Выборы-2015. Инициативы сверху. Низы пока молчат

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Власти Кыргызстана озабочены несовершенством избирательного законодательства и настроены, как заверяют, изменить ситуацию в лучшую сторону. Аппарат президента уже создал рабочую группу, которая должна предложить корректировки в действующие законы.
Выборы-2015. Инициативы сверху. Низы пока молчат
Власти Кыргызстана озабочены несовершенством избирательного законодательства и настроены, как заверяют, изменить ситуацию в лучшую сторону. Аппарат президента уже создал рабочую группу, которая должна предложить корректировки в действующие законы.Похоже, наверху до сих пор пожинают плоды своей излишней самоуверенности и отходят от шока, когда стали известны результаты парламентских выборов-2010. Напомним, уверенную победу тогда получила партия "Ата-Журт", которую иначе как бакиевской не называли...Много вопросов возникло и при проведении выборов в местные кенеши в 2012 году. К примеру, полупроцентный барьер для прохождения партий в регионах.А теперь не за горами очередные выборы в Жогорку Кенеш. Они намечены на 2015 год.Эксперт по избирательному праву Акжол Бердиев ответил на вопросы ИА "24.kg".- Как вы считаете, чем вызваны инициативы седьмого этажа, направленные на изменение избирательного законодательства?- Необходимость совершенствования выборного законодательства важно начинать заранее, до выборов. Инициатива аппарата президента в этом смысле своевременна. Любые изменения в избирательном законодательстве должны решать две главные задачи: во-первых, повысить доверие к выборам со стороны всех политических сил и международных институтов, и, во-вторых, чтобы избирателю было комфортно реализовать свое право голосовать.После всех выборов международные организации дают свои рекомендации, которые часто не учитываются или забываются. В первую очередь, мне кажется, нужно учесть все замечания по результатам последних выборов. Есть множество вопросов, которые необходимо пересмотреть.- В этом документе появилось понятие "преференциальное голосование". В чем его суть?- Преференциальное голосование предусматривает голосование по предпочтению тому или иному кандидату. Чаще это делается для того, чтобы не проводить второго тура голосования. В большинстве случаев такое голосование применяется при одномандатных и многомандатных округах по мажоритарной системе. К примеру, избиратель голосует за кандидата "А" цифрой 1, за кандидата "Б" цифрой 2, обозначая туры голосования.- А как это будет работать на парламентских выборах?- Для выборов в парламент эта система используется в сочетании с "системой свободных списков". Избиратель голосует за конкретного кандидата в списках, тем самым голосуя как за партию, так и за кандидата. Подсчет голосов за партию определяет количество мест для каждой партии, так сейчас и происходит. А вот подсчет голосов по кандидатам определяет, кто из списка, представленного партией, станет депутатом. Другими словами кандидат, не отмеченный в списке, не имеет шанса получить депутатский мандат.- А как же тогда будет проходить подсчет голосов, у нас территориальные избирательные комиссии и без того не вполне квалифицированны?- Действительно, эта система в определенной мере усложнит работу ТИК при подсчете голосов. К тому же она исключит и квотирование, по крайней мере, в том виде, в котором оно есть сейчас. Имею в виду обязательную процентовку количества по демографическому и национальному признакам. Напомню, законом определено обязательное участие в предвыборном списке, например, не менее 30 процентов женщин.- В чем преимущества этой системы "свободных списков"?- Пропорциональная система вызывает в обществе нарекания, часто под флагом политических партий в парламент проходят не те кандидаты, за которых голосовали избиратели. Я вижу несколько плюсов. Во-первых, эта система дает возможность выбрать избирателю конкретного кандидата, состоящего в определенной партии. Во-вторых, это позволит заставить партийных лидеров считаться с однопартийцами, имеющими политический вес в обществе. В-третьих, партия будет включать в списки реальных лидеров регионов, тем самым предопределяя представительность парламента. В-четвертых, избиратель, негативно относящийся к лидеру партии, может проголосовать за понравившегося претендента внутри партии. В-пятых, у избирателя появится уверенность, что конкретный кандидат может стать депутатом. И, наконец, появится возможность спросить непосредственно с этого кандидата, а не только с партийных боссов.- Какую работу, вы считаете, уже нужно начинать проводить до выборов в Жогорку Кенеш в 2015 году?- Прежде всего необходимо совершенствовать работу со списками избирателей. Но при этом нужно увеличить сроки внесения в список по избирательному адресу. Необходимо детально пересмотреть процедуру голосования и подсчета голосов за рубежом. Отрегулировать вопросы рассмотрения жалоб избирательными комиссиями и судами. Я бы также сделал анализ необходимости досрочного голосования. Сейчас такая возможность есть у избирателей, выезжающих за пределы страны, но их количество несущественно. Кроме того, они могут проголосовать и за пределами страны. Это бы значительно облегчило работу избирательных комиссий.- Много споров в обществе вызывала норма о полупроцентном региональном барьере на прошлых выборах, насколько она сейчас необходима?- Я считаю, эта норма исчерпала свою необходимость. Еще много изменений нужно вносить для удобства голосования и организации подсчета голосов. К примеру, было бы неплохо установить запрет продажи спиртных напитков в день выборов и в день, предшествующий ему. В некоторых странах существуют такие запреты.- Как отреагирует общественность на законодательную инициативу президентских чиновников?- Конечно, инициируя законодательные изменения в таком важном вопросе, как избирательный процесс, аппарат главы государства выступает в свойственной прежним властям манере - использования административного ресурса.Думаю, необходимо включить в рабочую группу представителей всех заинтересованных сторон, хотя, несмотря на это, документ все равно теперь будет считаться "президентским".Некоторые политические силы расценят его как проект "под определенную партию". Мне кажется, более верным было бы создать рабочую группу решением соответствующего комитета парламента как законотворческого органа. Это бы облегчило дальнейшее рассмотрение. Тем более по новой Конституции президент не является субъектом законодательной инициативы. К сожалению, по этой причине документ может в дальнейшем приниматься в штыки оппозиционными партиями. Это может повлечь дополнительное напряжение при проведении следующих выборов. Дарья СЫТЕНКОВА  Источник - 24kg.org  

Поделиться: