Россия, Москва

info@ia-centr.ru

"Как быть нам, кыргызам, ясность тут нужна. Сколько стран в самый раз - три или одна?"

13.04.2013

Автор:

Теги:

"Как быть нам, кыргызам, ясность тут нужна. Сколько стран в самый раз - три или одна?"

Неплохо очень, когда три страны, но...

В последнее время интеграционные процессы активизировались, и тема Таможенного союза прибрела еще большую остроту. Экономисты, финансисты, чиновники всех рангов и представители бизнес-сообщества - все они вроде и "за" вхождение в Таможенный союз, однако терзаемые смутными сомнениями все же больше склонны рассуждать об этом объединении, выбирая из двух зол меньшее...

С одной стороны ТС - плюсы для бизнеса. К примеру, если в КР войдут банки стран союза, то произойдет долгожданное снижение процентных ставок по кредитам. Это станет стимулом для развития предпринимательства. Или перерабатывающая промышленность - высока вероятность появления новых консервных, молочных, мясных заводов, а, значит, и новых рабочих мест. ГСМ опять же - беспошлинно и постоянно.

С другой стороны - рост инфляции за счет удорожания импортных товаров, а, следовательно, и рост социального напряжения. Удорожание всех импортных товаров и снижение экспорта приведет к уменьшению потребления, росту контрабанды и опять же - к социальному напряжению.

Во всех беспристрастных или предвзятых подсчетах экспертное сообщество пытается высчитать, как вырастет ВВП, изменится торговый баланс и какие отрасли смогут развиться в Кыргызстане. Но на этом глобальном фоне про тех, кто должен будет наращивать ВВП и развивать отрасли - обычных жителях Кыргызстана - как-то подзабыли. Что получит от интеграции каждый из тех, кто торгует, строит, учит, выращивает урожай, сидит за швейной машинкой, встречает туристов или просто растит детей? О том, как отразится экономическое объединение с сильными соседями и что от него получит каждый среднестатистический житель Кыргызстана, говорят нечасто.

Меж тем, если верить министерствам социального развития и молодежи придется затянуть пояса или мигрировать в поисках лучшей жизни.

Стакан наполовину пуст

По данным Министерства труда, миграции и молодежи, за годы независимости Кыргызстан покинуло 900 тысяч человек!

Основной поток наблюдался в начале 1990-х годов, потом наступила относительная стабильность, а с 2000-х на поиски лучшей жизни массово кинулись уже представители коренной национальности.

По данным ведомства, в целом из Кыргызстана выехало более 17 тысяч немцев, 3 тысячи азербайджанцев, более 1 тысячи евреев, 11 тысяч украинцев и 100 тысяч русских и представителей других национальностей. Основная масса - более 600 тысяч - обосновалась в России, около 100 тысяч - вКазахстане. В другие постсоветские страны выехало около 20 тысяч человек, и в дальнее зарубежье - около 100 тысяч.

"В начале 2000-х отток населения был связан с коммерческой и торговой деятельностью, - пояснил представитель Министерства труда Нурдин Тынаев. - С 2006 года главными причинами стали экономическая и политическая нестабильность".

Миграционный поток не прекращается, ежегодно страна "теряет" от 100 до 700 тысяч работников. Такой размах связан с тем, что многие уезжают на сезонные работы в РФ - с весны до осени. При этом большинство мигрантов находятся там нелегально. После того как в России, где на заработках большинство кыргызстанцев, ужесточили миграционные требования, надеяться на официальное трудоустройство и вовсе не приходится. Из полумиллиона наших мигрантов в РФ разрешение на работу имеют только 106 тысяч человек, еще 50 тысяч покупают патенты на торговлю.

"В первую очередь уезжает интеллигенция, представители профессий умственного труда, и Кыргызстан уже утратил большой умственный потенциал", - говорит представитель Минтруда.

Он уверен, что новым фактором влияния на миграционные процессы станет Таможенный союз. "Уедут последние", - предупреждает Минтруда. По эффекту домино Кыргызстан получит десятки тысяч социальных сирот и оскудение собственных трудовых ресурсов, особенно в отдаленных регионах.

Стакан наполовину полон

Председатель Ассоциации соотечественников "Замандаш" Кадыр Бусурманкулов, наоборот, видит в интеграции новые возможности. "Есть перспективы привлечения инвестиций из стран ТС от кыргызстанцев, которые уже получили российское и казахское гражданство, - считает он. - Около 450 тысяч бывших граждан КР имеют крупный и средний капитал, в их числе квалифицированные специалисты и выпускники ведущих мировых вузов, и это огромный потенциал".

Конечно, получив образование в Европе и Америке, молодые люди не спешат возвращаться на родину, да это и вряд ли возможно, учитывая "перспективы профессионального роста и развития", которые их здесь ждут. Однако Кадыр Бусурманкулов видит другие доступные варианты их привлечения - создание для соотечественников бизнес-инкубаторов, участие государства в разработанных ими инвестпроектах и, возможно, даже создание паевого фонда на основе капитала наших соотечественников. Кроме того, он считает, что надо думать над созданием института омбудсмена по правам соотечественников и правам мигрантов.

Глава ассоциации уверен: в условиях разного экономического развития интеграционные процессы возможны только за счет законодательства и привлечения капиталов малого и среднего бизнеса.

Пока эти доводы опровергаются самой жизнью. Как-то по дороге в аэропорт я разговорилась с таксистом. Уж очень хороша была его машина для того, чтобы "бомбить" по бездорожью. "Это я в Москве заработал денег - приехал, вот, купил, хотел дело свое начать", - рассказал мне Жылдызбек.

В Москве он живет более 10 лет, работает водителем автобуса. "Я снимаю квартиру, зарплата 80 тысяч, могу себе позволить, - продолжил он. - Я уезжал, мне мой бригадир сказал: через месяц приедешь. Но я твердо намерен был вернуться в Кыргызстан насовсем, здесь же семья, а теперь..."

Побыв дома два месяца, он понял: "перспектив здесь нет и ждать нечего, только время теряешь", и снова собрался в чужую родную Москву. Родина же потеряла еще одного непьющего, работящего и надежного гражданина... Когда власти задумаются над созданием таких условий, чтобы адекватные и стабильные люди строили будущее для себя и своих детей в Кыргызстане, а не в чужих странах? Где она, реальная поддержка, желание строить и развивать, а не душить в зародыше все начинания? Где реальные программы Минсоцразвития, от которого общество ждет конкретных действий еще до вступления в ТС?

Хорошо там, где нас нет

"Вступление Кыргызстана в ТС сильно ударит по внутреннему рынку труда. У нас и так при общей численности населения в 5,6 миллиона человек экономически активное население составляет только 2,49 миллиона человек, а занятое и того меньше - 2,27 миллиона", - приводит данные представитель Министерства труда, миграции и молодежи Нурдин Тынаев.

Со вступлением в ТС ряды безработных могут пополнить торговцы. Сейчас основными сферами труда в КР являются сельское хозяйство, которым занято 700 тысяч человек, и торговля - 550 тысяч. За 2012 год в торговле создано дополнительно 26 тысяч рабочих мест.

"Торговля в основном состоит из реэкспорта китайских товаров через рынки "Дордой" и "Кара-Суу", и если произойдет повышение таможенных пошлин до уровня ТС, многие люди, занятые в торговле, могут потерять работу, - говорит он. - Когда два года назад закрыли казино, их сотрудники выходили на митинг с требованием обеспечить другой работой, и мы опасаемся, что такая ситуация может повториться".

Плюсы же ощутят на себе те, кто работает на чужбине. После вступления КР в ТС ожидается, что мигрантов освободят от регистрации в течение первого месяца, сейчас без таковой можно находиться в России только 7 дней. Можно будет работать без разрешительных документов, не боясь быть депортированным, облегчится процедура уплаты налогов и других социальных отчислений. Значит, вырастет число легальных трудовых мигрантов в РФ из числа кыргызстанцев. Этот же фактор приведет к дополнительному оттоку рабочей силы и подорожанию продукции на внутреннем рынке.

"Из-за низких зарплат на родине люди вынуждены будут либо уезжать, либо просить повышения. Работодатели будут вынуждены поднимать зарплаты, а это приведет к увеличению себестоимости готовой продукции и росту потребительских цен на нее", - продолжает Нурдин Тынаев, резюмируя, что все это вкупе сулит снижение общего уровня жизни.

В миграционном отношении от членства КР в ТС выиграют те, кто работает за рубежом. Задача же госорганов в том, чтобы создать условия на внутреннем рынке труда и предотвратить "утечку последних мозгов и рабочих рук".

Он отмечает, что в новых условиях государственная политика в области занятости населения должна будет коренным образом измениться. "Нужен новый формат взаимоотношений между государством и работодателями, - говорит он. - Сегодня проверки крупных предприятий не создают условий для привлечения иностранных компаний. Надо пересмотреть процедуры и создать более льготные условия для работодателей".

Помимо этого необходим постоянный прогноз рынка труда, конъюнктура которого за последние 10 лет изменилась в сторону среднего образования по техническим специальностям.

"Столько бед и забот, ах, спаси, аллах!"

"Интеграция в ТС должна проходить гармонично, с адаптацией законодательства и на основе расчетов и взвешенного подхода всех сторон, министерство будет акцентировать внимание на обеспечении устойчивости и стабильного функционирования государственной системы соцзащиты населения", - дежурно-монотонно ответил на вызовы представитель Министерства соцразвития Сергей Аристов.

Он рассказал, что необходим адресный подход к уязвимым группам населения и адекватность выплат гражданам, имеющим на них право. Сейчас выплаты идут только тем, кто не в состоянии обеспечить себе экономическую самостоятельность, а таковых в Кыргызстане более 14 тысяч человек. Средний размер пособия по малообеспеченности составляет 461 сом, или 12,5 процента от прожиточного минимума на детей. Размер соцпособия дорос до 2,4 тысячи сомов, 65 процентов от прожиточного минимума.

Представитель Минсоцразвития рассказал об этом и российским коллегам на международной конференции "Кыргызстан на пути к евразийской интеграции". Он акцентировал внимание собравшихся на том, что именно эти слои населения пострадают больше всего при вступлении КР в ТС.

"В 2013 году структурные подразделения министерства направят работу на усиление адресности и выявление доходов населения, полученных внутри страны и извне - от мигрантов, для выявления самодостаточных семей и направление высвободившихся средств нуждающимся", - столь непонятная работа предстоит министерству в этом году.

Меж тем, признается представитель министерства, ожидается рост цен на лекарства, продукты, одежду, увеличение безработицы и миграции, снижение общего уровня жизни и рост получателей пособий по малообеспеченности. "Потребуется год, чтобы граждане адаптировались к новым условиям, и для заполнения этого вакуума нужны дополнительные средства, - отметил Сергей Аристов. - Нужно активизировать дополнительные меры поддержки путем предоставления беспроцентных и беззалоговых кредитов, субсидий на комуслуги, и развитие движения по созданию групп взаимопомощи, обучение население основам бизнеса".

Чем не готовая программа действия для профильного министерства? Однако в Минсоцразвития уверены: собственными силами не справиться, и считают, что более развитые страны ТС должны нам подлить деньжат на поддержку социальных программ, ну и традиционное - "на улучшение работы министерств, ведомств и других структурных подразделений".

Улучшения широким слоям населения обещают лет через пять. Вполне возможно. Главное - определиться, откуда отсчитывать.

Ирина ДУДКА

 

Источник - 24kg.org

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение