Патриотический пат.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Так получилось, что знаком с автором статьи не так уж и давно, но всякий раз, когда общаюсь с ним, не покидает ощущение, что знаю его всю жизнь. Редко можно встретить человека, с которым так совпадают взгляды на жизнь. Иногда доходит до смешного: несколько раз своими публикациями он упреждал мои... Каждый раз при встрече или по телефону я искренне высказывал свои "возмущения". Последняя его статья в Central Asia Monitor как раз-таки из этого разряда... Поэтому счел возможным высказать несколько тезисов по теме, которую затронул уважаемый мною Нурлан...
Патриотический пат.

Патриотический пат ,Или мысли навеянные статьей Нурлана Еримбетова

Так получилось, что знаком с автором статьи не так уж и давно, но всякий раз, когда общаюсь с ним, не покидает ощущение, что знаю его всю жизнь. Редко можно встретить человека, с которым так совпадают взгляды на жизнь. Иногда доходит до смешного: несколько раз своими публикациями он упреждал мои...

Каждый раз при встрече или по телефону я искренне высказывал свои "возмущения". Последняя его статья в Central Asia Monitor как раз-таки из этого разряда... Поэтому счел возможным высказать несколько тезисов по теме, которую затронул уважаемый мною Нурлан...

Патриотизм. Каким он должен быть? Как его воспитывать? И нужен ли он вообще в эпоху золотого Тельца?.. Тема настолько сложная и противоречивая, что вопросов возникает больше, чем ответов.

Для поколения, к которому мы с Нурланом принадлежим, категория "патриотизм" никогда не была понятием отвлеченным. Так нас воспитывали. Не буду углубляться в тему, хорошо это было или плохо. Но точно помню, что большинство из тех, кто сегодня "успешно" отказывается от недавнего прошлого, в те годы был едва ли не в первых рядах "патриотов". Слушаешь ныне некоторых из них и за голову хватаешься.

Вот недавно один из таких прытких апологетов нового патриотизма договорился до того, что Великая Отечественная война и День Победы, дескать, устаревшие понятия. И это сказал не какой-нибудь интеллектуальный маргинал, а человек, который в прежней шкале ценностей стал целым доктором наук. Точно знаю, что обе его диссертации были обильно сдобрены цитатами классиков марксизма-ленинизма и ссылками на решения партийных съездов. Говорю об этом не иронии ради, а чтобы понять, что двигает человеком, когда он глумится над жизнью и памятью целого поколения. А ведь когда-то он наверняка был патриотом.

Теперь же он настаивает, что другие суверенные постсоветские государства называют День Победы Днем окончания второй мировой войны. Может быть, так оно и есть на самом деле. Вот только невдомек этому "патриоту", что в некоторых постсоветских странах, отменив прежние праздники, также отменили и все диссертации, которые были защищены в советское время. Как олицетворение прежних порядков и перегибов.

Читаешь такое и думаешь, как можно быть таким: стричь дивиденды на достижениях прежней эпохи и одновременно слыть "патриотом"? Чего в этом больше: неприкрытого цинизма или банальной человеческой тупости? И чего ждать от таких радетелей нового патриотизма?..

Несомненно, что если брать задачи государственного строительства, то воспитание патриотизма - это вопрос, лежащий в идеологической плоскости. Вот тут-то и начинаются все сложности. Потому что после семи десятилетий абсолютизации категории "идеология", оформленной в виде коммунистических догм, любое словосочетание с использованием этого понятия ничего, кроме оскомины, вызывать не может.

Однако опыт наших попыток механического переноса некоторых демократических ценностей и институтов при сохранении традиционных отношений государства и общества, власти и гражданина показывает, что идеология остается категорией востребованной. Причем с каждым годом это становится все очевидней. Хотя бы для того, чтобы объяснять некоторые несуразности текущей жизни, которых, к сожалению, становится все больше и больше, и случаются они все чаще и чаще.

Из всех идеологических императивов патриотизм - самый универсальный. А для власти самый удобный. По множеству причин. Прежде всего, потому, что все мы еще по-прежнему немного "совки"... В том смысле, что так и не смогли до конца избавиться от подсознательного подобострастия перед властью и теми, кто ее олицетворяет. Отсюда проблемы со становлением гражданского общества, для развития которого главным препятствием и является непреодолимая инертность наших внутренних установок.

Из этого же разряда и все нелепицы, происходящие вокруг патриотизма по-нашему. Вот с этим "по-нашему" мы все никак не можем разобраться. Для национал-патриотов это решительный отказ от всего советского, и прежде всего от русского языка. В принципе, если бы это было действительно возможно, наверное, ничего страшного не случилось бы. Но пока это из области теоретического. Желать можно, а воплотить сложно. Не из-за противодействия или чьей бы то ни было злой воли. Просто пока такова сложившаяся ситуация: демографическая, культорологическая и даже где-то политическая.

Это раздражает наиболее непримиримых. По их разумению, это не есть патриотично. Стоп! Означает ли это, что все не казахскоязычные уже не патриоты? В том числе и городские казахи, которых наши ура-патриоты презрительно кличут шала-казахами...

По роду работы часто общаюсь с этой категорией людей. Парадокс, но, подвергаясь чуть ли не остракизму в своей среде и постоянно схватываясь в жарких спорах с собратьями, русскоязычные казахи, в свою очередь, в некоторых вопросах проявляют еще большую нетерпимость по отношению к неказахам, чем ура-патриоты. Получается какой-то замкнутый круг. Все мы живем в одной стране, питаем самые нежные и искренние чувства к местам детства и отрочества. Но при этом на уровне подсознания уже становится привычной точка зрения, что патриотизм и национальная принадлежность - явления одного порядка. И мало кто задумывается, что такая постановка вопроса в условиях нашей многонациональности, по меньшей мере, ущербна.

Однако будем перед самими собой честными до конца. В условиях глобализации и нарастания миграционных процессов удастся ли нам избежать мультипликационного эффекта и достичь мононациональности государства и общества? И как это может сказаться на нашей конкурентоспособности и выживаемости? Вопросы далеко не риторические...

Так каким он должен быть, наш патриотизм? Основанный сугубо на внутринациональных ощущениях или направленный вовне? Нам могут возразить, что патриотизм - это, прежде всего, продукт внутреннего потребления. Но с другой стороны, разве создание привлекательного имиджа страны не может стать составляющей частью патриотизма? Разве он не может подпитываться гордостью за свое Отечество, за ее успехи и достижения? Правда, при одном непременном условии - все это должно быть реальным и ощутимым, прежде всего для наших граждан.

Пока этого нет... К сожалению...

Нурлан Еримбетов пишет про свою малую родину - Приаралье. Так, как он это сделал, мог выразить только патриот. Искренне и с болью.

Я тоже недавно был на своей малой родине - в Северо-Казахстанской области. Некогда цветущая целина, ухоженные поселки, классные дороги, уверенные люди. Сейчас все это в прошлом. Развал, запустение, поникшие люди, поэтому не очень люблю часто ездить туда. Но не перестаю любить эту землю. Потому что частица сердца и души навсегда осталась в этих березовых рощах, осиновых колках, сосновых борах и просторах пшеничных полей...

Родину не выбирают. Ее просто любят.

Патриотизм тоже не может быть инспирированным. Он либо есть, либо его нет вовсе. Нашим детям говорят, что надо уважать и любить символы государства, - Герб, Гимн, Флаг, Президента. Но нам представляется, что не менее важно любить, помимо символов, саму страну.

Выскажу, может быть, крамольную мысль. Считаю, что казахстанского (да простят меня мои соплеменники) патриотизма пока нет. Его время еще не пришло. Но оно придет. При нескольких условиях.

Первое. Должно стать большинством поколение людей, сформировавшееся после обретения независимости. Вижу это по своей дочери, для которой Отечество - это только Казахстан. А я так и не смогу, наверное (еще раз прошу меня простить), сбросить советскую шинель...

Второе. В обществе должен выработаться хоть какой-то консенсус относительно понимания казахстанского патриотизма. Пока же разноголосица в этом вопросе больше смахивает на вавилонское столпотворение.

Третье и самое важное. Без реального оформления институтов гражданского общества, без самого активного влияния граждан и общества на механизм принятия решений патриотизм будет оставаться не более чем фикцией.

Более того, я глубоко убежден, что в условиях нашей многонациональности и поликонфессинальности воспитание патриотизма - это наш единственный шанс адекватно ответить на вызовы эпохи. Патриотизм должен стать, если угодно, цементирующим фактором. Даже, может быть, лечь в основу национальной идеи, про которую так много говорят, но которую так и не могут выработать.

Основой патриотизма должна стать идеология здравого смысла. Здравого смысла во всем. Во взаимоотношениях государства и общества, власти и личности. В распределении национального дохода. В функционировании экономических механизмов. Во внятном и справедливом урегулировании взаимоотношений работодателей и работников. В прозрачности функционирования финансовых механизмов государства. В стабильной и эффективно действующей политической структуре общества. Да мало ли еще в чем...

Жизнь государства - это сложнейший механизм. И его функционирование без заинтересованного участия граждан невозможно в принципе. А заинтересованное участие может быть гарантировано только при наличии у них чувства патриотизма.

Одним словом, патриоты - это, прежде всего, люди, довольные жизнью, которые верят в себя, в общество и государство, гражданами которого себя числят...

Кенже Татиля

http://www.camonitor.com/nomer/3-1.htm

Поделиться: