Казахстан-2013: корабль плывет...

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Есть два подхода к оценке современного положения в Казахстане и Узбекистане. Алармистский сценарий - элита не справиться с трудностями переходного периода, поскольку нет иммунитета от неизбежных болезней, сопряженных с передачей власти. Вариант второй - посмотрите на Туркменистан. Бердымухамедов мало кому казался "наследником по прямой", но ведь система вполне дееспособна и поныне. Элиты договорились, кого-то сбросили с корабля, но в остальном, при всех издержках - корабль плывет..
Казахстан-2013: корабль плывет...
   Выступление Алексея Власова на заседании Лиги Экспертов. Харьков. 15 мая.__________________________________________________________________________ 

Сегодня много говорили о преемственности власти на Украине и России. Меньше - о Южном Кавказе и Центральной Азии. Здесь присутствуют казахстанские эксперты, полагаю, что они еще выскажут свое мнение. Недавно вышла замечательная книга алматинских экспертов "Ловушки переходного периода". Там подробно и очень качественно анализируется ситуация накануне и в момент властного транзита. Рекомендую коллегам с этой книгой ознакомиться, это, если так можно сказать, взгляд на проблему изнутри.Есть два подхода к оценке современного положения в Казахстане и Узбекистане. Алармистский сценарий  - элита не справиться с трудностями переходного периода, поскольку нет иммунитета от неизбежных болезней, сопряженных с передачей власти. Вариант второй - посмотрите на Туркменистан. Бердымухамедов мало кому казался "наследником по прямой", но ведь система вполне дееспособна и поныне. Элиты договорились, кого-то сбросили с корабля, но  в остальном, при всех издержках - корабль плывет..Полагаю, что и в отношении Казахстана нет оснований полагать, что произойдет обрушение конструкций, построенных за 20 лет и заточенных под фигуру Нурсултана Назарбаева. Транзит уже происходит, формируется новая властная конфигурация при самом непосредственном участии Елбасы. Мы видим, насколько укрепились позиции триумвирата Масимов-Тажин-Абыкаев. Это огромный информационный ресурс, силовые структуры, контроль над регионами, что в нынешней ситуации очень важный момент.Задача будет состоять в том, чтобы обеспечить преемственность политики, предотвратить внутриэлитный конфликт, сохранить логику реформ.В Узбекистане, конечно, расклад иной, иные условия властного транзита, иная политическая культура. Но также, на взгляд уже выступавших до меня экспертов, вопросы преемственности власти будут решаться на уровне внутриэлитного консенсуса и консенсуса интересов внешних игроков, незаинтересованных в дестабилизации в ключевых странах ЦАР. Как уже отмечалось, преемники казахстанского и узбекского лидеров не будут иметь таких властных полномочий как первые президенты. Не только потому, что Каримов и Назарбаев мощные политические фигуры и политиков, равных им по масштабу просто не видно. Причина еще и в том, что элитным группам нужно будет договариваться, иначе кроить распределение полномочий в комбинации - АП+Правительство+Силовые структуры+Парламент. Сокращение властных возможностей второго президента неизбежно, и оба лидера готовят легитимацию изменений в системе. Нурсултан Назарбаев запустил этот процесс еще в 2007 году. Политическая реформа, о ней сегодня уже тоже говорили.В Узбекистане расширены полномочия парламента, принимается новый закон, расширяющий контрольные функции законодательной власти. Институты публичной власти готовятся обеспечить процесс преемственности, но решающую роль, несомненно, будет играть консенсус элит. В условиях предельно персонифицированных политических систем на Южном Кавказе и Центральной Азии, это не единственная, но самая  реальная гарантия сохранения стабильности. И еще один важный момент - несмотря на кулуарность договоренностей о персоналиях будущих лидеров центрально-азиатских стран, фактическая преемственность пройдет при соблюдении внешних атрибутов демократии. 

Поделиться: