Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Большой синий ящик, или Черная дыра

28.06.2008

Автор:

Теги:

 

В Казахстане предпринята еще одна попытка побороть коррупцию

Коррупция стала для модернизирующегося Казахстана настоящим бичом. Стремление к европейским стандартам качества жизни, подготовка к председательству в ОБСЕ, формирование новой социальной политики на основе консенсуса частного сектора и государства не совсем вяжутся с действительностью. Государство стремится «воспитать» социально ответственный бизнес, однако сами государственные структуры очень часто далеки от того, чего хотят добиться от частного сектора.

Казахстан много лет борется с коррупцией или, точнее, делает вид, что борется - и тоже безуспешно. Что только ни предлагалось для этого. Создали Комиссию при Президенте РК по вопросам борьбы с коррупцией; действуют неправительственная некоммерческая организация «Транспаренси Казахстан», национальное отделение международной организации «Транспаренси Интернейшнл» по противодействию коррупции, была создана антикоррупционная «горячая линия» (которой воспользовались 200 человек за три месяца работы!), работают два антикоррупционных правовых центра и т.д. Предлагались и весьма своеобразные варианты - до сих пор многие помнят обещание Е. Ертысбаева установить перед входом в здание Министерства культуры и информации «большой синий ящик», куда он призвал писать всех желающих побороться с коррупцией...

Сегодня заговорили о том, что в Казахстане впервые будет  проведена оценка коррумпированности государственных органов (об этом заявили 23 мая на международной конференции «Общественные механизмы противодействия коррупции в Казахстане и международный опыт»). Предполагается, что в рамках этого проекта будут предусмотрены оценки коррумпированности госорганов самим государством и независимыми организациями, на основе которых будет создана «карта коррупции».  Заявлено также, что в рамках реформы правоохранительных органов будет откорректирована система оценки их работы. Или, к примеру, по поводу работы финансовой полиции - предполагается, что оценка ее деятельности будут коррелировать с уровнем деловой активности казахстанцев, а не основываться на количестве уличенных коррупционеров и т.д. К слову, здесь же прозвучали любопытные цифры: в 2007 году в Казахстане на 50% выросло количество фактов взяточничества и на 30% - фактов присвоения и растраты вверенного имущества с использованием служебного положения. В 2007 году в суды направлено на 20% больше уголовных дел по преступлениям коррупционного характера, чем в предыдущем. Эти цифры озвучил начальник департамента Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по г. Алма-Ате М.Мусабеков.

По словам заместителя председателя Комиссии при Президенте РК по вопросам борьбы с коррупцией Н. Дутбаева, «сегодня деятельность правоохранительных органов осталась в большей степени советской». Однако вряд ли вышеобозначенные цифры не имеют отношения и к правоохранительным органам. А в советское время такого размаха коррупции явно не было. Такое лукавство понятно - проще всего сослаться на ущербный советский опыт. Но как быть с огромным количеством уголовных дел, возбужденных против акимов и приближенных к ним лиц, представителей национальной системы здравоохранения и т.д. Приходится признать, что коррупция вовсе не просто пережиток советского прошлого. Это явление более сложного порядка.

Вопрос методов борьбы с коррупцией с каждым годом становится все более и более важным. Более того, с новыми коррупционными схемами старыми приемами, эффективность которых всегда оставляла желать лучшего, бороться бесполезно. Попытки вынести коррупционные скандалы в информационное поле для устрашения мздоимцев (и для достижения разного рода политических целей), как это случилось с публично-показательным бичеванием экс-главы «Казахстан темир жолы» Ж.Кулекеева, смотрятся совсем неоднозначно... То, что предлагается сегодня, та же «карта коррупции» - очень уж напоминают ертысбаевский «большой синий ящик». А для того, чтобы найти действенный механизм борьбы с этим злом, а не просто запустить очередной имиджевый проект, нужно создать своеобразную «идеологию деловой транспарентности», как непременный атрибут государственной службы. То, что делается сегодня на уровне административной реформы, заслуживает внимания. Но нужно понимать: даже при максимальном напряжении усилий на это уйдут годы. Остается лишь пожелать удачи казахстанским борцам с коррупцией, так как любой стране лучше иметь внешнего врага, чем врага внутреннего.

Новая газета.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение