Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Узбекистан и Туркмения: проблема границы

15.05.2013

Автор:

Теги:

            После выхода среднеазиатских республик из состава СССРперед их правящими элитами, кроме прочего, встала задача формирования концепцийнационального строительства и укрепления государственного суверенитета. Решениеэтих двух проблем не представляется возможным без четкой делимитации границ. Несекрет, что именно точно определенная и хорошо охраняемая граница содействует обеспечениюстабильных отношений с сопредельными странами и безопасность государства.

С другой стороны, государственная граница имеетпрактическое и символическое значение для оформления национального государства:представление географических очертаний страны дает нации понятие о пределах“своей” территории, на которой распространен ареал ее политической жизни,культуры, языка, где расположены “ее” места исторической памяти и т.д.

            Как правило, сложность данногопроцесса обусловлена тем, что государственные границы в силу историческихпричин часто не соответствуют этническим границам, а идея единой нации,рождающаяся в интеллектуальной среде, не всегда вызывает подобный интерес вдругих слоях населения. Успех формирования национального государства зависит, вчастности, от того, насколько граница соответствует расселению этносов,включаемых в данную нацию, так и в том, насколько элитарные идеи национальногостроительства соответствуют потребностям и быту населения.

            Именноэти проблемы характеризуют состояние узбекско-туркменской границы.  Проведенная еще в советский период, эта линияне имела практического значения. Между тем, она не вполне соответствовала зонамрасселения узбеков и туркмен. Отсутствие реальной границы не мешала движениюнаселения в ту и другую сторону. Таким образом, после образования независимыхгосударств, Туркменистан получил узбекское меньшинство, составляющее более 9 %от пятимиллионного населения страны, а в Узбекистане оказалось около 150 000туркмен. Этническая чересполосица ярко выражена в приграничных районах,особенно в Дашогузском велаяте Туркмении и Хорезмской области Узбекистана.

            Вусловиях, когда “титульные” нации в обеих странах еще не успели целикомконсолидироваться, наличие явно иноэтничных элементов вызывает у властейозабоченность. И если в Узбекистане главной проблемой в этой сфере является нетуркменское, а таджикское меньшинство (община насчитывает около 1 млн. чел).,то в Туркмении узбеки уже потеснили русских в качестве второго по численностиэтноса.

            Вофициальной риторике президента Туркменистана Г. Бердымухамедова проблемы какбы не существует. Напротив, на состоявшимся в 2010 г. в Дашогузе узбекско-туркменскомфестивале дружбы туркменский лидер много говорил о братских отношениях двухнародов, родстве культуры, близости языка. Однако мировая практика иисторический опыт показывают, что как раз близкие народы, встав на путьсоздания собственных национальных государств, приходят к серьезным идейным,политическим, а то и военным конфликтам. Примером могут служить судьбывчерашних друзей и соседей в Югославии.

В узбекско-туркменских отношениях ситуация далека отострого конфликта, но тревожные явления наблюдаются.            Так, есть свидетельства ассимиляторской политикитуркменского правительства в отношении узбекского населения, которомуотказывается в праве культурного самоопределения. “Туркменизация” другихэтносов пропагандируется властями как неизбежный и положительный факт.

Впрочем, масштабы и результаты подобной агитации не ясны.К тому же, эксперты не видят здесь выраженной антиузбекской линии – подобныемеры касаются всех жителей Туркмении, кто не принадлежит к текинцам, “ядру”молодой туркменской нации.

            Гораздобольшую проблему, чем проявления туркменского национализма, представляет собойсам факт делимитации границы. С конца 1990-х гг. туркменские власти предпринялисерьезные меры к усилению ее охраны, сам режим пересечения границ усложнился.Между тем, нельзя забывать, что в данном регионе это первый опыт созданиянезависимых национальных государств с охраняемыми границами, новое явление какдля элит, так и для простого населения. В Хорезме и Дашогузском велаяте немалосмешанных туркмено-узбекских семей, что создает потребность частого перемещенияиз одной страны в другую. Местные жители привыкли к трансграничнымэкономическим связям локального значения. Местные дехкане ведут свою хозяйственнуюдеятельность без учета близости границы. Не привыкшее к новому положениюнаселение рискует стать жертвой “бдительности” пограничников, что нередкослучалось в последнее десятилетие. Таким образом, ужесточение пропускногорежима на границе наносит ущерб, возможно, не столько национальным ценностям,сколько привычной повседневной жизни населения.

            Положениеухудшает низкий уровень организации пропускного режима по обе стороны границы.Служащие таможни, полицейские превышают полномочия, пересекающим границуприходится нести обременительные для них расходы как за само пребывание в чужойстране, так и за некоторые документы, в частности, медицинские справки.Бюрократизация процесса в сочетании с невысоким культурным уровнем персоналаведет к коррупции и напряженности ситуации.
            Таким образом, можнозаключить, что проблемы, связанные с делимитацией туркмено-узбекской границы,имеют не только и не столько националистическую подоплеку, сколько экономическиеи культурные причины, которые обусловлены неготовностью населения пограничнойзоны к настоящему разграничению и неумением властей организовать новый порядокв удобном для граждан виде.

 

Автор: Иван Стрелков 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение