Мадина Тураева: При вступлении Кыргызстана в ТС кому-то все равно будет больно

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Вступление Кыргызстана в Таможенный союз рождает множество вопросов на всех уровнях общества. Ответы на многие из них прозвучали в выступлениях участников круглого стола "Кыргызстан - Россия: политика, безопасность, экономика", прошедшего недавно в Бишкеке. О том, что ждет нас на этом пути, какие преграды придется преодолевать и с какими иллюзиями расстаться, мы беседуем с доктором экономических наук, сотрудником Института экономики Российской академии наук Мадиной Октамовной Тураевой.
Мадина Тураева: При вступлении Кыргызстана в ТС кому-то все равно будет больно
Вступление Кыргызстана вТаможенный союз рождает множество вопросов на всех уровнях общества. Ответы на многие из них прозвучали в выступлениях участников круглого стола "Кыргызстан - Россия: политика, безопасность, экономика", прошедшего недавно в Бишкеке. О том, что ждет нас на этом пути, какие преграды придется преодолевать и с какими иллюзиями расстаться, мы беседуем с доктором экономических наук, сотрудником Института экономики Российской академии наук Мадиной Октамовной Тураевой. - Чем Кыргызстан интересен России? И как, на ваш взгляд, идет процесс интеграции между странами? -В отношении интеграции Кыргызстана в те объединения, которые сейчас развиваются и расширяют сотрудничество (в большей степени мы говорим, безусловно, о ТС и ЕЭП), в российском обществе есть различные точки зрения. Большинство не видит экономического интереса от присоединения Кыргызстана, ведь понятно, что это политически оправданный шаг, причем оправданный интересами обеих сторон. Вместе с тем интеграция должна быть подкреплена экономически. И сейчас, когда в России приняты принципиальные решения инвестировать в Кыргызстан, республике нужно прагматично использовать эту возможность, укрепить свою экономическую базу, перестать "играть в многовекторность" и взять на себя ответственность за риски принятых решений. - Какую работу следует провести в Кыргызстане в первую очередь, чтобы безболезненно вступить в Таможенный союз? -Что означает "безболезненно"? Безболезненно для всех не бывает, и кому-то все равно будет больно. Вопрос в том, за кого вы переживаете. Скажем, за тех, кто занят на "Дордое", или за мигрантов, которые трудятся в России? Конечно, это предельно упрощенное сравнение, но для понимания, где не стоит становиться жертвами информационных спекуляций, вполне годится. К примеру, владельцы "Дордоя" - это сильное лобби, но ведь оно не решает социально-экономических проблем в масштабе страны. Внешняя трудовая миграция усиливается, и, поверьте, вашим гражданам - кыргызским мигрантам, которые работают в России, приходится нелегко. В ближайшей перспективе в Кыргызстане не удастся создать такое число рабочих мест, чтобы мигранты не уезжали в Россию, а трудились на родине.Значит, думать нужно и о них. Я полагаю, долгосрочный эффект тут важнеетех потерь, что понесет определенная группа людей. - Многие проекты и направления сотрудничества остаются лишь на уровне деклараций.Почему не рассматриваются реальные механизмы взаимодействия на уровне среднего и даже малого бизнеса? Когда, по вашим предположениям, в связи со вступлением в ТС начнется унификация законодательной базы КР и РФ, различия в которых служат серьезным препятствием для деловой среды? -Насколько мне известно, работа по унификации правовой базы между странами СНГ в рамках различных интеграционных объединений идет давно (например, ЕврАзЭС в этом поле проделал большую работу). Если вы имеете в виду кыргызско-российское взаимодействие, то измените взгляд напричину и следствие: многие проекты по сотрудничеству остаются лишь на уровне деклараций именно потому, что нет реального взаимодействия между бизнесом обеих стран. То есть был бы базис, надстройка сформировалась быестественным образом. Что касается именно малого и среднего бизнеса, то здесь главным препятствием является отсутствие общей границы. Издержки транзита, которые окупаемы при больших оборотах, для малого и среднего бизнеса становятся основой нерентабельности. Также нужно понимать, что для российского предпринимателя при вхождении в КР самым важным аргументом послужит инвестиционная привлекательность, а не политическая мотивация руководства России. С присоединением Кыргызстана кТС эта проблема, полагаю, должна отчасти разрешиться. Главное, чтобы к тому времени кыргызским предпринимателям было чем заинтересовать партнеров. Необходимо повышать конкурентоспособность национального бизнеса, а унификация нормативных актов при вступлении в ТС произойдет всоответствии с существующими регламентами. - Для какой группы российских бизнесменов Кыргызстан привлекателен в инвестиционном плане? -О таких компаниях, как Интер РАО ЕЭС, Газпром или Роснефть, стоит говорить отдельно, поскольку в Кыргызстане они не из-за того, что он привлекателен для них в инвестиционном плане, а потому что они являются операторами политических решений российского государства. Что касается других бизнесменов, то мне трудно судить, но думаю, что пока Кыргызстан не вступил в ТС, он может быть интересен крупному бизнесу, который планирует долгосрочно здесь закрепиться и готов понести издержки, связанные с вхождением в местные рынки. Это энергетические и финансовые компании, компании, занимающиеся информационными технологиями, связанные с переработкой сельхозпродукции, возможно, крупные туроператоры. - Реализация любых проектов требует не только достаточного финансирования, но и человеческих ресурсов. Однако дефицит квалифицированных кадров в КР наряду с политической нестабильностью, угрозой терроризма и высоким уровнем коррупции назван экспертами в качестве факторов, препятствующих поступлению инвестиций в страну. Как вы оцениваете рынок человеческих капиталов в КР? И как его пополнить? - Низкий уровень развития человеческого капитала идефицит квалифицированных кадров - это проблема не только КР, но и всего постсоветского пространства. Однако по сравнению с другими странами СНГ Кыргызстан обладает неоспоримым преимуществом, поскольку граждан именно этой республики характеризует высокая мобильность, открытость к знаниям и приобретению новых навыков, восприимчивость к инновациям. Даже то, с какой частотой в стране меняются правительства, свидетельствует о ментальной предрасположенности народа делать все без промедления. Поэтому мне кажется, что адаптация национальных человеческих ресурсов к новым условиям произойдет в Кыргызстане максимально быстро. - Около миллиона наших граждан годами работают за рубежом нелегально, набираясь профессионального опыта, который они могли бы успешно применить и на родине. Вернуться и поучаствовать в реализации проектов их могло бы стимулировать разрешениевластей на получение двойной пенсии, начисленной за проработанные годы на территории каждой из стран. Это реально? - Если вы говорите о гражданах, работающих нелегально, не выплачивающих соответствующие налоги, тогда на пенсии, тем более двойные, они рассчитывать не могут. Стимулировать вернуться их может в первую очередьвероятность найти на родине работу с зарплатой, сопоставимой с той, чтоони получают в миграции. Республика сейчас не в состоянии обеспечить миллион рабочих мест. - Насколько с экономической точки зрениявыгодны крупные проекты (такие как строительство Камбаратинской ГЭС-1) для России и Кыргызстана? - Для Кыргызстана это весьма выгодный проект, осуществить который без крупного инвестора у республикине было бы возможности. К тому же решение, принятое по "Камбарате-1", означает, что Москва демонстрирует свое отношение к Бишкеку перед Ташкентом. Учитывая кыргызско-узбекские разногласия по водно-энергетическим вопросам, это мощный аргумент. Что касается России, то для нее строительство Камбаратинской ГЭС 1 - это политическаяинвестиция, которая несет в себе определенные экономические риски. Можно привести пример Таджикистана, где, будучи владельцем контрольного пакета акций Сангтудинской ГЭС-1, российская сторона несколько лет не может добиться выплаты долга от таджикского энергохолдинга "Барки Точик". К тому же, согласитесь, страна, пережившая в недавнем времени две революции и ожидающая всплесков социально-политической активности, вряд ли может считаться инвестиционно благоприятной. Риски России тут очевидны. - В какой отрасли или отраслях экономики КР ожидается прорыв, который позволит компенсировать минусы, неизбежные привхождении республики в ТС? Например, потерю заработка от сворачивания бизнеса по реэкспорту товаров. - В экономике республики, к сожалению, много проблем. Она уязвима и очень зависит он изменений внешней среды и конъюнктуры региональных рынков. Вместе с тем у каждого региона Кыргызстана есть традиционный, присущий ему вид деятельности, проверенный временем, исторически близкий местному населению и имеющий основу необходимой инфраструктуры. Где-то это переработка, где-то туризм, где-то сухофрукты, где-то энергетика... Я считаю, что в условиях, когда в стране столько внутренних проблем, необходимо сосредоточиться и развивать то, что уже имеется - естественные опорные преимущества регионов. Это помогло бы, во-первых, диверсифицировать национальную экономику и повысить ее устойчивость и, во-вторых, своими силами подготовиться к вступлению в ТС. Что касается реэкспорта, то до каких пор столь прогрессивная страна, как Кыргызстан, может на этом зарабатывать? - Какие методы противодействия в связи с надвигающимся мировым кризисом должны быть у локальных экономик? -Мировой кризис длится уже несколько лет, и у исследователей пока нет оснований считать, что острая фаза пройдена. Страны Большой семерки готовы даже изменить подходы к регулированию своих финансовых систем, поскольку этого требует сложившаяся обстановка. В такой ситуации наивно полагать, что страны с населением 5-10 миллионов человек, где более 30 процентов населения живут за чертой бедности, а значительная часть трудоспособных граждан уехали в трудовую миграцию, способны своими силами противодействовать глобальным экономическим трендам. И в этом смысле, если речь идет о бывших советских странах, единственный выход для них - это интеграция с более сильными и устойчивыми партнерами. И, конечно же, нужно готовить себе "подушки безопасности" - перестать рассчитывать только на внешнюю помощь, укреплять национальную экономику,развивать промышленность и сельское хозяйство, повышать квалификацию экспортируемой рабочей силы. - Чему российские бизнесмены могут научиться у кыргызстанских? -Как уже было сказано, российским бизнесменам стоит поучиться у своих кыргызстанских коллег их высокой мобильности, скорости реагирования на изменения и решительности в действиях.    Надежда ГОРОХОВА, ИА "24.kg"

Поделиться: