Кто купит "Армавиа"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
C 1 апреля национальный авиаперевозчик "Армавиа" прекратил полеты и начал процедуру банкротства. "В течение трех лет владелец авиакомпании вкладывал средства из других сфер бизнеса для поддержания развития компании. Однако на сегодняшний день, ситуация такова, что продолжать работу таким образом дальше нет возможности, поэтому принято решение приостановить полеты и начать процедуру банкротства", - сказано в официальном сообщении "Армавиа". Деньги за проданные билеты будут возвращены.
Кто купит "Армавиа"
Михаил Багдасаров Автор: Сусанна Петросян, Ереван.
Специально для "Вестника Кавказа"
C 1 апреля национальный авиаперевозчик "Армавиа" прекратил полеты и начал процедуру банкротства. "В течение трех лет владелец авиакомпании вкладывал средства из других сфер бизнеса для поддержания развития компании. Однако на сегодняшний день, ситуация такова, что продолжать работу таким образом дальше нет возможности, поэтому принято решение приостановить полеты и начать процедуру банкротства", - сказано в официальном сообщении "Армавиа". Деньги за проданные билеты будут возвращены.Владелец "Армавиа" - один из крупнейших предпринимателей Армении, человек из близкого окружения президента Сержа Саргсяна Михаил Багдасаров.О возможности банкротства говорилось еще год назад. Компания "Международные аэропорты - Армения" (владелец аэропорта "Звартноц"), обслуживающая рейсы "Армавиа", периодически приостанавливала ее полеты из-за задолженности в 5 млн евро. Отмена и задержание рейсов лихорадили работу армянской авиации в целом.Багдасаров заявил, что, если владелец "Звартноц" не снизит расценки обслуживания на 25%, то "Армавиа" объявит о своем банкротстве. В ответ пресс-службе аэропорта заявили, что уже три года не меняли стоимость сервиса: "Несколько лет каких-либо изменений расценок в аэропорту не было, а цена топлива зависит от того, по какой цене снабжает аэропорт топливом компания "Мика Лимитед", которая также принадлежит Багдасарову.В плане цен на топливо существует установленная государством регулирующая маржа, зависящая от оптовых цен, и аэропорт не может превысить эту маржу при снабжении авиакомпании "Армавиа".В заявлениях владельца компании отсутствует логическая стыковка с реальной экономической ситуацией. Так, в наиболее тяжелые для экономики Армении 2009-2010 годы, Багдасаров не выражал недовольства расценками аэропорта. Напротив, он утверждал, что в период мирового кризиса у "Армавии" есть новые приобретения - в результате разорения ряда крупных авиакомпаний освобождаются новые рейсы, на рынке появляются более доступные самолеты обанкротившихся компаний.Однако в 2012 году, когда экономика вошла в период развития, владелец национального авиаперевозчика вдруг заговорил о сложностях и потребовал снизить расценки. Как же получилось, что компания, которая обладает монополией, в течение наиболее тяжелых кризисных лет молча работала, и только потом вдруг объявила, что стоит перед банкротством? По мнению специалистов, подобноеповедение руководства "Армавиа", которая имеет полетные монополии по нескольким направлениям, говорит о том, что даже в этих монопольных условиях "Армавиа" не может эффективно работать."Причины банкротства «Армавиа» разносторонние, в основном - провинциальная жадность",- считает экс-начальник Госуправления гражданской авиации Армении Шаген Петросян. – Нельзя было передавать человеку целую отрасль, когда у него нет активов в этом бизнесе, все приобретено на основах аренды. Эта политика была направлена на то, чтобывыдоить, награбить, и не дать ничего взамен".Петросян не считает убедительным довод, что якобы прибыли авиакомпании не покрывают ее расходы: «Отрасль всегда была прибыльной, а компания накапливала долги - уже в течение 10 лет, в результате чего оказалась награни банкротства, причиной этому неправильная ценовая политика, неверный выбор маршрутов, неправильные бизнес-планы и приобретение самолетов на плохих условиях. "Армавиа" предоставляет свои услуги по слишком завышенным тарифам в сравнении с авиакомпаниями развитых стран как европейских, так и ближневосточных и даже по сравнению с компаниями всоседнем Тбилиси».Год назад сотрудники "Армавиа" объявили забастовку, и компания не осуществляла вылеты в Россию, указывая на высокие расценки аэропорта "Звартноц". Однако потом выяснилось, что это "Росавианавигация" запретила "Армавиа" летать в Россию из-за долгов. "Армавиа" обязалась выплатить долги, после чего полеты возобновились. На сегодняшний день "Армавиа" задолжала российским аэропортам около 45 млн рублей, а сумма ее задолженностей российским банкам превышает 20 млн долларов. За последние 15 лет банкротом объявлен уже второй национальный авиаперевозчик Армении. Первой была в 2000 году госкомпания "Армянские авиалинии" ("АА"), которая работала с прибылью в 5 млн дол. в год. По некоторым данным, банкротство "АА" произошло по коррупционной схеме. Компания была доведена до банкротства, чтобы открыть путь для одного из приближенных тогдашнего министра обороны Сержа Саркисяна Михаила Багдасарова, ставшего впоследствии владельцем новообразованной уже частной компании "Армавиа". В правительстве думали, что сфера авиаперевозок в частных руках достигнет высот своего развития, чего, однако, не произошло.Сейчас, по неподтвержденным сведениям, владелец "Армавиа" ведет переговоры о ее передаче иностранным инвесторам. Среди претендентов нет российских инвесторов, хотя есть итальянцы, австралийцы, покупатели с Востока. Но учитывая специфику Армении и актуальность коррупционных схем, а также то, что авиация считается лакомым куском "экономического пирога" Армении, не стоит сбрасывать со щитов и того варианта развития событий, что в очередной раз появится частный владелец, который пообещает разрешить все проблемы армянской авиации. 22 апреля заканчивается срок договора между «Армавиа» и правительством. Некоторые специалисты предлагают схему управления отраслью со стороны правительства - необходимо назначить уполномоченного представителя правительства, создать комиссию, сделать анализ причин банкротства, после чего правительство сможет постепенно либерализовать отрасль.По убеждению обозревателя издания "Лрагир" Джеймса Акопяна, проблемой должно заинтересоваться не только правительство, но и парламент, которому стоит создать временную комиссию и в сжатые сроки выяснить, чтопроисходит в стратегической сфере воздушных перевозок.

Поделиться: