Ирина Баскакова: Дважды платное образование. Проблема коррупции в вузах РК

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как не сложно догадаться, росту коррупции способствует низкая зарплата преподавателей и безнаказанность. Эти проблемы сейчас решаются или, по крайней мере, их пытаются решить. Если в 2007 году на финансирование высшего образование было истрачено 0,3% ВВП Казахстана, то, начиная с этого года, затраты должны возрасти до 4.5-5% ВВП (что близко к среднемировому показателю 5-6%). К сожалению, инфляцию пока тоже никто не отменял. В любом случае, деньги в вузы поступают как от государства, так и от родителей, оплачивающих учебу своих детей. Хочется надеется, что расходуются эти средства по назначению.
Ирина Баскакова: Дважды платное образование. Проблема коррупции в вузах РК

В том, что студенты учатся за деньги нет ничего особенного. Платное высшее образование существует давно и во многих странах. Проблема в другом: иногда приходится платить не только за получения знаний, но и за сдачу экзаменов.

Коррупция тоже явление старое и всем хорошо известное. Но это не повод, чтобы с ней не бороться. Тем более, что бороться в Казахстане есть с чем.

В 2007 г. центром молодежных инициатив «ЖануСу» было проведено исследование степени коррупции в вузах Казахстана: более 80% студентов слышали о фактах дачи взятки преподавателям, 31% давали сами. Отдельно в этом исследовании был составлен и «прескурант» цен на экзаменационные оценки (1000 - 5000 тенге в зависимости от необходимого балла и вуза), защиту курсовых и дипломов (до 120000 тенгэ).

Почему так происходит?

Как не сложно догадаться, росту коррупции способствует низкая зарплата преподавателей и безнаказанность. Эти проблемы сейчас решаются или, по крайней мере, их пытаются решить. Если в 2007 году на финансирование высшего образование было истрачено 0,3% ВВП Казахстана, то, начиная с этого года, затраты должны возрасти до 4.5-5% ВВП (что близко к среднемировому показателю 5-6%). К сожалению, инфляцию пока тоже никто не отменял. В любом случае, деньги в вузы поступают как от государства, так и от родителей, оплачивающих учебу своих детей. Хочется надеется, что расходуются эти средства по назначению.

В области контроля за тем, что происходит в институтах, действуют не только старые методы: расследования, проверки, увольнения и даже аресты не чистых на руку сотрудников. Кроме того, при назначении новых ректоров, «беспощадной борьбы с коррупцией в стенах вузов» требует от них лично Нурсултан Назарбаев. Есть и современные веяния: общественный фонд «Ар.Рух.Хак» приступил к реализации проекта «Создание ассоциации студенческих омбудсменов. Деятельность омбудсмена будет направлена в т.ч. и на борьбу с коррупцией - вопиющим нарушением права на образование. Сегодня молодежное крыло НДП «Нур Отан» заканчивает проведение акции «Чистая сессия», по итогам которой состоится раздача стикеров с десяткой самых коррумпированных вузов страны. В ферале этого года ассоциация высших учебных заведений РК, молодежное крыло НДП «Нур Отан», «Жес Отан», общереспубликанское движение против коррупции «Карсы» и ряд других молодежных организаций подписали меморандум по повышению прозрачности деятельности вузов и созданию условий по улучшению качества образования. Следующий шаг - создание стратегии совместных действий по повышению транспарентности вузов, где будут отражены: развитие системы студенческого самоуправления, формирование общественных советов по повышению транспарентности вузов, создание омбудсменов в высших учебных заведениях, проведение совместных мероприятий по профилактике коррупции в вузах страны. Участие в этом проекте не только политической партии, но, и общественных организаций свидетельствует о том, что общество не просто осознает проблему, но и готово активно участвовать в ее разрешение. А это очень важно, т.к. коррупция никогда не бывает вызвана исключительно экономическими причинами. По результатам уже упоминавшегося исследования «ЖанаСу» стало очевидно, что студенты сами «готовы решать вопросы за дополнительную плату» (74% опрошенных сказали, что инициатива исходит не от преподавателя), что еще печальнее, для 35% студентов причина дачи взятки - это лень и нежелание учиться.

В итоге выпускник за реальные деньги получает реальный диплом. Жалко, только знания при этом все равно останутся виртуальными. Не стоит забывать и о том, что студент, в вузе хорошо научившийся давать взятки, став специалистом, сможет не менее умело их брать. Профессиональные же качества такого работника будут бесспорно желать лучшего.

Утвердившаяся за последние годы в высших учебных заведениях система взаимоотношений «продавец - покупатель» оказалось намного хуже традиционной «учитель- ученик». Предметом купли-продажи становятся уже не знания, а оценки, которые преподаватель стремится повыгоднее продать, а студент - купить, затратив на это свои материальные, но никак не интеллектуальные ресурсы.

Возможно, в первую очередь стоит задуматься самим студентам, что им важнее, диплом или знания. Если учиться совсем не интересно, то виной этому не всегда являются неквалифицированные преподаватели, отсутствие должных условий для обучения и т.д. и т.п., а неправильный выбор профессии. В Казахстане не первый год наблюдается значительное перепроизводство юристов и экономистов. Когда абитуриенты наконец вспомнят, что кроме этих двух профессий, существует еще множество других? Ведь лучше учатся именно те студенты, которые выбрал профессию, интересную именно им. Стремление к учебе и получению знаний - самый простой способ получить хорошую оценку бесплатно.

Если же преподаватели считают иначе, то в такой ситуации права студента должны защищаться, как омбудсменом, так и общественным организациями и правоохранительными органами. Раз современное высшее образование стало платным, то деньги нужно использовать по назначению и с максимальной пользой, а не на банальные взятки.

Теги: Казахстан

Поделиться: