Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2013: корабль плывет...

15.05.2013

Автор:

Теги:

   Выступление Алексея Власова на заседании Лиги Экспертов. Харьков. 15 мая.

__________________________________________________________________________

 

Сегодня много говорили о преемственности власти на Украине и России. Меньше - о Южном Кавказе и Центральной Азии. Здесь присутствуют казахстанские эксперты, полагаю, что они еще выскажут свое мнение. Недавно вышла замечательная книга алматинских экспертов "Ловушки переходного периода". Там подробно и очень качественно анализируется ситуация накануне и в момент властного транзита. Рекомендую коллегам с этой книгой ознакомиться, это, если так можно сказать, взгляд на проблему изнутри.

Есть два подхода к оценке современного положения в Казахстане и Узбекистане. Алармистский сценарий  - элита не справиться с трудностями переходного периода, поскольку нет иммунитета от неизбежных болезней, сопряженных с передачей власти.

Вариант второй - посмотрите на Туркменистан. Бердымухамедов мало кому казался "наследником по прямой", но ведь система вполне дееспособна и поныне. Элиты договорились, кого-то сбросили с корабля, но  в остальном, при всех издержках - корабль плывет..

Полагаю, что и в отношении Казахстана нет оснований полагать, что произойдет обрушение конструкций, построенных за 20 лет и заточенных под фигуру Нурсултана Назарбаева. Транзит уже происходит, формируется новая властная конфигурация при самом непосредственном участии Елбасы. Мы видим, насколько укрепились позиции триумвирата Масимов-Тажин-Абыкаев. Это огромный информационный ресурс, силовые структуры, контроль над регионами, что в нынешней ситуации очень важный момент.

Задача будет состоять в том, чтобы обеспечить преемственность политики, предотвратить внутриэлитный конфликт, сохранить логику реформ.

В Узбекистане, конечно, расклад иной, иные условия властного транзита, иная политическая культура. Но также, на взгляд уже выступавших до меня экспертов, вопросы преемственности власти будут решаться на уровне внутриэлитного консенсуса и консенсуса интересов внешних игроков, незаинтересованных в дестабилизации в ключевых странах ЦАР. 

Как уже отмечалось, преемники казахстанского и узбекского лидеров не будут иметь таких властных полномочий как первые президенты. Не только потому, что Каримов и Назарбаев мощные политические фигуры и политиков, равных им по масштабу просто не видно. Причина еще и в том, что элитным группам нужно будет договариваться, иначе кроить распределение полномочий в комбинации - АП+Правительство+Силовые структуры+Парламент.

Сокращение властных возможностей второго президента неизбежно, и оба лидера готовят легитимацию изменений в системе. Нурсултан Назарбаев запустил этот процесс еще в 2007 году. Политическая реформа, о ней сегодня уже тоже говорили.

В Узбекистане расширены полномочия парламента, принимается новый закон, расширяющий контрольные функции законодательной власти. Институты публичной власти готовятся обеспечить процесс преемственности, но решающую роль, несомненно, будет играть консенсус элит. В условиях предельно персонифицированных политических систем на Южном Кавказе и Центральной Азии, это не единственная, но самая  реальная гарантия сохранения стабильности. 

И еще один важный момент - несмотря на кулуарность договоренностей о персоналиях будущих лидеров центрально-азиатских стран, фактическая преемственность пройдет при соблюдении внешних атрибутов демократии. 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение