Россия, Москва

info@ia-centr.ru

РК и Пенсионный возраст: слово за Президентом

27.05.2013

Автор:

Теги:

Вопрос овведении новой планки пенсионного возраста для женщин в Казахстане вступил врешающую фазу. После того как нижняя и верхняя палата парламента одобрилискандальный законопроект, слово осталось за президентом. Сейчас местныеполитологи гадают, согласится ли Н.Назарбаев с доводами экономистов и управленцев о неизбежности этого трудногорешения, или же наложит вето на уже одобренный парламентариями закон, тем самымотделив позицию главы государства от мнения законодателей, выступив «защитникомнародных интересов». В данном случае, источник тревог -  в настроенияхженской части населения Казахстана, которая, собственно говоря, иоказывается под ударом в том случае, если это неоднозначное решение будетпринято.

 В чем суть проблемы? Безусловно, головная больдля Казахстана в социальной сфере сходна с проблемными точками, с которыми сталкивается Россия.  Вопрос оповышении пенсионного возраста обсуждается и в Кремле. Как полагают эксперты, в России пенсионная системапревращается в классическую финансовую пирамиду из-за того, что каждоепоколение платит больше, чем предыдущее. И получает больше, чем накопило.

ВКазахстане, по заявлению Григория Марченко, председателя Национального банка,«женщин-пенсионерок в стране уже и так в два с половиной раза больше, чеммужчин». Он считает, что «уравнять пенсионный возраст нужно еще хотя бы ипотому, что женщины старшего поколения более квалифицированны и опытны».

Какотмечал еще весной заместитель премьер-министра К. Келимбетов, средние размерыпенсионных накоплений женщин ниже на 25 % чем у мужчин. Это отставание связанос меньшим стажем участия в накопительной системе и с более ранним по сравнениюс мужчинами возрастом выхода на пенсию.

Есть, однако, и субъективные проблемы. Так, одним из основных спикеров по этой проблеме выступает глава Нацбанка Григорий Марченко, которыйне пользуется популярностью у депутатского корпуса. Многие его рассуждениявызывают у депутатов скорее раздражение, нежели желание реально вникнуть в сутьпредлагаемых аргументов. Ну, а  главным ответственным за успех или провалреформы будет, судя по всему, министр труда и социальной защиты населения СерикАбденов. Он уже попал под огоньжесточайшей критики со стороны СМИ и неправительственного сектора, хотя вбольшинстве своих выступлений министр старался уйти от жесткой формулировки«повышение пенсионного возраста», заменяя его словом «унификация». Впрочем, этоедва ли спасет молодого министра от острой неприязни со стороны женской частинаселения Казахстана. Тем более, что казахстанские эксперты единодушноутверждают – грамотной разъяснительной работы среди населения чиновники невели, а в основном пытались доказать, что норма о повышении пенсионноговозраста у женщин, в целом соответствует статье Конституции РК.

Вся пиар кампания вокруг реформы действительно "ушла в свисток". Хотя такогоколичества комплиментов в адрес прекрасной половины человечества, которыеозвучили депутаты во время дискуссии в стенах Парламента, не произносилось, наверно, со времен«галантного» века. Но если отойти от технических  деталей и медиа-сопровождения, а обратиться кметодологии пенсионной реформы, то очевидно, что Россия и Казахстан столкнулисьс проблемами одного порядка. Хотя тактические линии, выбранные руководствомстраны, несколько отличаются.  По большому счету, пространство для маневра сильноограничено как у Кремля, так и у Ак Орды.

Внезависимости от того, что именно решит Н. Назарбаев по поводу нового законопроекта, комплекс демографическихпроблем, с которыми сталкивается в большей степени Россия, а в меньшей степениКазахстан, неизбежно приводит к выводу о том, что без серьезных социальныхиздержек сформировать оптимальный баланс в этой сфере невозможно. Н. Назарбаевназначил "ответственных за реформу" и стремится сохранить поле для политического маневра, В. Путин решает этот вопрос в несколькоином, более привычном для российских реалий "бюрократическом ключе".

Но проблема методологического выбора между патернализмом, к которому привыкли нашиграждане и необходимостью «резать по живому», в любом случае остается. Возможно,что провести непопулярные реформы сейчас – это гораздо более приемлемыйвариант, нежели, как в случае с ЖКХ, затягивать до бесконечности в тщетноможидании, что проблема разрешиться сама с собой.

Так что слово за Назарбаевым, и это будет далеко не тактическое решение, а проблема выбора долгосрочной стратегии, которой намерено придерживаться государство в сфере социальных отношений.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение