Путин-Тибилов: трения суверенов

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На прошлой неделе состоялась третья в этом году встреча Владимира Путина с президентом Южной Осетии Леонидом Тибиловым. Судя по тому, что официальная пресса России и Ю.Осетии почти ничего не сообщила о содержании и итогах переговоров в Сочи, ограничившись формальными фразами, ее результаты не порадовали обе стороны. По официальной информации президенты «обсудили дальнейшее развитие взаимных экономических связей, усиление контроля за использованием российских средств, выделяемых на восстановление республики, а также возможности вовлечения Южной Осетии в интеграционные процессы в рамках зоны свободной торговли СНГ».
Путин-Тибилов: трения суверенов
На прошлой неделе состоялась третья в этом году встреча Владимира Путина с президентом Южной Осетии Леонидом Тибиловым. Судя по тому,что официальнаяпресса России и Ю.Осетии почти ничего не сообщила о содержании и итогахпереговоров в Сочи, ограничившись формальными фразами, ее результаты непорадовали обе стороны. По официальной информации президенты«обсудили дальнейшее развитие взаимных экономических связей, усиление контроляза использованием российских средств, выделяемых на восстановление республики,а также возможности вовлечения Южной Осетии в интеграционные процессы в рамкахзоны свободной торговли СНГ». Ряд источников указывает, что югоосетинская делегациясамовольно изменила свой состав, что не лучшим образом сказалось на атмосферевстречи в Сочи. Знакомый с подробностями журналист Евгений Крутиков указывает,что Тибилов привез с собой главу МИД, министра финансов и министра экономики. Однакороссийских министров финансов и экономического развития России в Сочи не было,таким образом, принцип симметричности, необходимый для протокола был несоблюден. В то же время, глава администрации юго-осетинского президентавычеркнул из состава делегации посла РЮО в России Дмитрия Медоева. Трения,вызванные несоответствием протокола могут, конечно, вызвать улыбки –действительно, где высота московского властного бомонда, а где Цхинвал. Нопроблема отношений гораздо глубже.  Независимые наблюдатели полагают, что практически ни поодной из действительно широкого круга обсуждавшихся проблем югоосетинская ироссийская стороны не достигли взаимопонимания. Хотя, возможно, они решили рядвопросов отложить на потом, то есть на период после парламентских выборов весны2014 года. В первую очередь, требования касались кадровых перестановок вруководстве Южной Осетии, на которых настаивает Москва. Считается, что Кремль хотелбы смены премьер-министра, главы администрации и еще нескольких профильных министров.В числе московских предложений – изменение системы таможенных сборов, создание фонда,где будут аккумулироваться средства, идущие на восстановление Южной Осетии. Но,требования кремлевских кураторов игнорируются, либо просто отрицаютсяюгоосетинской стороной, что, в общем-то, выглядит довольно странно, учитывая,что республика находится на полном содержании Москвы.  Судя по заявлениям Тибилова после встречи с Путиным, онвидимо добился у главы Кремля определенного запаса времени на изменение ситуации.Тибилов потребовал от правительства большей эффективности в работе,педантичности в отношениях с российскими партнерами и прекращения«коррупционных шалостей» в виде многократного завышения смет на строящиесяобъекты: «Нынешнее руководство не должно повторять ошибок своихпредшественников. Любое нецелевое расходование финансовых средств будетрассматриваться как преступление и будет означать прекращение финансирования.Закончились те времена, когда деньги в республику шли без контроля». По мнениюжурналиста Мурата Гукемухова, хорошо знающего местную ситуацию, это редкое и«тяжелое заявление»: «Начиная с 2008 года, югоосетинский руководитель непроизносил таких слов. Такое впечатление, что Тибилов просто цитировал своеговизави на встрече в Сочи. В Южной Осетии мало кто посвящен в нюансы вчерашнихпереговоров с Путиным, но то, что они дались Тибилову нелегко, уже ни для когоне секрет»… Отношения между Южной Осетией и Россией трудноклассифицировать. После дарования суверенитета это уже не отношения центра сосвоим дотационным субъектом федерации, в котором Кремль по своему усмотрениюснимает и назначает губернатора. С другой стороны, Москва, за последние годы,четыре раза меняла главу правительства в Цхинвале вместе с основнымиминистрами.  Линия отношений Москва-Цхинвал в юридическом смысле обладаетмежгосударственным статусом, что предоставляет определенный диапазон свободногоманеврирования лидеру Ю.Осетии и правительству региона. При этом, в планевнешнеэкономического взаимодействия это не отношения двух независимыхгосударств: например, когда одна страна дает кредит другой, как, например,европейские государства-доноры помогали Греции и потом внимательно изучалиперспективы возврата долга, требовали сократить расходы, повысить налоги и т.д.С Ю.Осетией казалось бы, все проще, но, в тоже время, покрыто туманомнеопределенности. Москву, судя по ее требованиям, явно не устраивает уровенькомпетентности югоосетинских партнеров, она не видит в них способности к долгосрочномупланированию и именно эффективному освоению российской помощи, а не «распилу».  Не трудно сделать вывод, что Москва не слишком церемонится сюгоосетинской элитой, всякий раз подчеркивая ее зависимое положение. В тожевремя, она зависима от короткой скамейки и вынужденно тасует, по сути, одни ите же фигуры. В силу микроскопичности политического поля альянсы собираются издвух-трех группировок. Например, Алла Джиоева вице-премьер в правительствеТибилова являлась главным раздражителем Кремля на выборах президента зимой 2011года, в тандеме с Джамболатом Тедеевым их воспринимали в Москве как пятую колону «прозападно-прогрузинскую». Кремлевская администрация была не довольна и фигуройдействующего премьера. На эту должность Тибилов назначил главу самарскойстроительной компании «Амонд» Ростислава Хугаева. В Южной Осетии говорят, чтоего фигура стала компромиссом между властями республики и Москвой. Кураторы Ю.Осетиив Москве настаивали на кандидатуре североосетинского предпринимателя ПетраХутиева, однако Цхинвал был против, памятуя, что за те два года, что Хутиеввозглавлял «Южную дирекцию», занимавшуюся послевоенным восстановлением ЮжнойОсетии, ситуация мало изменилась. Но и с Хугаевым не все в порядке. Согласноанализу Счетной палаты РФ в 2012-2013 годах из предусмотренных к вводу в эксплуатацию32 объектов завершено строительство только 10. Сумма ущерба, выявленного поМинэкономики Южной Осетии за 2012 год, составила 105 млн 511, 9 тыс. рублей. Пораспоряжению премьер-министра Хугаева часть финансирования российскойинвестиционной программы 447 млн. рублей из общей суммы 750 млн руб.)перераспределена на другие объекты не по целевому назначению, без согласованияс Межправительственной комиссией.  Или возьмем пресловутого Кокойты, ему, как известно, Москва вынесла«красную карточку», но он имеет массу сторонников и ставленников в действующей правящейпартии «Единство», контролирующей парламент. Недавно его видели вместе сТибиловым на последнем звонке в школе-интернате, где выпускником был сынКокойты. Независимые юго-осетинские комментаторы стали переживать, не являетсяли это признаком возникновения нового ситуативного альянса, возвращающегоЦхинвал в прежнее сверх коррупционное русло. Некоторые посчитали, что опубликованноев интернете их совместное фото «является символом прощения, дарованногорасхитителям и казнокрадам нынешними руководителями, которые не прочь перенятьопыт предшественников». При этом, на сайтах, симпатизирующих Кокойты, напротив,не скрывают восторга. Возможный тандем Кокойты-Тибилов здесь называют «союзомавторитета и мудрости» и высказывают уверенность, что это фото способно поднятьавторитет действующего президента на невиданную высоту…  Посмотрим на отношения Москвы и Цхинвала с другой стороны. Цхинвалобоюдно не доверяет своим московским партнерам. В республике помнят, как поднеусыпным контролем именно российских кураторов была разворована финансовая иматериальная помощь. Присланные из Москвы управленцы и бизнесмены, как считаютв Ю.Осетии, были не лучше своих собственных. Таким образом, Ю.Осетия с удовольствием готова сохранитьсложившееся положение дотационного региона, но, в то же время, стремится непозволить слишком втягивать себя под купол российского государства и пытаетсясохранить за собой самостоятельность по всем вопросам. В этом причина того, чтоТибилов дал «отпор» пожеланию Путина сменить менеджмент и отказаться отсоюзнических отношений с бывшими и потенциальными политическими конкурентами.  Интересно и такое мнение местных политологов. Частьэкспертов считает, что путинское давление на Тибилова – результат происковгруппировки экс-президента Кокойты. Она сохранила обширные связи в Москве,обладает внушительными материальными ресурсами, что позволяет ей бороться законтроль над действующим правительством. Исходя из этого, критиковать кабинетминистров, поддерживать требование о его отставке означает поддержать прежнюювласть, от которой югоосетинскому обществу с таким трудом удалось избавиться вноябре 2011 года Какова цена вопроса? Давление на Тибилова имеет политический и экономическийаспект. В начале 2014 года стартует парламентская избирательная кампания. Ееитоги будут напрямую зависеть от конкретных результатов, с которыми командаТибилова подойдет к выборам. Если распустить правительство, где представленывсе политические группировки, поддержавшие Тибилова в ходе президентскойизбирательной кампании, то непонятно, с кем он пойдет на выборы в парламент. Аесли не распускать, то неясно, кто будет голосовать за эту команду. Экономическая «цена» кабинета Тибилова тоже не маленькая помасштабам Ю.Осетии. Потенциально возможный объем российских вложенийоценивается как минимум в $4 млрд. (по смете проектов двустороннейэкономической Комиссии). Приоритетные отрасли: энергетика, машиностроение,лесопереработка, агропром и текстильная промышленность. Планируется созданиеспециализированного таможенного органа РФ на территории Ю. Осетии (для контроляза товаропотоками). Три проекта застопорились на стадии технико-экономическогообоснования. Речь идет об оценки рентабельности освоения месторождений рудцветных металлов и необходимого объема инвестиций в развитие курортно-туристическогопотенциала. И, наконец, самый амбициозный проект – строительство железнойдороги Алагир (РФ) – Цхинвал, протяженностью 145 километров. Цхинвал полагает,что эта дорога потенциально может стать кратчайшим коридором между Россией иЗакавказьем, но еще только предстоит создать транспортную инфраструктуру для обеспечениятаких сложных инженерных решений как железная дорога в местных горах.  Перечисленные проекты, очень трудны для реализации вусловиях Ю.Осетии. Необходим грамотный проектный менеджмент. Специалистов достаточногоуровня квалификации в регионе нет, а присланные варяги, зачастую являются«агентами» распила. Необходимы, видимо, и новые методы контроля со стороныМосквы. Третьего июня в Москве пройдет совещание в рамкахМежправительственной комиссии, где будут обсуждаться корректировки инвестиционнойпрограммы и размеры ее дальнейшего финансирования. По итогам совещания, хотя быкосвенно, станет понятно, о чем договорились Тибилов и Путин в Сочи. И,договорились ли, вообще.

Поделиться: