Полная оPhDизация науки и образования в Казахстане

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Уже привычными становятся для казахстанского общества дефиниции западной системы образования и науки – «образовательный кредит», «модуль», «силлабус», «транскрипт» и т.д. Сравнительно недавно появилось неблагозвучное для уха слово – PhD. Но обо всем по порядку.
Полная оPhDизация науки и образования в Казахстане
Уже привычными становятся для казахстанского общества дефиниции западной системы образования и науки – «образовательный кредит», «модуль», «силлабус», «транскрипт» и т.д. Сравнительно недавно появилось неблагозвучное для уха слово – PhD. Но обо всем по порядку.  Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» справедливо указал, что «знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией». Глава государства особо обратил внимание на вопросы развития высшего образования. На заре независимости в Казахстане появилось множество частных вузов. Специальности, по которым образование в Советском Союзе могли получить единицы (правоведение, экономика, финансы), стали доступны широкому кругу граждан. Вошло в моду иметь второе и даже третье высшее юридическое или экономическое образование. Дело дошло до того, что в трехкомнатных квартирах могли располагаться так называемые высшие учебные заведения. При всем ужасном положении, когда вузы стали превращаться в разновидность бизнеса ректорами-учредителями с психологией лавочников, - все-таки в стране начали появляться вузы, которые смогли завоевать высокую репутацию. В этом плане преуспели некоторые вузы города Алматы (в основном со специализацией в цивильно-правовой сфере), а также в приграничных областях страны за счет возможности привлечения для чтения лекций профессорско-преподавательского состава из вузов России с их глубокими научными традициями. Выпускники этих вузов достаточно успешно трудятся в престижных компаниях, государственных структурах, преуспели в научной сфере.   Казалось бы, естественный процесс становления частного образования в Казахстане должен был отсеять неконкурентоспособные вузы и вывести страну на правильную траекторию развития образования и науки. Работодатели стали уже составлять рейтинги вузов, в чьих выпускниках они заинтересованы, а кандидатов с дипломами сомнительных вузов просто не принимали на работу.   Однако, в середине 2000-х годах появилась идея оптимизации вузов, которая изначально преследовала довольно безобидную цель. Это объединение небольших двух-трех вузов в одно крупное высшее учебное заведение, что должно было привести к усилению кадрового профессорско-преподавательского состава, увеличению материальной базы, экономии финансовых средств. К сожалению, психология некоторых учредителей вузов, о которой упоминалось выше, свела изначальную идею оптимизации вузов к корректировке ведения их бизнеса по зарабатыванию денег на образовании. У единого вуза формально одна лицензия на ведение образовательной деятельности, одно название. На этом, пожалуй, все заканчивается. Ранее самостоятельные вузы в новой организационно-правовой сфере так и остались со своими заботами и проблемами в стенах своих зданий. Единство в таком вузе появляется только в канун очередной государственной аттестации, когда происходит «экстренное» формирование общего кадрового потенциала вуза, общего расписания занятий и т.д. Все остальное осталось прежним – абсолютное отсутствие качества образования при формальном сокращении численности вузов. К сожалению, оптимизация вузов была понята очень узко – как сокращение именно количества вузов. Качеству образования такая оптимизация не способствовала. Возьмите к примеру такую престижную специальность как «Юриспруденция». Как может вчерашний студент без ученой степени читать лекции по гражданскому праву? При этом по документам, формально ведет этот курс кандидат юридических наук «Шляпов». В нашей жизни так сложилось, что в последние годы ученые степени в Казахстане в основном получили государственные чиновники (судьи, прокуроры, акимы, сотрудники правоохранительных органов). Лица же, имеющие прямое отношение к образованию и науке, не смогли защитить диссертации в силу различных причин (в том числе коррупционных). Так вот, в настоящее время кадровые потенциалы ряда частных вузов пестрят фамилиями этих чиновников, которые при отсутствии нагрузки на основной работе, иногда забегают на занятия в вуз. Очевидно, что такой режим организации работы в вузах не способствует полноценной подготовке специалистов. В некоторых вузах студенты юридических факультетов никогда не слушали лекций докторов юридических наук, хотя по документам таковые работают в их вузе. Это своего рода «двойная бухгалтерия», когда числиться профессор, а работу за него может выполнять кто угодно.  Участились случаи, когда кандидаты биологических, сельско-хозяйственных, ветеринарных, технических наук, получая второе заочное юридическое образование, включаются в кадровый профессорско-преподавательский состав юридических факультетов. Заочник-юрист с ученой степенью кандидата биологических наук даст соответствующее образование будущему юристу. Не от этого ли некоторые наши юристы напоминают амеб? В нашей системе образования многое перемешалось. Мы, зачастую, занимаемся самообманом, но не образованием. Вузы формально перевели свои документы под новые стандарты кредитной системы образования (образовательные модули), выдают новые формы дипломов на трех языках по 100-бальной шкале (А, В, С, D). Но насколько форма соответствует содержанию? Почему сегодняшние психологи не могут помочь человеку в его проблемах (суициды участились в нашей жизни), почему иногда нотариус не знает нотариального делопроизводства ? Этих «почему» очень много. Проблема в высшей школе усложняется еще и тем, что современный студент не мотивирован получить знания. Интеллектуальный уровень среднего студента-первокурсника – это уровень ученика восьмого класса советской школы начала 80-х годов прошлого столетия. Необходимо признать, что в разных регионах Казахстана уровень подготовки в средней школе различается. Если в советское время соблюдался госстандарт по всей стране и выпускник сельской школы мог поступить даже в МГУ, то в настоящее время аульская школа переживает нелегкие времена. Химию может преподавать учитель физкультуры, алгебру – биолог.   У студента сформировалась установка, что оплата за образование в вузе является залогом обязательного получения диплома. Частные вузы зависимы от денег, которые оплачиваются в кассу вуза. Для частного вуза студент – это 4 000, 3 000, 2 000 долларов. В некоторых вузах стоимость образования составляет и 500 долларов. Какие знания можно получить за 500 долларов? Сегодня в регионах есть вузы, где почасовая оплата преподавателя составляет 200 тенге (чуть больше 1 доллара). Какой преподаватель придет на такую зарплату и какая у него будет мотивация к труду очевидна. В лучшем случае он будет халтурить, в худшем случае – компенсирует себе зарплату за счет поборов со студентов.  Это та реальная картина образования во многих вузах Казахстана. В прошлом году началась очередная волна оптимизации вузов. Вузы снова заставляют объединяться в более крупные учебные заведения. Что будет еще через двадцать лет при таком «развитии» образования ? Сегодня страна держится на специалистах поколения 1960-х годов. Новое же поколение дипломировано, но не всегда образовано. Вторая проблема – это развитие науки в Казахстане. В связи с присоединением Республики Казахстан к Болонскому процессу наша страна пошла по трехуровневой системе подготовки кадров: бакалавр – магистр - доктор философии (PhD), доктор по профилю. Для сравнения, в Российской Федерации действует следующая система подготовки кадров: бакалавр – специалист – магистр – кандидат наук – доктор наук.  Признание иностранных документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях на территории Российской Федерации осуществляется на основании: Лиссабонской конвенции 1997 года, Закона РФ «Об образовании» (ст.28), Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.5 и ст.23), Приказа Министерства образования и науки от 14.04.2009г. №128 «О порядке признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании» и других нормативных правовых актов.  В Казахстане порядок признания и нострификации документов об основном среднем, общем среднем, техническом и профессиональном, послесреднем, высшем и послевузовском образовании лиц, получивших образование в других государствах, в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах), созданных в Республике Казахстан определяются Правилами признания и нострификации документов об образовании, утвержденными приказом Министра образованияи науки РК от 10 января 2008 года N8.   Между тем, указанные Правила не регламентируют процедуру нострификации документов об ученых степенях кандидата и доктора наук, доктора философии PhD, доктора по профилю. Признание ученых степеней кандидата наук и доктора наук, полученных гражданами Республики Казахстан в странах СНГ (в том числе – в Российской Федерации), проводится в соответствии с пунктом 20-22 Приказа Министра образования и науки РК от 31 марта 2011 года № 127 «Об утверждении Правил присуждения ученых степеней» (далее – Правила присуждения ученых степеней). В соответствии с пунктом 22  Правил присуждения ученых степеней, при подаче ходатайства о присуждении ученой степени доктора философии (PhD), доктора по профилю гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства, получившим ученую степень за рубежом, прилагаются следующие документы: 1) нотариально заверенная копия документа о присуждении степени; 2) нотариально заверенная копия приложения к документу о присуждении степени (транскрипт) с наличием следующей информации: объем пройденных учебных дисциплин и практик, полученных итоговых оценок и выпускных квалификационных работ, других составляющих учебного процесса; 3) нотариально засвидетельствованный перевод документа о присуждении степени и приложения к нему (транскрипт) на государственном или русском языке; 4) нотариально засвидетельствованная копия документа, удостоверяющего личность владельца документа о присуждении степени с переводом на государственный или русский язык; 5) диссертация при необходимости с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный или русский язык; 6) список и копии публикаций по теме диссертации; 7) регистрационно-учетная карточка диссертации на казахском и русском языках, согласно приложению 2 к Типовому положению о диссертационном совете.Известно, что дипломы кандидата и доктора наук, выдаваемые в  странах СНГ (в том числе – в Российской Федерации) не предусматривают никаких приложений. При этом, на практике в Казахстане не признают ученые степени, полученные в России по завершении аспирантуры в форме соискательства и защиты диссертации. Однако, требование об обязательном очном обучении докторантов PhD и магистрантов нарушают некоторые вузы Казахстана. То, что ряд казахстанских докторантов PhD и магистрантов на самом деле не посещают занятия в режиме очного обучения, можно легко установить по тому как они работают на полной ставке, а некоторые живут в других регионах страны. И здесь возникает вопрос государственного контроля за выполнением требований об очном режиме обучения магистрантов и  докторантов PhD в Казахстане - если уж государство такое требование ввело.  Правила присуждения ученых степеней устанавливают, что «ходатайство и документы, указанные в пункте 22 настоящих Правил, рассматриваются Экспертным советом, который дает заключение о признании ученой степени доктора философии (PhD), доктора по профилю, присужденной за рубежом. Срок рассмотрения составляет 4 (четыре) месяца со дня регистрации ходатайства в Комитете. При отрицательном заключении Экспертного совета Комитет отказывает в присуждении ученой степени» (пункты 23, 24). Очевидно, что в свете интеграционных процессов в рамках Таможенного союза процедура признания документов об ученых степенях, полученных в странах СНГ, должна быть упрощенной и требует принятия соответствующего международного договора. Предлагаем осуществлять взаимное признание ученых степеней, полученных в Российской Федерации и Республике Казахстан, по следующей схеме: кандидат наук Российской Федерации – доктор PhD Республики Казахстан, доктор наук Российской Федерации – доктор по профилю Республики Казахстан.При этом, «перепроверка» качества диссертационных работ, на основании защиты которых были выданы уполномоченными органами соответствующие документы об ученых степенях, не должна быть прериготивой экспертного совета при государственном органе.В условиях интеграционных процессов на постсоветском пространстве только востребованность квалификации ученого, его научный рейтинг должны быть определяющими в развитии науки и образования. Формальные документы о признании либо непризнании дипломов об ученых степенях, выданных уполномоченными органами соответствующих стран, являются лишь тормозом в процессе интеграции науки и образования между Россией и Казахстаном.  Пункт 7 Правил присуждения ученых степеней устанавливает, что основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD), доктора по профилю публикуются в обязательном порядке как минимум в одном международном научном издании,  имеющем по данным информационной базы компании Томсон Рейтер (ISI Web of Knowledge, Thomson Reuters) ненулевой импакт-фактор или входящем в базу данных компании Scopus. Насколько было необходимо эти зарубежные журналы ставить выше казахстанских журналов? Более того, некоторые научные разработки, необходимые для нашей страны, могут быть совершенно неактуальны для западных журналов. Такое обязательное требование публикации в таких журналах не всегда реализует благую идею интеграции казахстанской науки в мировое научное пространство.             Так, имеется информация, что в настоящее время в Алматы предприимчивые «ученые» уже организовали «кооперативы» по оказанию помощи в публикациях в журналах с импакт-фактором через вузы Индии. Интеграция конечно здесь произошла, но она не совсем научная. В завершение настоящей публикации, хотелось бы обратить внимание на слова Президента Казахстана Н.А. Назарбаева, который справедливо отметил, что «жизненно важно, чтобы цели государства и гражданина совпали по всем основным направлениям». Образование и наука – это одна из важных сфер, где интересы гражданина, общества и государства должны совпадать.            Габдуалиев Мереке Тлекович,кандидат юридических наук ВАК России,ведущий научный сотрудникЦентра образовательного законодательства имени академика С. ЗимановаЕНУ им. Л.Н. Гумилева (г. Астана)mereke_gabi@mail.ru

Поделиться: