Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан между ТС и ВТО

21.05.2013

Автор:

Теги:

 

 

 

 

Выступление Алексея Власова на  3-м заседании Евразийского Делового                                                                            Конгресса

 

                                                    22 мая, Астана, 2013

 

Уважаемые коллеги! Спасибо организаторам Форума за возможность выступить на сессии со столь представительным составом участников. Тем более, что я не экономист, а политолог, и мой взгляд на проблему соотношения евразийского интеграционного проекта и сотрудничества РК и РФ со Всемирной торговой организацией будет исходить из несколько иных резонов, иной оптики, аргументов, в чем-то дополняющих, а в чем-то отличных от мнения ряда моих коллег. 

Зачем России и Казахстану ВТО? Один из главных резонов, определяющих необходимость вступления в ВТО - это инструмент влияния и для России и для Казахстана - подобный ООН в сфере международных отношений. Мы получаем возможность участвовать в формулировании правил, регулирующих международную торговлю и инвестиции, возможность защищать свои торговые интересы, используя имеющуюся в ВТО систему урегулирования разногласий. 

Зачем России и Казахстану необходима евразийская интеграция - для объединения потеницалов транзитных, ресурсных, интеллектуальных, для решения задач по модернизации национальных экономик, усиления конкурентных преимуществ, инновационного потенциала, создания условий для продвижения на глобальные рынки. 

Противоречать ли эти цели? Или взаимодополняют?

По крайней мере, ожидать всеобщего одобрения вступления в ВТО и ТС как на уровне экономистов, так и на уровне политиков и бизнесменов едва ли возможно, в России и Казахстане полемика продолжается, хотя алармистские сценарии как в том, так и в другом случае не оправдались и едва ли это произойдет в будущем. Причем я бы обратил внимание на любопытный момент - аргументы российских противников вступления в ВТО, во многм повторяют аргументацию казахстанских критиков Таможенного Союза. Кроме того, еще одно любопытное совпадение - в 2006 году 46 процентов россиян не смогли оценить положительное или отрицательное значение ВТО. В начале этого года - около 50 процентов казахстанцев также оставались в неведении по поводу реалий ТС и ЕЭП. Причем в ЮКО число осведомленных и вовсе составило 5-7 процентов.

Поэтому вопрос можно поставить так, что показал опыт выступления России в ВТО, с точки зрения информационного, аналитического сопровождения этого процесса. Какие ошибки  необходимо учесть, каких издержек можно избежать. Насколько повлияет процесс вступления в ВТО на восприятие евразийского проекта, существует ли внутреннее противоречие между двумя этими треками?

Поэтому необходимо признать, что линия отношений ВТО и ТС с момента возникновения евразийского интеграционного проекта выстраивалась на фоне  достаточно жесткой полемикой. Ряд российских экспертов высказывали мнения, что вступление в ВТО не нужно тем странам, экономика которых ориентирована на сырьевой сектор.

Один из самых интересных вопросов состоит в том, к чему приведет одновременное участие страны в ВТО и Таможенном союзе. Будет ли это «эффект наложения», как прогнозируют пессимисты,  создающий двойное конкурентное давление на бизнес-проекты в Казахстане? Или же произойдет «эффект исключения», когда реалии ВТО отодвинут на второй план те отношения и обязательства, которые сегодня складываются в рамках ТС?

Или же присоединение к ВТО ни в коей мере не помешает национальному производству и национальному бизнесу РФ и РК. 

Так, по словам директора Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгения Винокурова, параллельные, не взаимоисключающие процессы региональной (ТС) и глобальной (ВТО) интеграции только облегчат для России «процесс борьбы за более выгодную позицию в международном разделении труда».

Поэтому необходимо понять методологию решения как в отношении ВТО, так и ЕЭС, это, прежде всего, экономика или политика?

Действительно, объективные тенденции развития мировой экономики и новая геоэкономическая конфигурация обусловили невозможность для РФ и РК оставаться в стороне от общемировых процессов и  вступление наших стран во Всемирную торговую организацию, это, безусловно, шаг вперед. Если рассматривать  ВТО в радужной оптике - через  взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, регулирование таможенных тарифов, общую транспарентность торговой политики, то - да, вступление в ВТО это огромный плюс. Мы обеспечим благоприятные условий доступа на мировые рынки товаров и услуг "на основе стабильности и взаимного доверия".

 Например, для России же среди положительных факторов от вступления в ВТО как правило называли:

Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли

Эта же система аргументов, касательно методологии и целеполгания движения в ВТО, очевидно, может быть использована и применительно к Казахстану. 

Вопрос второй - можно ли говорить о взаимодополнении двух проектов, о неких преимуществах, которые получит РК в формате сосуществования ВТО и ТС. 

Если раньше, как отмечал министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов, представители казахстанского бизнеса могли столкнуться с препятствиями в виде правовых коллизий на трансграничном рынке, то теперь,в рамках ТС, препятствия и противоречия планируется сгладить путем создания гармонизации законодательства и создания наднационального регулирования. В связи с тем, что Россия уже стала членом ВТО, спайка двух интеграционных систем облегчит для казахстанской продукции пути на внешние рынки, в частности европейские.

Подобный симбиоз ВТО и (ТС) при этом не противоречит общей нацеленности ВТО. На фоне договоренностей между РФ и РК по ТС (действуют с ноября 2009 г.) обе страны, в условиях упразднения таможенных и административных барьеров, могу совершить прорыв в экономических отношениях как путем взаимной экспансии в нестратегические отрасли экономики, так и посредством открытия взаимного доступа к рынкам на треках Запад – Восток и Юг – Север. В данном случае можно говорить скорее о сотрудничестве, нежели конкуренции ВТО и ЕЭП.

Говоря непосредственно о роли ВТО для Казахстана, следует выделить как плюсы, так и определенные издержки этого решения. Из позитивных факторов, прежде всего, следует выделить появление опции по использованию механизмов разрешения спорных ситуаций с потребителями российской и казахстанской продукции. Кроме того, появятся возможности и перспективы как для повышения конкурентоспособности продукции и выхода ее на мировые рынки, так и, соответственно, для нормального развития конкуренции в сфере малого и крупного бизнеса. В прикладных областях это переформатирование участия в мировых экономических процессах может стать основой для ревизии подготовки национальных кадров.

Из минусов вступления в ВТО для РК можно назвать неизбежность проблем для сельского хозяйства –членство в ВТО не предусматривает дотирование аграрного сектора. В этой связи угрозой для РК может стать зависимости от экспортируемого продовольствия (в том числе из Китая).

Некоторые элементы регламента ВТО могут быть экстраполированы, как прошедшие международную апробацию, на соответствующие процессы в ТС. С другой стороны, рамки ТС могут стать для РФ и РК своего рода защитным механизмом в новых реалиях ВТО. 

Таким образом, следует подчеркнуть, что Москва и Астана  могут рассматривать ВТО и ТС в неконфликтном,  взаимодополняющем формате, который, помимо прочего, в перспективе стимулирует позитивные тренды как для государств в отдельности, таки для их дальнейшего взаимодействия (например, в области технологического, иинвестиционного сотрудничества). Евразийский экономический Союз, в свою очередь,  открывает для России и Казахстана возможности для дальнейшей модернизации национальных экономик, в том случае, если будет проявлена политическая воля к углублению и интенсификации интеграционного взаимодействия. По сути ВТО и Евразийский Союз это форматы для решения глубоких, давно назревших проблем наших обществ -  борьбы с коррупцией, снижение бюрократических издержек со стороны государства по отношению к бизнесу. А уж как мы используем этот шанс..это зависит не от Брюсселя, а от нас самих.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение