Новое "старое" правительство Армении

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
С одной стороны, изменения в экономической команде правительства могут означать, что власть осознает существующие проблемы. С другой стороны, назначение двух новых министров еще не является показателем смены экономической политики правительства, для обеспечения которой необходимы глубокие системные изменения, направленные на пересмотр налоговой политики.
Новое "старое" правительство Армении
Часть проблем

Армении взвалил на себя тяжелоатлет Юрик Варданян
Автор: Сусанна Петросян, Ереван.
Специально для "Вестника Кавказа" В Армении объявлен новый состав правительства. Обращаясь к новоназначенным министрам, президент Серж Саргсян заявил, что задача, поставленная в прошлом году по обеспечению экономического роста в 7%, выполнена, аналогичная задача поставлена и в этом году. Однако, по словам президента, от правительства ожидаются "качественные показатели и конкретные индикаторы результативности работы и решения социальных задач". Новый состав правительства - весьма условное определение с учетом того, что изменения коснулись лишь трех министерских портфелей (министров экономики, финансов, а также спорта и по делам молодежи). На посту министра финансов Ваче Габриеляна сменил глава аппарата правительства Давид Саркисян. На место же последнего назначен ныне уже бывший глава Минфина Габриелян. На должность министра экономики назначен экономист, бывший замминистра экономики Ваграм Аванесян, а министр экономики Тигран Давтян стал представителем Армении в ВТО. На посту министра по делам спорта и молодежи Грачья Ростомяна сменил тяжелоатлет Юрий Варданян, что наблюдатели расценили как политический шаг. После выхода партии "Процветающая Армения" (ППА) из правящей коалиции летом 2012 года между президентом и лидером ППА, который одновременно является председателем Национального Олимпийского комитета Армении Гагиком Царукяном, во избежание конфликтов в спортивной сфере была достигнута договоренность о том, что на должности министра спорта должен быть человек, приемлемый для спортивной общественности Армении. Согласно договоренности, эта сфера в Армении не должна быть политизирована, поскольку это будет иметь губительные последствия для спорта. Назначение многократного чемпиона мира и Олимпийских игр по тяжелой атлетике Варданяна нарушило эту договоренность по двум аспектам. Во-первых, несмотря на уважение населения к прославленному спортсмену, отношение к нему в спортивном мире весьма неоднозначное. В частности, Варданян имеет очень сложные отношения с некоторыми из спортивных функционеров, не отличаются доброжелательностью и его отношения с Царукяном. Во-вторых, существует еще и политический аспект. По словам секретаря парламентской фракции от правящей Республиканской партии Армении (РПА) Ованеса Саакяна, "бывший министр спорта и по делам молодежи Грачья Ростомян представлял ППА, которая проголосовала против программы правительства. Это означает, что они против курса и деятельности правительства, и в этой связи проблема должна была найти решение". Саакян также выразил сомнение в возникновении возможных проблем между Варданяном и Царукяном. Здесь существенны два обстоятельства. Первое - находясь на посту министра, член ППА Грачья Ростомян заморозил свое членство в партии. Второе - Варданян несколько лет занимал пост советника президента. Так или иначе, договоренность была нарушена правящей администрацией, новое назначение стало политическим ходом, а то насколько олимпийский чемпион сумеет оздоровить спортивную сферу, покажет его деятельность. Хотя в случае с экономическим блоком, в отличие от поста министра спорта, не просматривается четкий внутриполитический контур, изменения в экономическом блоке, учитывая тяжелейшую социально-экономическую ситуацию, являются куда более актуальными. По мнению экс-министра иностранных дел, депутата от фракции "Процветающая Армения" Вардана Осканяна, для достижения успехов в решении многочисленных социально-экономических проблем правительство должно, во-первых, осуществить коренную трансформацию - от политики экономии нужно переходить к расширительной политике роста. Во-вторых, сломить сопротивление олигархии переменам. В-третьих, правительство не должно беспрекословно следовать всем указаниям МВФ - цель последнего всего лишь фискальная и финансовая стабильность в стране, независимо от того, какие социально-экономические последствия будут для населения. С одной стороны, изменения в экономической команде правительства могут означать, что власть осознает существующие проблемы. С другой стороны, назначение двух новых министров еще не является показателем смены экономической политики правительства, для обеспечения которой необходимы глубокие системные изменения, направленные на пересмотр налоговой политики, в частности, смещение центра тяжести со средних на крупные предприятия, сокращение отрицательного торгового сальдо, предусматривающее развитие местных производств, с решением ряда вытекающих отсюда проблем, начиная с обеспечения реального экономического роста и кончая созданием новых рабочих мест, обеспечение развития малого и среднего бизнеса. Время покажет, сделаны ли эти кадровые изменения для осуществления реальных перемен в стране или этот шаг носил косметический характер и был призван продемонстрировать общественности стремление к содержательным, а не к цифровым достижениям.

Поделиться: