В КАЗАХСТАНЕ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, - РЕКТОР КАЗАХСКО-НЕМЕЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Казахстане необходимо развивать международное сотрудничество в области образования. Такое мнение высказал ректор Казахско-Немецкого или Немецко-Казахского университета в Алматы профессор Йоханн Герлах.Казахстанско-немецкий университет в Алматы - пример одного успешного масштабного научно-образовательного проекта между Центральной Азией и Германией
В КАЗАХСТАНЕ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, - РЕКТОР КАЗАХСКО-НЕМЕЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА
CA-NEWS (KZ) - В Казахстане необходимо развивать международное сотрудничество в области образования. Такое мнение высказал ректорКазахско-Немецкого или Немецко-Казахского университета в Алматы профессор Йоханн Герлах.Казахстанско-немецкийуниверситет в Алматы - пример одного успешного масштабного научно-образовательного проекта между Центральной Азией и ГерманиейЧинара Харьехузен, 26.04.201318 апреля с.г. в Берлине в здании МИД прошла лекция ректораКазахско-Немецкого или Немецко-Казахского университета в Алматы профессора Йоханна Герлаха(Johann W. Gerlach). Эта встреча была организованаКазахско-немецким общественным объединением в Берлине. Тема лекции была посвящена единственному пока еще в Центральной Азии немецкому высшему учебному заведению, имеющему статус университета. Он является наглядным примеромдинамичного развития культурно-образовательных контактов между Германией и Казахстаном за прошедшие 10 лет.Профессор Йохан Герлах, правовед по образованию, перед тем как возглавитьКазахско-Немецкий универстите в Алматы, долгое время проработал на руководящих постах в Свободном универститете в Берлине. В одно время был его президентом. Так, господинГерлаха в своем докладе сообщил, чтоКазахско-немецкий университет был создан в 1999г, получив статус частного некоммерческого вуза. В качестве его учредителей выступили различные немецкие иказахстанские фонды и организации, немецкие вузы-партнеры. В 2008-10 годах было подписано межгосударственное соглашение о дальнейшей совместной работе по развитиюуниверситета. Таким образом новый проект в области межгосударственногообразования показал свою жизнеспособность и эффективность. С самого начала и по сей день немецкая сторона частично финансировала и продолжает финансировать вуз под статусом « германского вуза за границей». Немецкие средства идут на оплату учебной инфраструктуры:на зарплаты преподавательскому составу, приглашение доцентов из-за границы, выделение студенческих стипендийи прочее. При этом значительнуюподдержку университету оказывают немецкие вузы-партнеры. Согласно договоруказахстанской стороной было выделено здание для университета, расположенное по улице Пушкина на правах бессрочного пользования. Так, за период с 2008 по 2012 годы университет получил 3,3 миллионов евро, из которых настуденческие стипендии ушло 1,6 миллионов евро. В 2013-14 годы международный универститетский проект получит еще 1,1 миллионов евро длясвоего дальнейшего развития. Из них на выплату стипендий запланировано выделить 420 тысяч евро. По словам ректора, оплатаза обучение в бакалавриате составило в 2012-13 годах 3 075 евро в год, ана получение степени мастера- соответственно 3 590 евро. Университет имеет три факультета со ступенями «бакалавр» и «мастер» согласно болонской системе высшего образования, действующеготакже и в Казахстане.Это- факультет экономических наук, где готовят специалистов по финансам,маркетингу, международному менеджменту; факультет политических исоциальных наук с подготовкой специалистов-международников,регионоведов и экспертов по Европе. Третий факультет- инженерный, включающий в себя отделения по информационным технологиям, энергетике и окружающей среде, и логистике. В университете в последние годы по отдельной программе также стали готовить и специалистовпо интегрированному водному менеджменту в Центральной Азии. Это является полезным новшеством для всего региона, учитывая тот факт, что резервы пресной воды являются не меньшим стратегическим сырьем, чем запасы нефти, газа и золота.В вузе помимо дневного отделения, действует также и вечерняя форма обучения по подготовке специалистов-бакалавров по бухгалтерии, финансам, менеджменту и маркетингу. По словам Герлаха, студентами вечернего отделенияв основном являются люди с высшим образованием, чьи специальности, к сожалению,оказались невостребованными на рабочем рынке. В университете имеется также и свой языковой центр с углубленным обучением немецкого, английского иказахского языков. Так, у обучающихся есть возможность участвовать в сдаче международного экзаменапо немецкому язаку- тест DaF, AS, признаваемого немецкими высшими учебными заведениями.Уникальностью данного вуза, какподчеркнул профессор Герлах, является возможность получения сразу двух степеней бакалавра- вКазахстане и Германии.Согласно статистике количество студентов в2012 г. составило 600 человек. Этнический состав обучающихся в университете представляет следующую картину: 50% составляют русские, 32%-казахи, 6%- немцы, по 4% приходится на корейцев, татар и украинцев. На вопрос, почему так малоказахов среди обучающихся, профессор Герлах ответил, что сей факт объясняется тем, что основная массаказахов проживает в сельской местности, где качество школьного образования после разрушения советскойсистемы образования катастрофически упал. «Они плохо подготовлены для поступления в университет», - заключил Герлах.Далее докладчик отметил, что 90% обучающихся являются выходцами из Алматы и ее окрестностей. Дело в том, что у вуза до сих пор не имеется своего общежития. И пока что невелик процент поддерживающих стипендий для иногородних поступающих, учитывая, что стоимостьжизни в Алматы очень высокая «между Москвой и Пекином», как сравнил он.Исходя из всего вышесказанного, социальный состав обучающихся на 75% состоит из студентов, являющихся выходцами из семей верхних слоев среднего класса.Другой особенностью университета является ее прямая ориентация на немецкие академические стандарты с выдачей немецких сертификатов образования. Плюсом является и то, что обучение здесь ведется в малых группахи построено на интерактивной методике, способствующей развитию самостоятельности и критического мышления у обучающихся. Говоря о подробностях учебного процесса, профессор Герлах рассказал, что обучениев бакалавриате ведется преимущественно на русском языке.И только с третьего года обучения 30-45% занятий проходят на немецком языке. Это объясняется тем, что около 80% поступающих в университет на начальном этапе обучения совершенно не владеют немецким языком. Для студентов, обучающихся на получение степени «мастера»,преподавание ведется как на русском, так и на английском языках. При этом им предоставляется дополнительная возможность усовершенствовать английский язык в языковом центре.Как уже говорилось выше, возможность дополнительного получения второй немецкой степени бакалавра студентам университета предоставляют вузы-партнеры в Германии. К ним относятся, к примеру, Технический институтв Вильдау и Технический институт в Циттау(Гёрлитце). Вузами –партнерамибез предоставления такой возможности являются Технический университет вГамбурге, Свободный университет в Берлине, университеты в Тюбингене, Магдебурге и другие. В будущем этот списокпополнится еще институтом в Регенсбурге.В связи с перспективой получения немецкогобакалавра в 2010-11 годов в университете наметилась положительная тенденция в развитии программы обучения на немецком языке. Так, каждый 15-18 студент показал высокийуровень знаний как по своей специальности, так и по немецкому языку. Для студентов, получивших высокие оценки по знанию немецкого языка, быласоздана специальная стипендиальная поддержка.Наряду с несомненными достижениями, господин Герлах перечислил также ряд проблем, стоящих передКазахско-немецким университетом. Это – общая тенденция сокращения спроса на немецкий язык вКазахстане. Так, по его наблюдениям, в последние годы немецкий язык явно сдает свои позиции по сравнению с английским языком. Как рассказал докладчик, те же немецкие фирмы, действующие вКазахстане, требуют от своих сотрудников прежде всего свободного владения английским языком. Другая проблема связана с сокращением набора обучающихся на традиционные специальности. Исключение здесь составляет отдел логистики,который пользуется повышенным спросом. Это связано, как резюмировал профессор, с дальнейшим развитием экономических контактов как внутриКазахстана, так и за его пределами. В республике сходятся все транспортные узлы, связывающие Европу и Азию. Помимо сего, другой проблемой для университета стало усиливающееся противоречие между программами обучения ипринятыми правилами госстандарта. На деле это означает, что существующие лицензии по госстандарту не соответствуют больше ушедшим вперед современным требованиям новых учебных дисциплин и программ обучения.Однако, помимо таких внутренних проблем, сложную ситуациюусугубляют также внешние, независящие от вуза, причины, которые в свою очередь также препятствуют росту числа обучающихся. Это- прежде всего непризнаниеКазахстаном школьных аттестатов из соседних республик, что является, по мнению ректора, существенным препятствием для поступления в университет желающих обучаться из ближнего зарубежья. Сюда также можно причислить и сложностьс получением рабочей визы для иностранной молодежи в Казахстане. Все вышеперечисленное однозначно противоречит принципам региональной и евразийской интеграции.Какие существуют перспективы для выпускников университета? Госродин Герлах сообщил, что выпускников со степенью бакалавра с охотой принимают на работуказахские и иностранные фирмы и организации. Согласно статистике, 45% работодателей составляютказахские предприятия, 30%- немецкие и другие иностранные организации и фирмы, и 5% приходится на госучреждения республики. Некоторые выпускники находят себе работу в Германии, в основном в фирмах, связанных с деятельностьюв странах СНГ. Другие делают научную карьеру, продолжая свое обучение на получение степени мастера как вКазахстане, так и в Германии.Что касается выпускников, получивших степень «мастера», то 40 % из них трудоустраиваются вказахстанских организациях, 30%-в немецких и других иностранных фирмах и организациях, и 10%- в государственных структурах республики. Определенная часть идет обучатьсяв аспирантуру.Помимо учебной работы, преподаватели и студенты университета также занимаются и активной научно-исследовательской работой. Так, они организуют научные конференции в стенах вуза, принимают активное участие в национальныхи международных проектах и конференциях в стране и за рубежом. Регулярно публикуют научные статьи и сборники.Согласно недавно проведенному социологическому опросу среди немецких фирм вКазахстане, 40% из них с охотой берут студентов университета на свою производственную практику, 30% - с их дальнейшим трудоустройством, а 10%- дают проектные задания, и 20% предоставляют темы для дипломных работ. Какподчеркнул ректор, все это свидетельствует о высоком коэффициенте полезного действия немецко-казахского университета.Но наряду с этим, университет продолжает страдать от нехватки полезных учебных площадей. Нынешнее здание по улицеПушкина стало тесным для всех желающих в нем обучаться. У университета до сих пор нет своего кампусас общежитием, как с горечью заметил докладчик. При этом профессор Герлах привел в сравнение соседний Кыргызстан, где международные универститеты имеют возможность физически расти и развиваться. Ярким примером тому являются турецкие университеты в Бишкеке,которые получают всемерную поддержку от правительства Турции. По мнениюректора, это объясняется прежде всего геополитическими интересами в регионе и пантюркистской идеологией Турецкой республики, взявшей на себяответственную миссию по объединению всех тюркскихнародов в единое культурно-идеологическое пространство.К этому остается добавить, что и у Кыргызстана были и остаются не меньшие интересы и шансы дальше успешно развивать свои научно-образовательные контакты с европейскими странами,ив частности, с Германией. В своевремя в республике в научно-образовательных кругах активно развивалась идея создания самостоятельного кыргызско-немецкого вуза на базе немецко-кыргызского факультета в КРСУ. Если добавить к этому недавно наметившийся положительный вектор в дальнейшем развитиидвухстороннего сотрудничества между Кыргызстаном и Германией, то сия задача не кажется невыполнимой. Как заметил в своем разговоре со мной профессор Герлах, тому есть все необходимые предпосылки. Например, Кыргызстан является уникальной страной в ЦентральнойАзии по своей открытости мировому сообществу. Кроме того, здесь имеютсявсе необходимые кадровые ресурсы, высококвалифицированные специалисты. Республика в перспективе могла бы стать региональным международным вузовским центром по подготовке тех же очень востребованныхменеджеров по водным ресурсам и логистике.Решающее слово остается за госмужами.

Поделиться: