта текстильной продукции из Китая,который может свести на нет и без того рыхлую экономику будущего союза. Назападе, главной политической целью расширения ТС сегодня является Украина. Содной стороны, участие Киева это существенный геополитический бонус для Москвы,с другой - возможность опереться на промышленные активы, включенные в единыепроизводственные комплексы (к примеру, авиастроение, металлургия, химическаяпромышленность). Однако, в украинском векторе активы «привлекательности»,хорошо работающие для элит Центральной Азии, сталкиваются с отсутствиеминтереса к интеграции в украинских финансово-промышленных кругах. Киевский, каквпрочем и московский «олигархат», весьма похожи в своих страхах - обе группыопасаются усиления контроля своего бизнеса со стороны Кремля и ближнегопутинского окружения. Даже та часть элиты, которая получает прибыль от работы сроссиянами (например, «сахарный» магнат Петр Порошенко), в выбореинтеграционных приоритетов хранит молчание. При этом компромиссный статус«наблюдателя» может оказаться рискованной формой, позволяющей Киевусаботировать не выгодные для него правила ТС и будущего ЕАС… Вторая развилка связана с вектором развития всей организациив целом. С товарооборотом в $1 трлн, ТС вошел в элиту мировых интеграционныхобъединений. Но остается открытым вопрос - будет ли это региональное ядроуникальным центром с собственными правилами или будет стремиться к интеграции сбольшим миром. Если исходить из того, что Россия не отказывается от принциповВТО и более того, строит свою работу в ТС по принципам международной торговойорганизации, то ответ скорее в пользу выбора глобальной интеграции. Учитываякризис глобализации, ЕАС как и другие подобные группировки в других частяхмира, теперь имеют возможность сформулировать новые правила игры для ВТО. Такимобразом, продвигая свою региональную политику, конфликтуя с ЕС за сферывлияния, Россия выторговывает более сильные позиции в будущем глобальном мировомраскладе. Каковы главные проблемы, тормозящие развитие евразийскогопроекта? В основном они лежат в плоскости координации экономик участников. Отсутствиеобщей политики в сфере промышленности, медицины и социального обеспечения надве трети снижают плюсы интеграционного эффекта. Мы очень далеки от единойстратегии в энергополитике. Речь о создании единых объектов энергогенерации,включающих элементы возобновляемой «зеленой энергетики». До сих пор отсутствуетобщий бюджет Евразийской комиссии, финансирующий отдельные программы интеграции,которых также пока нет. Роль Евразийский банка - единого института развитиярегиона - должна быть повышена на порядок. Тормозится создание наднациональныхорганов и развитие единых регуляторов (недостаточно согласованных техрегламентовв различных отраслях экономики). Есть претензии к статистическому контролю:информация о взаимной торговле не всегда достоверна. По мнению независимыхэкономистов, есть сомнения относительно казахстанского импорта в РФ, в негопопадает часть китайского и, соответственно, последний не облагаетсятаможенными платежами. Известно правило – в интеграции как в танце нельзя останавливаться.Не двигаться вперед, значит откатываться назад. При этом трения будут возникатьчаще. Рынки участников интеграции открываются постепенно, в то время как оставшиеся«острова» гарантированной защиты для национальных производителей будут активно лоббироватьсяместным бизнесом, выходя на политический уровень. Такие движения видны, например,в Казахстане. Можно только надеется, что следующий этап интеграции - объединенныйрынок, должен снизить трения и повысить инвестиционную привлекательностьобразования. Трудно сказать, как скоро появятся другие институты интеграции,имеющие международный статус – парламент, суд, структуры с полномочиями внешнейполитики. В рамках стратегии глобального влияния ЕАС необходимо развитиедиалога с АТЭС и арабскими странами. Чиновники евразийских структур часто подчеркивают, что историческаяпроблема ЕС в преобладании политически мотивированных решений, при этом вопросыэкономической политики были отложены на потом. Евразийский союз изменил акцентыс ширины на глубину проработки, это факт. Однако, многие белые пятна до сих порне удается ликвидировать. http://www.ng.ru/dipkurer/2013-06-03/11_soyuz.html    

Поделиться: