Общая победа? Что думают об Отечественной войне в Бишкеке, Баку, Астане

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Так получилось, что великий праздник 9 мая для меня оказался не праздничным, а рабочим днем. Вначале встреча с ветеранами и молодежью в Бишкеке, затем праздничный концерт в Баку. Все меньше остается тех, кто может с гордостью сказать о себе словами Бродского: «Я воевал…» Это о грустном…
Общая победа? Что думают об Отечественной войне в Бишкеке, Баку, Астане
Так получилось, что великий день - 9 мая для меня оказался не праздничным, а рабочим днем.Вначале встреча с ветеранами и молодежью в Бишкеке, затем праздничный концерт в Баку. Все меньше остается тех, кто может с гордостью сказать о себе словами Бродского: «Я воевал…» Это о грустном…А радость доставило то, что, особенно в Кыргызстане, становится все больше молодых людей, для которых слова об общей победе – не пустой звук или ритуальное заклинание, подобное тем, которые используют постсоветские вожди в своих праздничных выступлениях.Скажу откровенно, что меня больно задели высказывания казахстанских экспертов Айдоса Сарима и Мухтара Тайжана, которые вызвали оживленную полемику не только в казахстанских электронных и печатных СМИ, но и в российской блогосфере.Киргизские национал-патриоты изобразили из георгиевской ленточки свастику. Это открытый вызов не России…нет. Той самой общей исторической памяти, на отсутствие которой мы в последнее время жалуемся по поводу и без повода.  Оскорбили в первую очередь своих, киргизских ветеранов.Думаю, что ветеранов-казахов (в первую очередь) задели слова Мухтара Тайжана: «Мы были таким же мясом на войне европейских империй, как и другие колониальные народы, не по своей воле участвовавшие в ней».Что тут можно сказать в ответ? Пытаться спорить? Аргументированно доказывать, что Отечественной эта война была не только для русского народа или для белорусов, которые смогли восстановить численность населения своей республики только к началу 70-х годов, для казахов, киргизов, азербайджанцев - всех не перечислишь. Как справедливо заметила Наргиз Пашаева - "это была победа добра над злом".Как бы отнеслись к словам Тайжана те, кто пережил Хатынь и Брестскую крепость?Точно так же, как и оценка акций «Георгиевская ленточка» «в формате российского новодела» доказывает простую и очевидную вещь: мы с вами, господа, находимся в разных системах координат, и это касается не только общей истории.Но мне почему-то кажется, что дискуссии и споры с Саримом и Тайжаном уместны только в одном случае - если понять очевидную цель этих заявлений - идет борьба за умы и сердца молодежи. Актуальность глубокого осознания необходимости сохранения общей истории определяется еще и тем,  что в нынешних условиях до предела обострена проблема преемственности взглядов на событие, которое определило ход мировой истории ХХ столетия. Историкам абсолютно понятно, что в ближайшей перспективе сохранение нашей общей памяти о войне будут осуществляться в принципиально иных условиях - когда громадные объемы информации в Сети, появление т.н. альтернативной истории, поп-истории сформируют искаженное представление о реалиях военного времени. точнее сказать, уже сформировало, о чем свидетельствуют и опросы общественного мнения. Ни для кого не секрет, что  есть желающие заретушировать реальные образы исторического прошлого и подменить их мифами в красивой упаковке  псевдонаучных домыслов и кабинетных теорий. Это в каком-то смысле закономерно - лишив народы собственной истории, навязав им придуманную концепцию прошлого - легко расшатать системные основы государственного механизма, исказить  фундаментальные образы, на которых строятся важнейшие элементы коллективной памяти, вся система патриотического воспитания молодежи. Ибо у Манкуртов, равно как и Иванов родства не помнящих не может быть будущего, они обречены на идеологическое кормление с чужого стола. Наша общая задача, сохранять память о великой победе в тех поколениях, которые родились после распада СССР и для которых события тех лет должны служить примером мужества, высокого патриотизма, дружбы народов.  

Поделиться: