Праздничная Европа: дни победы над скукой

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Выезжаю на майские праздники за границу, россияне обычно радостно забывают о тех поводах, которые позволили им организовать себе "длинные" выходные. Первомай и даже День Победы 9 мая становятся фоном, на котором должен успешно пройти их отдых за рубежом, где, уверены мы, существуют совсем иные традиции.
Праздничная Европа: дни победы над скукой
Выезжая на майские праздники за границу, россияне обычно радостно забывают о тех поводах, которые позволили им организовать себе "длинные" выходные. Первомай и даже День Победы 9 мая становятся фоном, на котором должен успешно пройти их отдых за рубежом, где, уверены мы, существуют совсем иные традиции.Это и правда, и неправда одновременно. Первомай, например, повсеместно является днем борьбы за "права трудящихся", а не поводом для парада с гвоздичками. И туристы вполне могут получить дубинкой по голове в туристическом центре Берлина или даже Стамбула. А вот 9 мая нигде не празднуют, потому что у европейцев, чтоб вспомнить о победе над нацизмом, есть 8 мая.Пожалуй, самый показательный случай был в этом году на 1 мая в Стамбуле. Буквально тысячи россиян, нахлынувших на майские праздники в крупнейший город Турции, где встречаются Европа и Азия, столкнулись с турецкими профсоюзами, "леваками" и полицейскими. Как будто напрочь забыв о поводе, позволившем им отдыхать 1 мая, гости из России недоумевали в своих фейсбуках и твиттерах: кто эти люди с транспарантами и чего они требуют? Ну а когда полиция применила силу и "зачистила" одну из центральных площадей Стамбула, некоторые россияне не на шутку оживились. Чего хотят эти люди, — спрашивали они, не понимая по-турецки и не зная о том, что местные власти заговорили в этот день о попытке организации местного "Тахрира", по аналогии с египетской площадью, ставшей центром сбора протестующих, свергших режим Мубарака.С аналогичными проявлениями первомайских протестов столкнулись и те, кто выбрал для отдыха столицу Германии. Вместо размеренного отдыха, размеренных прогулок и питья пива они получили яркие впечатления от столкновений с полицией местных анархистов. 1 мая (Erster Mai) здесь был объявлен выходным нерабочим днем. Официальный статус этот праздник, между прочим, получил в Германии в 1930-х годах с приходом к власти Адольфа Гитлера и был назван "Днем национального труда". Правда, уже через несколько дней нацисты запретили профсоюзы, но после Второй мировой войны праздник был подтвержден с некоторыми ограничениями странами-союзниками.Впрочем, как могли убедиться российские туристы в этом году, 1 мая отмечают в Германии демонстрациями и шествиями не только профсоюзы, но и радикальные группировки типа "левых" и анархистов. Традиционным же местом для протестных акций радикалов считается Берлин, а также некоторые другие города страны, например, Гамбург.Нынешний Первомай отличился особенно ожесточенными столкновениями радикалов с полицией. В этот день немецкие телеканалы транслировали пугающую картинку с одной из таких демонстраций в Берлине, где агрессивно настроенные молодые люди в черном протестовали против неэффективной социальной политики властей, а в подтверждение своего недовольства бросали зажигательные смеси и  вдребезги разбивали витрины и стекла авто.Справедливости ради стоит отметить, что основная площадка для выражения протеста немецкими "леваками", анархистами и антиглобалистами – перед Бранденбургскими воротами со стороны Западного Берлина – была оплотом мира и добра, в чем убедился побывавший на этой первомайской акции корреспондент "Росбалта" (смотрите фотогалерею в конце статьи).    Митингующие с трибуны произносили пламенные лозунги, а их слушатели с красными ленточками и цветочками в лацканах пиджаков спокойно пили пиво и ели колбаски-гриль, сидя на лавочках за столами, установленными прямо на автомобильной дороге перед знаменитыми воротами с квадригой, закрытой для автомобилистов по этому поводу. Перед трибуной внимательных слушателей – человек 20-30. Остальные праздно слоняются по дороге, едят, пьют, рассматривают плакаты каких-то "южан" на арабском языке, покупают майки с Марксом, Энгельсом и Лениным, слушают выступления музыкантов, подсаживают детей с шариками в руках на Т-34 у мемориала павшим советским воинам. Солнце, май, антикапитализм, всеобщее хорошее настроение.    Большинство же немцев предпочитает отмечать в этот день старые церковные и народные праздники. В южных районах Германии наиболее популярна традиция выставлять на 1 мая на центральной площади общины красочно украшенное майское дерево (Maibaum). Это дерево считается символом плодородия, а также новой жизни и порой может достигать 25 метров в высоту. Вокруг него принято устраивать народные танцы, а также конкурс с лазаньем по гладкому стволу на самую верхушку.Так же отмечают и Вальпургиеву ночь — она празднуется с 30 апреля на 1 мая. По германскому поверью, в эту ночь на высокой горе Брокен собираются вокруг Сатаны ведьмы, где и справляют свой шабаш. В языческие времена считалось, что таким образом они пытаются помешать приходу весны, насылая порчу на людей и домашний скот. Так зародилась традиция изгнания ведьм, когда их чучела сжигались на кострах, а сами люди обходили свои дома с факелами и звонили в церковные колокола. Однако сам праздник назван вовсе не в честь самой главной ведьмы. Святая Вальпура — реальная историческая фигура, которая снискала любовь в народе, а также известна как основательница монастыря и церкви в Айштадте.Несмотря на это, ночь нечистой силы отмечается в Германии практически по неизменной программе уже более 100 лет. Особенно этот праздник популярен среди молодежи, которая либо съезжается по такому случаю на музыкальный фестиваль в Дортмунд, либо по старинке жжет традиционные костры и устраивает розыгрыши типа намазывания дверных ручек зубной пастой.Этот же праздник отмечают и в Чехии. Разумеется, 1 мая и здесь проходят "демонстрации трудящихся". Правда, настоящих беспорядков давненько не было. Вообще отмечать этот праздник в Чехии вводила традицию еще до Второй мировой войны социал-демократическая партия. Позднее, при коммунистическом режиме, как и в СССР, он превратился в "обязаловку".  Некоторые чехи уверяют, что те, кто не мог присутствовать на первомайской демонстрации, обязаны были принести справку от врача.Ну а сегодня это скорее день отдыха после бурной Вальпургиевой ночи или праздника сжигания ведьм (Pálení čarodějnic). Этот праздник аналогичен германскому. Он часто сопровождается костюмированным шествием, через городок провозят в клетке "ведьм", а затем сжигают их чучела на огромных кострах. После чего, иногда на том же огне жарят колбаски — купить уже приготовленные в "передвижных кафе" нельзя — надо соблюдать ритуал. Разумеется, под колбаски пьется достаточное количество пива. Так что для тех, кто не защищает права трудящихся, 1 мая — отличный повод отойти от "ведьминского" похмелья, например, погулять на природе.Еще проще относятся к 1 мая в Польше. Здесь это опять-таки "день защиты прав". Но для большинства, как и в России, это начало больших майских праздников. Правда, они заметно короче российских. Первомай — выходной. За ним идет 2 мая — день флага, введенный не так давно, только в 2004 году, президентом Лехом Качиньским. Правда, отмечается он очень активно и вся страна окрашивается в красно-белые цвета. При этом, что часто создает сложности для туристов, почти ничего не работает. Как, кстати, и на следующий день, 3 мая, когда Польша празднует Праздник конституции. Здесь не забывают, что первая польская конституция – самая старая в Европе.Ну а дальше, если эти праздники не стыкуются с выходными, у поляков начинаются рабочие будни. День Победы, до 1989 года отмечавшийся, как и в СССР, 9 мая, сегодня обычный рабочий день. Праздник победы над нацистами переместился на 8 мая, когда его отмечают большинство европейских стран и США. Но это также рабочий день, в который, правда, проходят военные парады и возлагаются венки к Могиле неизвестного солдата в Варшаве. И не только там, поскольку на территории Польши множество захоронений советских солдат, за которым присматривают местные жители. А в 2010 году, после гибели под Смоленском в авиакатастрофе президента Леха Качиньского, поляки по призыву местной интеллигенции в знак солидарности с россиянами даже довольно массово приносили на воинские кладбища свечи 8-9 мая.Правда, это скорее исключение. Новое поколение всерьез День Победы не празднует. Частенько на 8 мая приходится еще древнеримский праздник (Сатурналии), который сегодня превратился просто в последние студенческие дни перед сессией. Его-то как раз часто празднуют польские студенты (а в Европе каждый десятый студент — поляк) с особым размахом и удалью.Кстати, в Чехии история иная. Официальный выходной день и государственный праздник также 8 мая. Правда, с учетом того, что главной датой является освобождение Праги, и вспоминают тут, в основном, пражское восстание, — праздник вполне мог бы прийтись аж на 12 мая, когда город был окончательно освобожден. Так и полагают многие чехи старшего поколения. Ну а молодежь использует 8 мая как очередной выходной и, если можно так выразиться, день милитаризма как такового, поскольку повсеместно проходят демонстрации старой военной техники и костюмированные выступления военных "реконструкторов".  Ну а в Германии, разумеется, все иначе. Например, в этом году еще один нерабочий выходной день выпадает здесь как раз на 9 мая. Однако в то время как Россия и некоторые другие страны будут отмечать в это время День Победы, немцы отпразднуют Вознесение Христово (Christi Himmelfahrt). Этот праздник всегда приходится на четверг, на 40-й день после Пасхи, и символизирует вознесение Христа на небеса к Богу-отцу. Верующие немцы отправляются в этот день на богослужения, в конце которых под открытым небом выпускают в небо голубей.Правда, к этому церковному празднику в противовес привязан еще один, светский — День отца (Vatertag). В этот день в Германии принято выезжать с семьей на отдых на природе, также популярны велосипедные прогулки. Устраивать же 9 мая широкие празднества по случаю окончания Второй мировой войны здесь не принято. Хотя в Берлине, где много военных мемориалов и памятников советским воинам-освободителям, в этот день можно встретить немало людей, в основном из числа русских переселенцев и туристов, воздающих почести победителям фашизма.        Так, например, корреспондент "Росбалта" лично наблюдал группу русскоязычных ветеранов с советскими орденами и медалями, собравшихся на православную Пасху 5 мая у знаменитой "витрины капитализма" — западноберлинского универмага Ка-Де-Ве.Между тем, коренные жители страны напоминают, что акт о капитуляции Германии был подписан странами-союзниками 8 мая 1945 года. Но и эта дата считается в этой стране не более чем обычным днем. Сами же немцы при напоминании о российском Дне Победы понуро опускают головы и отводят взгляд в сторону. Хотя некоторые откровенно признаются, что не видят смысла праздновать в этот день поражение собственной армии.Иван Преображенский (Прага, Варшава),Елена Земскова (Киль),Николай Ульянов (Берлин)

Поделиться: