М. Тажин: КАЗАХСТАН ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Поощрение экономической инициативы и несырьевых секторов должно сгладить дисбаланс между регионами. На это же направлены и новые политические приоритеты – перенос акцентов на местные органы власти. В Казахстане мы создали сильное государство, но нам нужны и сильные регионы.
М. Тажин: КАЗАХСТАН ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
    Вышел в свет первый номер  журнала "Евроазия: Аналитики и прогнозы". В новом издании, подготовленном при участии российских и казахстанских ученых, опубликована статья Государственного Секретаря РК Марата Тажина. 
 КАЗАХСТАН ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕВОЗМОЖНОСТИ 
Автор: Марат Тажин, Государственный Секретарь Республики Казахстан
 Вошедший в пятерку наиболее динамично развивающихся стран мира Казахстан начал реализовывать своюстратегию до 2050 года. Страна позиционирует себя как состоявшееся государство.Долгосрочный горизонт планирования подчеркивает, что транзитный период в странезакончился. Переход от бывшей советской республики с административно-команднойсистемой к суверенному государству с рыночной экономикой окончательно завершен. Однако это вовсе не означает консервацию политических исоциально-экономических процессов. Напротив, Стратегия «Казахстан-2050» знаменует начало больших преобразований. Они наполненыновым содержанием и продиктованы логикой состоявшегося государства. Планировать развитие на такой срок достаточно сложно –учитывая, насколько быстро меняются обстоятельства и насколько велико влияниевнешних факторов. Неслучайно первым из глобальных вызовов, на понимании которыхпостроена стратегия, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил ускорениеисторического времени. Попытка рассчитать конкретную конфигурацию экономики надесятилетия вперед или спрогнозировать, какие технологии к тому времени будутдоминировать, с этой точки зрения напоминает игру в рулетку. Поэтому пристратегическом планировании остается опираться не на сами будущие изменения, ана нашу готовность к ним. Иными словами, планировать социальные, экономическиеи политические условия, которые обеспечат нам постоянную готовность к изменениям.   В чем же заключается наше видение нового Казахстана?  Ресурсы в обмен на технологии В экономическойповестке – сокращение уровня государственного регулирования и смещение центратяжести на частное предпринимательство. Для преодоления последствий глобальногокризиса в большинстве стран мира были реализованы меры государственнойподдержки. И Казахстан не стал исключением. Но сейчас,говоря, об уменьшении роли государства, мы имеем в виду не просто возврат кдокризисному периоду. Речь идет о фундаментальных изменениях. Нашагенеральная задача – изменить облик казахстанской экономики, снизив еезависимость от экспорта углеводородов и других сырьевых ресурсов, увеличив долювысокотехнологичных секторов. И ей подчинены действия по ключевым направлениям.Казахстан ужесумел привлечь порядка 170 миллиардов долларов зарубежных капиталовложений. Этуцифру, безусловно, увеличит решение об отмене моратория на освоение новыхместорождений.  В то же время краеугольным камнем инвестиционной политики станет  предоставление доступа к сырьевым ресурсам вобмен на создание производств, связанных с их переработкой. Если говорить очень упрощенно, это формула «нефть в обмен на технологии». Если жесмотреть глубже, это переход на новый уровень сотрудничества, который обеспечитбольшие выгоды обеим сторонам.Стимулировать внутренний рост и экспорт должна либерализация налоговогои таможенного администрирования. В настоящее время Казахстан итак предоставляетбизнесу очень комфортные налоговые условия. И это особенно заметно на фонедругих стран. Теперь же во главу угла будет поставлено упрощение налоговойотчетности. Это даст возможность в полной мере воспользоваться преимуществаминизкого налогового бремени. В ближайшие пять лет весь бизнес перейдет на режимэлектронной отчетности онлайн. Непосредственное взаимодействие предпринимателейс налоговой службой сведется к минимуму. Не стоит объяснять, что это снизит нетолько издержки времени, но коррупционные риски.При общем благоприятном фискальном режиме дополнительные мерыстимулирования ожидают тех, кто будет вкладывать в обрабатывающуюпромышленность и новые технологии. Разрешительная система в Казахстане также прогрессирует, чтонаходит подтверждение в авторитетных международных рейтингах. Меж тем,  долгосрочная Стратегия ставит цель  кардинально – отменить все разрешения и лицензии,которые напрямую не влияют на безопасность жизнедеятельности граждан. На сменуразрешительному порядку ведения бизнеса придет уведомительный.Следующий этап – переход к саморегулированию и самоконтролю бизнесомкачества его товаров и услуг. Более того, часть государственных функций будетпередана бизнес-ассоциациям, которых консолидирует Национальная палатапредпринимателей. Сократится присутствие государства в бизнес-пространстве нетолько как контролера, но и в качестве собственника. Стратегия провозглашает вторую волнуширокомасштабной приватизации (первая началась в 90-е годы, когда в Казахстанепроходило становление рыночной экономики). Предприятия и услугинестратегического характера перейдут в частные руки. Перечень всех новаций весьма обширный. Но их идеология едина.Государство, вместо того чтобы являться игроком на экономическом поле, сосредоточитсяна создании возможностей для реализации деловой активности.С одной стороны, это заключается в развитии физическойинфраструктуры (объекты транспорта и логистики не только в самом Казахстане, нои за рубежом). С другой стороны, развитие инфраструктуры правовой – преждевсего, реальные гарантии права  частной собственности и защиты договорныхобязательств.  Полномочия в обмен на ответственность Поощрение экономической инициативы и несырьевых секторов должно сгладить дисбалансмежду регионами. На это же направлены и новые политические приоритеты – переносакцентов на местные органы власти. В Казахстане мы создали сильное государство,но нам нужны и сильные регионы. Устранение дисбаланса подразумевает не только помощь депрессивным районам.Есть еще и проблема так называемых моногородов, чье благополучие всецелозависит от одного предприятия. Советская система породила города-заводы. Теперьмы не можем полагаться на поддержку социальной сферы только за счетградообразующих производств. Это слишком неустойчивая конструкция. Стабильностьможет обеспечить лишь создание в таких городах альтернативных источников доходаи рабочих мест. Смещение центра тяжести на местное управление трудно представить безпередачи властных полномочий. Именно здесь – стержень политическойлиберализации. В Казахстане будет развиваться местное самоуправление, вводитсявыборность глав местных администраций. И эта реформа не будет откладываться в долгий ящик. Уже в нынешнем годуначнутся выборы глав городов районного значения и сел. Это почти 92 процентавсех руководителей местных администраций в стране. Выбранные руководители местных властей получат необходимые финансовые икадровые ресурсы. Но этим реформа далеко не исчерпывается. Суть децентрализациигосударственного управления, как она понимается в Стратегии «Казахстан-2050» – ее качественноеизменение.В ее основе – перераспределение не столько полномочий ибюджета, сколько ролей государства и местных сообществ. Население получаетвозможности напрямую решать вопросы местного значения, а также требовать отчетас избранных им глав администраций. Помимо местного самоуправления, в Казахстане продолжитсядемократизация всей политической жизни. В частности, на центральном уровне усилятсяполномочия Парламента.  Время пришло   Таким образом, ключевые направления развития Казахстана базируются наодном принципе: меньшевнешнего регулирования, больше ответственности на самих участниках процесса. В экономикебизнесу дается больше свободы маневра. Вплоть до того, что ему даетсявозможность самому оценивать качество своей работы. Это не просто организационнаяреформа. Это смена парадигмы мышления. Нужно учиться договариваться ивырабатывать общие позиции, в том числе в сфере честной конкуренции, а потомсамим их исполнять. В политикенаселению предоставляется возможность самому формировать актуальную повесткувопросов местного значения, вырабатывать их решения и добиваться их исполнения.Это гражданская активность иного порядка, нежели передача своего голосаизбранным политикам. Она подразумевает самостоятельное, без указки сверху, согласованиепозиции местного сообщества по собственным проблемам.  В социальнойсфере стратегия Казахстана заключается в том, что государство гарантируетвозможности для получения специальности и поддержки тем, кто хочет найти своеместо на рынке труда. Воспользоваться им – выбор каждого.  Все в целом этоукладывается в логику состоявшегося, «взрослого»государства. Государства, которое зиждется на сочетании возможностей иответственности. В котором прогресс базируется на частной инициативе, подкрепленнойгосударственной поддержкой. Только такой Казахстан будет готов встретитьглобальные вызовы. Мы взяли стратегический курс на вхождение в число тридцати наиболееразвитых стран мира. И поэтому мы принимаем соответствующую систему координат.Эволюционный –хотя и стремительный – путь, проделанный Казахстаном, привел к тому, что мырасстались со многими иллюзиями. Но зато необходимость формулы «возможности плюс ответственность» теперьявляется нашим осознанным выбором. Вот почему есть все основания считать, чтоон будет воплощен в жизнь. ***Всевышесказанное касается не только нашей внутренней политики. Мы отчетливо понимаем,что исполнение Стратегии «Казахтан-2050» будет зависеть от внешних условий. Изависимость эта будет расти – вместе с нашей интеграцией в международныепроцессы. Мы делаем свою государственную систему устойчивой, но у нее естьпредел. Он определяется тем, как будут разрешены глобальные вызовы. А важнейшийиз них связан с изменением культуры диалога. На глобальномуровне назрела своего рода децентрализация. Центр тяжести в решении проблеммировой экономики должен перемещаться в сторону самих участников, т.е. всехгосударств. Все форматы, которые сводятся к обсуждениям в рамках ограниченногокруга избранных, не приносят эффекта по той причине, что они объективно несоответствуют характеру глобальных проблем.Нужно учитьсядоговариваться. Один из инструментов – это площадка G-Global, предложенная Нурсултаном Назарбаевым. Она даетвозможность каждому быть услышанным, выстраивая систему коллективнойответственности за наше будущее.Историю общего успеха можно написать только сообща.   

Поделиться: