Высшее образование в странах СНГ – это просиживание в вузах, считает эксперт

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Идущие в мире процессы глобализации предполагают унификацию стандартов во всех областях жизни. В этом есть хорошие и плохие стороны, которые прояснятся в будущем, пока же ясно следующее: поскольку многие мировые проблемы (в экономике, политике, образовании, экологии и т.д.) носят глобальный характер, решить их странам в одиночку невозможно. Глобальные проблемы должны решаться глобальными силами, во всяком случае, под руководством развитых стран.
Высшее образование в странах СНГ – это просиживание в вузах, считает эксперт
Высшее образование в странах СНГ – это просиживание в вузах, считает эксперт  Новости-Азербайджан, Кямал Али.  Доцент Азербайджанского Государственного Педагогического Университета  Ильхам Ахмедов ответил на вопросы агентства Новости-Азербайджан: - В сфере образования АР уже много лет внедряется  Болонский Процесс (БП), но мало кто знает, что это такое. - Идущие в мире процессы глобализации предполагают унификацию стандартов во всех областях жизни. В этом есть хорошие и плохие стороны, которые прояснятся в будущем, пока же ясно следующее: поскольку многие мировые проблемы (в экономике, политике, образовании, экологии и т.д.) носят глобальный характер, решить их странам в одиночку невозможно. Глобальные проблемы должны решаться глобальными силами, во всяком случае, под руководством развитых стран. Следует сказать также о мобильности трудовых ресурсов, трудовых  мигрантах, которые, переезжая на новое место жительства, сталкиваются с проблемой несоответствия их профессиональных  компетенций и  дипломов местным стандартам.  Эта проблема тем более актуальна, что с каждым годом количество мигрантов с высшим образованием увеличивается.  Что касается высшего образования в странах СНГ, то здесь студенты, как известно, заняты только просиживанием в вузах, а получив диплом, оказываются неспособными полноценно работать по специальности  на конкурентном  рынке труда. Представители Евросоюза учли все эти вопросы, и пришли к выводу о создании Единого Образовательного Пространства Европы, так как без единых стандартов в образовании формирование общего экономического пространства невозможно. Так был создан  Болонский процесс. Поскольку Азербайджан видит свое будущее в ряду европейских государств, намерен интегрироваться в европейское и мировое экономическое пространство, то в качестве первого шага должен был присоединиться к Болонскому процессу. Как известно, министерство образования АР подписало об этом  соглашение еще в 2005 году. - Что может дать БП отечественному  высшему образованию? - В последнее время в некоторых образовательных учреждениях АР  часть студентов задается вопросом: зачем нам нужна Болонская система в образовании, хотя правильнее было бы задуматься о способах внедрения этой системы,  и пользы, которая нас ожидает от правильного ее внедрения. В любой стране эффективность проведения реформ в высшем образовании зависит от того, кто ее проводит, и какой у этих людей потенциал: компетентность, образование, знания  наличие международного опыта  в этой  сфере, правильного менеджмента,  стратегическое  видение  этого сложного процесса,  и т. д.   В зависимости от этих  факторов,  БП может быть полезным или вредным для университетов. В этом смысле, при реформировании образования необходим систематический мониторинг процесса, нормальное финансирование, кадрово-профессиональное обеспечение, научно-обоснованное  стратегическое планирование, грамотное проектирование всех процессов, и  все это должно проводиться на высоком организационном уровне. Если  внедряем международные стандарты, то  и процессы  внедрения тоже  должны   быть на соответствующем уровне.             Сегодня весь цивильный мир поддерживает Болонский процесс, правильно его применяет, в результате  в этих странах  качество высшего образования постоянно повышается. Ведь конкуренция  между  университетами  на  глобальном  уровне  очень жесткая.  За рубежом  понимают, что каковы сегодня  их университеты, такими же завтра  будут    страны.    К сожалению,  наши структуры, ответственные за реформу в системе образования, со своими обязанностями не справляются. Они   недостаточно используют огромный международный  опыт  в этой области. Мы потеряли 8 лет, а результат налицо, хотя за эти годы можно было многое сделать. Интересно узнать, какие проекты выполнены в  наших университетах за эти годы, сколько на  эти проекты потрачено средств, чего удалось реально добиться? Выдавало ли министерство для этих целей университетам гранты, и если нет, то почему?  Несмотря на то, что приняты госпрограммы  реформирования системы высшего  образования, по  информатизации образования,  выделены на  эти  программы средства, университеты для  этих  программ денег не получили. Но на свои скудные внутренние  финансовые возможности университеты проводить реформы, выполнять разные  программы развития не в  состоянии, так как  эти проекты требуют вложения больших средств.  Бюджет университетов  с трудом покрывает их повседневные нужды. В итоге большинство вузов фактически  в этой сфере  никаких проектов не выполняют. Они  стремительно  отстают  от глобального  развития.  - Что следует ожидать в такой ситуации?  - Кто-то думает, что проблема разрешится сама собой.  Университеты мира, даже не вошедшие в ТОП-500, вкладывают ежегодно десятки миллионов долларов  на разные образовательные инновации, развитие  идей  БП, информатизацию научно-образовательной деятельности,  создание собственного  информационно-образовательного пространства,  технопарков и т. д. Наше же министерство исходило из принципа решения всех университетских проблем за счет самих же университетов. В таком формате решалась даже масштабная и требующая серьезного финансирования проблема информатизации образования, то есть,  процессы отпускались как бы  на  «самотек»,  решались сами по себе, по принципу: хотите работать – сами ищите деньги.  Уверен, что сегодня ни в одной стране мира,  где  считают образование приоритетом,  университеты так не работают.   Понимая,  что реформирование высшего образования требует больших денег,  для  развития учебно-методического, научного, информационного, технического  и  кадрового  потенциала многие  страны  вкладывают огромные  инвестиции университетам. Азербайджанская Республика присоединилась к Болонскому процессу в 2005 году, и в 2010 году должна была его завершить. Но  не удалось, и процесс продлили еще на 2 года. Не успели и к 2012 году, а до завершения всех планов осталось много  невыполненного. Не  будем  вдаваться в подробности  Болонского процесса  (в  Интернете  имеется  достаточная  информация об этом), отметив, что он – только форма, нуждающаяся в заполнении содержанием. Одной из основных целей БП было создание кредитно-модульной системы в образовании, с подключением к  Европейской  Кредитно- Трансфертной Системе (ECTS),  включая обучение в бакалавриатуре, магистратуре и докторантуре. Необходима унификация дипломов и других документов. Другим важнейшим звеном является повышение качества университетского образования до европейского уровня, чтобы каждый диплом  вуза из страны -  не члена ЕС признавался на европейском рынке.    Для достижения этой цели  каждый вуз должен внедрить эффективное управление, а для  контроля  за качеством работы вузов в каждом государстве следует  создать независимые  национальные  аккредитационные   агентства. Сегодня Болонскому процессу альтернативы нет. Задержка в этом процессе или отказ от него может сказаться на планах интеграции Азербайджана в Европу, оставит национальную экономику в аутсайдерах, особенно  в ненефтяной сфере промышленности.   На первых  порах, если мы отстанем в БП,  наши университеты потеряют иностранных студентов, а это ударит по рыночной конкурентности  вузов. Постепенно и азербайджанские студенты предпочтут учиться за рубежом, понимая, что зарубежные дипломы котируются выше местных,  тем  более сегодня  технологии  позволяют,  не  покидая место жительства,  дистанционно  получать  качественное высшее  образование  в   престижном  вузе.   Тем не менее, есть страны, не намеренные присоединяться к Болонскому процессу. К примеру,  самая динамично развивающаяся страна – Китай, наблюдает за  этим процессом со стороны. В результате долгих обсуждений в этой стране решили в XXI веке развивать свою национальную систему образования, созданную на основе советской.  Наблюдая за экономическим, политическим, военным и другими сферами этой страны, можно видеть, как  Китай влияет на мировой глобализационный процесс.  Даже не присоединяясь к Болонскому процессу, Китай способен защищать свои национальные интересы и темпы экономического развития.  Китайцы создадут национальную, совершенную модель высшего образования, сформируют свойственную им ответственную, качественную систему высшего образования.  Возможно, когда-то в будущем мир решит сменить Болонскую систему на Китайскую систему образования, но пока  из  200 лучших мировых университетов почти  все  являются участниками Болонского процесса. Лучшей модели развития университетов  пока не придумано.  И если в какой-то стране, вузы которой формально  включены в Болонский процесс, а  в  реальности  университеты продолжают работать  по старинке и некачественно, винить в этом следует не БП.   Искать проблему  надо  в плохом управлении и непрофессионализме.    - Изменяется ли сам Болонский процесс? - Образовательная система страны, подключившейся в БП, должна быть динамичной, это является необходимым условием любой  реформы. Требования  БП постоянно меняются.  За  14 лет количества   требований к вузам, подключенным к   БП,  многократно увеличилось.  Страны, подключившиеся  к БП,  должны наряду с постоянным развитием своей системы образования успевать за динамикой  БП.  За развитием  Болонского процесса в странах Европы следят специально созданные  организации, к примеру,  Ассоциация контроля за качеством образования в Европе (ENQE). Эти организации отслеживают развитие образования в странах, подключившихся к Конвенции.  - Что бы вы  предложили для совершенствования национальной системы высшего  образования?  - Мои предложения, конечно, не могут охватить  и  тем более решить все проблемы и недостатки,  имеющиеся  в  наших  университетах,  для  этих  целей  необходимы  мониторинги,  исследования,  разработки  научно-обоснованных  стратегий  и  т.д.  Тем не  менее, попытаемся  предложить  некоторые  идеи, которые,  на мой  взгляд,  на первом этапе  могли  бы быть полезными. 1.  Необходимо создание общенациональной образовательной доктрины, стратегии образования, в  своем  роде  дорожную карту.  На основе этой  стратегии   каждый университет должен подготовить свою собственную (пятилетнюю)  стратегию развития и соответствующий план ее реализации.  Реализация  стратегии должна контролироваться  как  государственными, так и  независимыми структурами.  Мы должны добиться того, чтобы  к 2020  году  хотя бы один наш вуз вошел в число лучшие 500 мировых университетов,  так как  сегодня  международный  рейтинг страны  во  многом   определяется  уровнем развития  ее науки  и  образования.   2.  Должны быть   оперативно  разрешены годами накопленные финансовые проблемы университетов, с которыми невозможно обеспечить научное развитие  и реализацию практических задач по  модернизации  вузов. Правительство должно учредить специальные гранты, создать  разные  фонды   развития образования,  финансирования образовательных инициатив.   Финансы  госпрограмм  по  развитию образование целевым  образом  должны  распределяться  между  вузами  для  совместной реализации  проектов.  Благодаря этому преподаватели и  вузовские  коллективы научатся получать гранты, принимать  участие в международных проектах,  где,  к  сожалению, пока  нам  нет  места.  10-15% университетского бюджета должно направляться на развитие учебно-методической базы учебного процесса  вуза.  3.  Успех реформ  в  образовании  во  многом  зависит от  освоения международного опыта. Нет  смысла  изобретать велосипед,  в  противном  случае  это  нам  обойдется  дорого  и  потерей  времени. Мы его достаточно   потеряли.  Освоение международного опыта необходимо особенно для  руководящих работников вузов,   менеджеров  и  исполнителей  инновационных  образовательных  идей.  Для этого ректоры, проректоры, деканы, профессорско-преподавательский состав ежегодно должны заниматься  на специальных тренингах, обучающих   эффективной интеграции  в  мировое образовательное пространство.  Курсы повышения  квалификации  для преподавателей  вузов  должны быть модернизированы и оснащены современными  образовательными  технологиями.  В вузах надо проводить   коллективные обсуждения процесса реформирования  образования. Ежегодно в вузах следует проводить конференции, посвященные обсуждаемой теме с приглашением зарубежных специалистов. Ведущие преподаватели  вузов должны  регулярно повышать свой уровень, принимая  участие в  международных  конференциях, посещая другие страны  для обмена опытом,   работая в зарубежных вузах.  Университеты должны обеспечивать регулярное участие преподавателей в работе международных конференций и симпозиумов,  проводить с  вузами-партнерами  онлайн  обсуждение  актуальных  проблем . 4.  В высшей школе необходимо усилить внедрение электронного обучения и управления, улучшить эффективность процесса информатизации образования, с созданием соответствующих  инфраструктур, своевременным и  достаточным финансированием. В университетах  важно  создание образовательных порталов с  богатым  научным  контентом,   для  эффективного их использования в процессе образования. В вузах необходимо развитие практики дистанционного образования, в  чем  мы  отстаем на 15-20  лет  от современного  уровня  его  развития .

Поделиться: