Каково будущее разобщенных кыргызов?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Говорят, "смерть потешается над тем, кто игнорирует болезнь". Поэтому я решил поделиться с читателями своими соображениями, наблюдениями, касающимися процесса "разобщения", которому мы все стали свидетелями. Надеюсь, что мысли никого не оставят равнодушными, так как речь идет о будущем Родины. Я призываю к дискуссии соотечественников, которым небезразличен Кыргызстан. Ну что же, в путь...
Каково будущее разобщенных кыргызов?
"Молва о раздроблении кыргызов дойдет до чужого народа" из Манаса Говорят, "смерть потешается над тем, кто игнорирует болезнь". Поэтому я решил поделиться с читателями своими соображениями, наблюдениями, касающимися процесса "разобщения", которому мы все стали свидетелями. Надеюсь, что мысли никого не оставят равнодушными, так как речь идет о будущем Родины. Я призываю к дискуссии соотечественников, которым небезразличен Кыргызстан. Ну что же, в путь... Деление на север и юг Разделение на север и юг появилось не сегодня. Если взглянуть на историю, на эпоху калмыков, Кокандского ханства, можно понять, что кыргызы жили в различных условиях. Каждая историческая эпоха или ситуация не только не позволяла общаться представителям одной крови, но и всячески препятствовала. Только некоторые известные манапы и главы родов бывали на тоях или других собраниях Андижана, а простой народ не контактировал. Недавняя история подтверждает это, на примере Алымбека датки, который побывал в Тенир-Тоо, и на примере встречи Курманжана датки с Шабданом баатыром, прибывшим в Алай. Кыргызы говорят, "если не контактировать, даже близкий родственник станет чужаком". Из-за отсутствия непрерывного общения появились различия у кыргызов севера и кыргызов юга: в языке, в культуре речи, в акценте, в традициях, даже в темпераменте. Нельзя отрицать влияние, которое оказали на кыргызов русские, калмыки, казахи с одной стороны и узбеки, таджики с другой стороны. Не смогу сказать, что советская эпоха стерла такие различия у кыргызов. Под влиянием русских социально-экономическое, социальное положение, интеллектуальный уровень, инфраструктура развивались в регионах неравномерно. Вполне обосновано кыргызские власти могли обижаться на русских, потому что отношение к двум регионам было неодинаковым. Нерешенные во времена СССР проблемы нарастают как снежный ком, во время президентских, парламентских выборов, в процессе формирования правительства, назначения министров, во время присуждения ордена или награды, выделения кредитов чаще всего задаются вопросы: "Кому и сколько?", "Откуда он?" Нужно признать, что после событий 24 марта 2005 года и 7 апреля 2010 года эта пропасть между народом только увеличилась. О проблеме севера и юга заговорили первые лидеры страны времен Советского Кыргызстана, когда повеяли демократические перемены. Но вопрос так и не попал в повестку дня. Из-за отсутствия целенаправленной и упорядоченной политики ситуация не улучшается. Проблема севера и юга стала главным оружием кандидатов в президенты или в депутаты. Политики знают, что избиратели руководствуются принципом землячества, когда голосуют. Чужаки почувствовали отсутствие единения у кыргызов и всячески подливают масло в огонь. Наверное, это проявилось в ходе кровопролитных событий 1990 и 2010 года. Есть одна давняя тенденция. Родители всегда говорят своим детям: "Не выходи замуж за южанина" или "Не бери в жены северянку". Спросишь, почему, ответят: "Далеко ездить, перелеты - недешевое удовольствие, есть различия в традициях. Лучше женись на своих". Это реальность, с которой приходится мириться. Я помню, что в советское время помимо авиарейсов Бишкек-Ош был авиарейс Ош-Чолпон-Ата-Пржевальск (нынешний Каракол). Из Джалал-Абада самолеты летали в Талас, Нарын. Из Бишкека самолеты направлялись в Исфану, Кербен, Казарман, Нарын, Талас, Баткен. Сейчас многие рейсы отменили. Поезд Фрунзе-Джалал-Абад всегда был в пути. Теперь такого рейса вовсе нет. Самое главное - все три вида сообщения были по карману народу. Я встречал однокурсников, которые в любое время могли сесть в самолет, поезд или в такси, покидая Бишкек. Простой народ не может позволить себе лететь на самолете, поэтому уповает на автотрассу Бишкек-Ош. К слову, чтобы добраться из Бишкека в Лейлек, нужно ехать 24 часа. Поездка из Баткена в Нарын займет 30 часов. Что нужно делать? Во-первых, чтобы сблизить народ, нужно создать удобные коммуникационные возможности. Правительство обязано заняться этим. Нужно возрождать упомянутые авиарейсы, а государство должно выделять дотации авиакомпаниям, чтобы цены на билеты были приемлемыми. Во-вторых, нужно внести норму, которая запрещает человеку становиться акимом, губернатором родного района или области. Это говорит о том, что пожелавший стать акимом молодец должен отправиться работать в Ат-Баши. В-третьих, нужно внести норму, которая обязывает начальников силовых структур работать в других регионах, но не там, где он родился и вырос. К примеру, прокурором Тюпского района должен стать джигит из Баткена. За этим чиновником придет и семья, родственники будут навещать. Они будут вынуждены контактировать с местным населением, появятся друзья, родственники. В-четвертых, достигшие призывного возраста юноши должны нести службу в другом регионе. Если посчитать, ежегодно 30 тысяч рядовых вступают на военную службу в чужом регионе, а за 10 лет таких людей будет 300 тысяч. Если джигиты увидят условия жизни местного населения, то у них будет расти мировоззрение, появится уважительное отношение к ним. В-пятых, нужно полностью поддержать инициативу главы государства Алмазбека Атамбаева о строительстве альтернативной автодороги и железной дороги, которые будут связывать юг и север. В-шестых, лозунг "Мой народ - кыргыз, мой клич - Манас" должен служить для объединения кыргызов и укрепления государства. Будущее страны будет под сомнением, пока кыргызы не соберутся в единый кулак, пока кыргызы не будут образованнее других и не станут им примером. Родовое деление В Манасе и в санжыре говорят о том, что кыргызы делились на сорок родов. Знание родословной было обязанностью каждого человека. Поэтому предки говорили: "Тот, кто не знает родословную до седьмого колена, является рабом". В советское время не делились на роды. Эта "болезнь" проявилась с проведением альтернативных выборов и прекрасно вживается. Примеров много: борьба за должность губернатора в Таласе в середине девяностых, когда боролись роды кушчу и сару. В Ат-Баши состоялись "депутатские гонки" с участием чериков, азыков, монолов. В последнее время проходят курултаи родов, которые превратились в зарегистрированные организации. Некоторые даже успели избрать главу рода и поднять свое знамя. Появляются хвастуны, которые заявляют: "Наш род самый многочисленный среди кыргызов". Другой выходит со словами: "Многие министры являются представителями нашего рода". Третий говорит: "Позвольте выступить от имени народа солто". Неизвестно, кто и когда наделил такими полномочиями. Очевидно, что деление на рода предназначается для борьбы за власть, нежели для сплочения народа. Многие главы родов (по большей части бывшие чиновники) мечтают вернуться во власть. Во время курултаев не затрагиваются темы сирот, стариков, интернатов, благотворительности, а по большей части говорят: "В нашем роду было столько-то богатырей, поэтому нам нужно столько-то министерских кресел". Родовой принцип дошел до того, что некоторые предлагают каждые пять лет избирать из представителей правого, среднего, левого крыла. Неизвестно, на какой опыт они опираются, может на историю кыргызов или на практику какой-то страны. Что нужно делать? Санжыру (в контексте - родословная) следует сохранить как национальную ценность, но на уровне семьи и родственников. Неправильно вмешивать ее в государственное правление. Наверное, пришло время для разработки законопроекта, который будет противодействовать использованию родовой принадлежности в политических целях, в государственной системе управления, для разделения народа. Религиозное деление В Кыргызстане зарегистрированы и другие религиозные организации, помимо ислама и православного христианства. Наша страна является самой лояльной среди стран СНГ по свободе вероисповедания. Поэтому за последние двадцать лет на территории Ала-Тоо прекрасно расположились международные религиозные организации. Ни в одной стране не найдешь такого либерального отношения к религии. За это время у кыргызов появилось три направления, касающихся веры. Первого направления придерживаются люди, которые призывают сохранить тенгрианство и жить по его предписаниям. Иначе кыргызы пропадут как народ, считают они. Они не принимают исламские ценности. По их мнению, кыргызы должны напрямую связываться с Богом-Тенгри, без пророка-посредника, быть в тесной связи с природой. Второе направление представляют кыргызы, которые придерживаются канонов ислама. Все больше молодых людей следует предписаниям ислама и шариата. Многие радуются, что мечетей строится больше, чем школ. Живущим в Бишкеке мусульманам становится тесно на центральной площади во время праздничного намаза. У них два праздника - Курман айт и Орозо айт. Они не признают Нооруз и тенгрианство. Придерживающиеся ислама кыргызы не позволяют плакать, распевать плач, резать скот во время похорон. Тем самым у них появляются противоречия с кыргызами, у которых остались убеждения с тенгриантсва. Появляются даже деления внутри кыргызов, которые исповедуют ислам. Кто-то получает образование в арабских странах, другой в Иране, третий в Турции, четвертый в Пакистане. Возвращаясь на родину, они распространяют ислам в том толковании, которому их научили. Появились радикальные течения, встречается молодежь, которая заявляет: "Я не кыргыз, я мусульманин". Третье направление представляют сотни кыргызов, которые исповедуют другую религию. Западные религиозные течения баптистского, евангелистского, адвентистского и других направлений ведут свою политику. Кыргызы, придерживающиеся таких религий, не признают Манаса, комуз, белый калпак, обычаи, наоборот, презирают. Они растеряли кыргызскую натуру, разве что осталось обличие. Были конфликты, когда им не давали землю, чтобы похоронить покойного. В общем, еще один раскол наметился в религии. Что нужно делать? В Кыргызстане нет религиозной политики, все любят ссылаться на Конституцию и на свободу вероисповедания. В интересах государственной безопасности нам нужно в Конституции указать - какую религию исповедует народ Кыргызстана, какое направление ислама ценится народом. Такая практика применяется и в других странах. К примеру, "Азербайджанский народ придерживается ислама, который сочетается с традиционными народными ценностями". На примере истории других стран мы должны понимать, что религиозные конфликты более опасны, чем региональные противоречия. К примеру, титульная нация Бангладеша - бенгальцы - исповедуют ислам и индуизм. Время от времени возникают стычки внутри одного народа, обусловленные религиозными предпочтениями. Из-за этого страна не может встать на путь развития. Еще одно предложение. Пришло время провести повторную регистрацию иностранных религиозных организаций. Наше правительство должно детально изучить их деятельность. Партийное деление В Кыргызстане зарегистрировано более 160 партий. В преддверии выборов появляется около десятка партий, а после выборов никто даже не задумывается о создании партии. Это можно связать с легкомыслием политиков. Досадно, что так называемые лидеры не понимают, что природа и цель партии - взять на себя ответственность, попав во власть. Поэтому многие кыргызы "просто так" создают партии. Это плоды излишне либеральной политики в стране. С 2010 года, когда партии открыли дорогу к власти, народ начал делиться по партийному принципу. В отличие от деления на юг и север, религиозной разобщенности, это деление не столь опасно для кыргызов. Потому что формирование парламента по партийному списку развязало руки избирателю. Никто не обвинит человека, если он в первый год проголосует за одну партию, а через пять лет - за другую. В этом заключается ценность демократии. В данное время на выборах кыргызы ориентируются не по программам, платформам партий, а голосуют по принципу землячества, родства. Депутаты Жогорку Кенеша иногда не поддерживают инициативу своей фракции, а поддерживают мнение депутата другой фракции, потому что он является земляком. Поэтому делятся и депутаты. Нет партийного принципа, не соблюдается партийная дисциплина. Умолчим об остальном, депутаты наплевали на свои фракции и лидеров, создают независимые депутатские группы. Распределение власти фракциями коалиционного правления, назначение кадров в правительство огорчают людей. Потому что партии воспринимаются негативно, исключительно потому что назначают непрофессиональных кадров. Такое явление ставит под сомнение ценности парламентского правления. Поэтому народ говорит - нам не подходит парламентская система. Известно, что местные представители власти тоже избираются по партийному принципу. Партии власти подрывают свой авторитет, потому что снимают с должности акимов и глав айыл окмоту, чтобы поставить своих людей. В регионах разобщенность народа действительно ощущается, а сложившаяся ситуация только накаляет обстановку. Что нужно делать? Во-первых, партии должны находить электорат не в преддверии выборов, а в обычное время. Для этого нужно создать ячейки партий, которые будут вести активную работу. Во-вторых, нужно поддержать изменения, которые собираются внести в избирательный кодекс, который держится на партийном принципе. В-третьих, народ должен перенимать опыт жителей стран, которые живут в условиях парламентского правления. Из стран запада в пример можно привести Германию, из стран востока - Японию, или Монголию, которая тоже недавно переняла парламентскую систему правления. Деление на "кыргызов" и "киргизов" Кыргызов, которые не говорят на кыргызском языке, родились в городе, приветствуют европейскую культуру, думают и говорят на русском языке, называют "киргизами". Они образованы, некоторые знают несколько языков. Поэтому они считают себя элитой кыргызской общественности. Даже успели создать политическую "Партию горожан". К сожалению, на арене политической борьбы эта партия себя не проявила. "Киргизы" с пренебрежением относятся к Манасу, комузу, скрывают, что презирают. Многие огорчены тем, что кыргызский язык признали государственным. Поэтому они сторонятся "кыргызов", честно говоря, считают себя выше них. Именно они назвали "колхозниками" тех, кто прибыл из сельской местности и не говорит на русском языке. Но среди них есть патриоты. Основной показатель "кыргызов" - их знание кыргызского языка. Читают Манас, поют, уверены, что кыргызы появились с появления человечества. Считают себя патриотами. Недолюбливают тех, кто говорит на другом языке, выступают против официального статуса русского языка. Значит, кыргызы делятся и потому, что говорят на двух языках. С этой проблемой тоже нужно разбираться... В чем суть изложенного? Так как государство назвали от имени кыргызского народа, значит, кыргызы должны взять на себя ответственность за страну. Кыргызы должны быть ответственны за безопасность других народов, за их мирную жизнь и работу в нашей стране. Для этого кыргызам необходимо сплотиться, подружиться, проявить свои знания, трудолюбие, патриотизм и достоинство. Слово за тобой, читатель-соотечественник! Источник: газета "Жаны Агым" №21 от 24.05.13 / стр. 8 и 11 Автор: Бакыт Орунбеков   Источник - gezitter.org  

Поделиться: