Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Трансформация образа России в Казахстане: особенности восприятия

13.03.2013

Автор:

Теги:


В ИАЦ состоялась презентация книги д.п.н., профессора РГГУЛюдмилы Адиловой «Образ России в Казахстане». Редакция сайта представляетвниманию читателей отрывок из этой  книги.

Модернизация в Казахстане как форма евразийской цивилизации формирует культурную ориентацию на Запад и на Восток, создаёт условия дляизменений в организации власти и общества. На завершающем этапе переходасоциально-властные отношения обусловили всплеск национального развития иулучшение социального самочувствия по поводу реальных успехов Казахстана в социально-экономическойсфере, создав потребность в содержательноми целенаправленном обеспечении стратегии развития. Своеобразный «проект власти», позволивший
создать консолидированный режим с элементами политическойконкуренции, сформирован практически во всех постсоветских государствах. Отчётливо он прослеживается в Казахстане и России.Особенностью этого проекта является то, что политическая конкуренция в нем происходит в рамках, заданных властью.

Проект власти зиждется на «синтетической харизме: - рейтинговом авторитетелидера. Разрушение авторитета, крушениеперсонального режима может при- вести к обрушению политической власти. Амбивалентностьмассовых настроений позволяет предположить возможность нарушения стабильности, нажитой при первом президенте. Поводом может послужить легализация родовой системы.Идеология «вбрасывания» на политическое поле неотрайбалистскихтрендов является тупиковой. По мнению Ж.Т. Тощенко, «Этнический фактор становится решающим в современной общественной жизни. Но национальное самосознание имеет свою созидательную силу только в том случае, когда наряду с тягой к возрождению своей духовной самобытности, экономической самостоятельности, культуры, языка одновременно укрепляется чувство добропорядочности и соседства со всеми народами, которые живут рядом и вместе. Библейская заповедь «не навреди» актуальна и для современных национальных отношений».

Приходится констатировать этнизацию сознания, подчеркивание роли титульного этноса, его языка. С этой целью переписывается история, СМИ прославляют мифических героев и предков коренного этноса. В Казахстане,
с его дуалистической этнической структурой, происходит ретрадиционализация системы, подчеркивание ведущей ролититульного этноса. Ускорилась эмиграция русских, украинцев, немцев, татар. Их совокупный удельный вес в населении в Казахстане упал.

В этих условиях налаживание качественно новых отношений с Россией требует изменения внешнеполитических приоритетов. Казахстан стремится к сотрудничеству на основе современных целей и стандартов многовекторной политики. Интерес к образу государства в международных отношениях будет возрастать. Можно заявить о лидерстве в Центральной Азиии на постсоветском пространстве, создав имидж продвинутой страны, однако реальный образ не будет соответствовать заявленной позиции.

Лидерам государства важно понять, как новое государство воспринимают участники международных отношений, прежде чем выработать собственные позиции в международной политике. Иначе говоря, рассматривая свой новый ролевой статус в мире, необходимо провести переосмысление собственных идентичностей и рассмотреть идентичности другихгосударств как фактора, сближающего либо разъединяющего позиции сторон, определяющего поведениегосударства на международной арене. В отношении современного Казахстана преобладаетнеопределённость и настороженность, вызванные молчаливым несогласием с процессамивнутри страны и оценками исторического прошлого.

Наметился тренд конфликтных оценок прошлого. В Казахстанесимволом нации стал борец с российским колониализмом Аблай-хан. Из анналоввыискиваются подходящие персоналии, ревизуется история, оценки совместного прошлого русских и казахов. Новая национальнаяэлита не связана с советским прошлым. Поэтому для нее реинтеграция постсоветскогопространства, основаннаяна общем историческом прошлом, непривлекательна.

Власть символов, их жизнеспособность в значительной степени зависят от граждан страны, разделяющих эти символы и ценности, идентифицирующих себя с н ими. Поэтому в репрезентации национальных символов идут два параллельныхпроцесса создания образа граждан и образа государства. В этой связи, на первом этапе нашегоисследования мы изучали образ государства, который понимали как динамическую совокупность объективно существующих составляющих. На втором этапе нашегоисследования мы изучали механизмы целенаправленно формируемых и субъективно воспринимаемых сущностных характеристик страны и народа. Самоидентификация граждан зависит от образа государства и его восприятия гражданами, от социальных, экономических, политических условий,
в которых находится население страны. Чем лучше эти условия, тем позитивнее образ государства, сформированный в сознании людей, тем охотнее они идентифицируют себя со страной.

На наш взгляд, способствовать изменению в лучшую сторону имиджа России в Казахстане может изменение реальногоположения дел и учёт специфики проектируемого имиджа Казахстана. В этой связи надо быть готовыми к ломке стереотипов о себе самих и о других народах постсоветскихстран, которые переживают процесс трансформации и переоценки собственного места и роли. Оценочные суждения иосознание того, что образ государства, воспринимаемый другими участниками международных отношений, может предоставлять дополнительные возможности либо создавать препятствия для реализации интересовданного государства на международной арене, позволяют сделать вывод, что без адекватного информационногофильтра невозможно формировать позитивный образ страны, реализовать его заявленные позицию и статус.

На втором этапе исследования необходимо было выявить подходы к диагностике восприятия образа России в широком сегменте взаимозависимости между имиджем национального государства и его медиа-покрытием в СМИ. Намипроведен контент-анализ 150 публикаций в журнале «Мир Евразии».

Анализ содержания формализованным способом позволил исследовать текстовой массив, выявить, что имидж государства аккумулирует точки зрения специалистов и лидеров мнений, представляет объект всжатом виде, но дающий некое представление о нем. Главной задачей являлось выявление состояния и представленности государственного имиджа России в целом и его отдельных элементов.  У целевой аудитории, заинтересованной в информации о развитии двусторонних отношений между Россией и Казахстаном. Представлялось целесообразным изучение устойчивых стереотипов онашей стране, перспективи путей их изменения, формирования позитивногоимиджа России. Быловыявлено, что данный конструктисследуется как ресурс развития образа
новой России. Этот образ может стать компонентом международных отношений и инструментомвлияния и продвижения национальных интересов страны, при условии целенаправленногораспространения в информационно-коммуникативном поле сбалансированной информациио России.

Установлено, что имидж государства подразумевает под собой некую желаемуюконструкцию, а такжепланируемую сторону, тогда как образ несет в себе реальные и объективные представления о государстве, сложившиеся в результате социальнойпрактики и целевого информационного воздействия. Выявлено, что на сегодняшний день восприятие имиджа нашей страны в Казахстане является неоднозначным и противоречивым, требующим в первую очередь теоретического анализа, а также ряда практическихшагов. Обнаружено, что измерение восприятия национального имиджа научныминструментарием позволяет формулировать и структурировать инструменты влияния на еготрансформацию. Выявлено, что страновой имидж базируется на стереотипах, которые уходят в глубины национального сознания. Они могут быть позитивными или негативными, поэтому важно выявить основу их воздействия при формированиинегативных образов истереотипов. Каждый народ имеет исторически сложившуюся структуру социального сознания, строй мышления, иерархию ценностей. Эти стереотипы наиболее подвержены
расп
аду под воздействием социальных инноваций.Достаточно образоваться конфликту между поколениями, в обществе наступит ценностная и смысловаядезинтеграция.

Установлено, что не последнюю роль в утверждении негативного отношения к России в Казахстане играют СМИ как инструмент формирования имиджа. БлагодаряСМИ, образ нашей страны за последние пять лет значительноухудшился. Специалисты обращаютвнимание на
свя
зь изменения Запада к России свбросом в информационное пространство материалов о России, формирующих неадекватное отношение к ней. Международный имидж России ассоциируется с деструктивными поступками, пьянством, жестокостью, политический режим с коррупцией и преступностью; Россия представляетсяагрессивной страной, внешней угрозой соседям. Среди акцентируемых черт России - непредсказуемость поведения на мировой арене, ненадежность как экономического партнера, неэффективность, и т. В результате постоянного подчеркивания этих черт в общественноммнении Казахстане формируется стереотип негативного отношения к России наосновании двух факторов: бессознательной коллективной переработки информации и социокультурной среды формируемойСМИ. Это требует дополнительных обоснованийи наполнения конкретным содержанием имиджевой политики России. Выявлено, что положительное восприятие страны в постсоветском зарубежье являете: залогом успеха международной политики России и продвижения ее интересов.

Обнаружено, что коммуникативные процессы создают среду, позволяющую укрепить либо разрушить картин мира, мобилизовать общественное мнение на осуществление странового проекта. Решая, какие интересы отражает образ страны, можно заметить противоречия между реальным и смоделированнымобразом. Первое связано со структурой ассоциацийв отношении России, частотой упоминаний её в СМИ и местом в потоке сообщений. Второе -с экзотически моделируемым образом: обычаи, достопримечательности, кухня, литература и искусство,
кинематограф. Фактором сохранения культурного единства постсоветского пространстваявляется обеспечение единого информационного поля и адекватного восприятиягосударствами друг друга. Это предполагает последовательные и скоординированные действия власти и общества по обеспечению доступаграждан стран Центральной Азии кроссийским печатным иэлектронным СМИ, внимание этих СМИ к странам ближнего зарубежья. Таким образом, проектирование имиджастраны во внешней среде возможно.




Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение