ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА О РОЛИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В настоящее время в Узбекистане динамично продолжаются процессы социально-экономической, общественно-политической и культурной трансформации.
ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА О РОЛИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
СЕВАРА  ПУЛАТОВА кандидат исторических наук  

 ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА О РОЛИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ   

 В настоящее время в Узбекистане динамично продолжаются процессысоциально-экономической, общественно-политической и культурной трансформации. ИнтеллигенцияУзбекистана является активным участником этих крупномасштабных преобразований,затрагивающих все сферы и элементы социальной жизни общества. В процессе анализа различных существующих взглядов на пониманиетермина «интеллигенция», неоднозначных трактовок ее места в структуре общества,многочисленных определений и характеристик в научной литературе - можновыделить три основных подхода к проблеме. Первый определяется какнравственно-этический. Интеллигенция - это категория лиц, выделяемая покультурно-личностным качествам: глубине интеллекта, широкой эрудиции,следованию высшим нравственным нормам, активной гражданской позиции. Второй -социологический, где интеллигенция описывается как социальный слой работников,функционально занятых сложным умственным трудом, обладающих, как правило, высшимили (как минимум) средним специальным образованием. И третий – социокультурныйподход - социальный слой, который объединяет в себе признаки первых двухтрактовок[1]. Современноепонимание интеллигенции, принятое и автором данной статьи, может быть сконцентрированов следующем определении: Интеллигенция - это крупная социально-культурнаяобщность, социальный массив людей с активной общественной позицией,профессионально занимающихся творческим умственным трудом; общественная группа,мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современноенаучное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить вмире знаний в наиболее сложных формах культуры - науке, искусстве, образовании,религии; заниматься развитием и распространением культуры. С началом перестройки, и последовавшей за ней трансформацией всех сфер общественной жизниобщества, начинается процесс становления новых экономических и политическихструктур.  Происходит дестабилизацияэкономики, нарастает политическая конфронтация, эскалация напряженности вмежнациональном общении, кризис в духовной сфере. Отметим, что с переходом крыночной экономике произошло тотальное ухудшение материального и социальногоположения интеллигенции. Однако, позитивныммоментом  этого времени было началопроцесса демократизации общества и развитие гласности. Этот переломный период вразвитии страны характеризуются, прежде всего, проявлением активной творческойдеятельности, формированием новых социальных отношений. Именно в этот период начинаютформироваться различные творческие объединения, такие как общество театральныхдеятелей, общество дизайнеров, музыкантов, культурного фонда и т. д.[2] В конце 1980-х годов  средипредставителей творческо-научной узбекской интеллигенции сформировались неформальныеобъединения, поднимавшие проблемы экологии Аральского моря, защиты природыБостанлыка, хлопковой монокультуры, использования химикатов в сельскомхозяйстве, низкой оплаты труда хлопкоробов, принудительной работы школьников истудентов на сборе хлопка. Указанные лозунги широко использовались лидерамисформировавшихся к этому времени оппозиционных организаций:  движения "Бирлик"("Единство") и Демократической партии "Эрк» («Свобода»).  Однако ограниченность практических итеоретических взглядов их лидеров обусловила радикализацию характерадеятельности оппозиции, вылившуюся в массовые уличные демонстрации, накалявшиеи без того взрывоопасную социальную обстановку в Узбекистане второй половины1980-х годов[3]. В связи с этим уместно вспомнить предостережение крупногороссийского социолога Ю.А. Левады: «Если демократия не имеет своей культурной инравственной элиты, она вырождается в охлократию, в диктатуру политическогоавантюризма, который использует и мобилизует толпу»[4]. В такой обстановке проблемы духовности общества, духовного и нравственноговоспитания молодёжи приобрели особенно важное значение. Ещё до обретения Узбекистаном  независимости, Ислам Каримов  в своих выступлениях часто обращался  к интеллигенции, как к социальной группе,обладающей интеллектуальным потенциалом, необходимым для демократизацииобщества и  возрождения духовностинарода. Так, ещё  в 1990 году, он призывал  общественность укреплять сотрудничество створческой интеллигенцией, создавать все необходимые условия для её плодотворной  деятельности и творчества[5]. Ислам Каримов в своих выступленияхподчёркивал, что руководители хозяйственных структур должны заботиться обинтеллигенции, считать своей обязанностью и ответственным долгом созданиевсех  необходимых моральных и материальныхусловий для их плодотворной деятельности. Если не единственным, то основнымпутём выхода республики  из кризиса,  отмечал Ислам Каримов, является  опора на науку, научно-технический прогресс,на новые идеи и открытия.[6] Внынешнее сложное и противоречивое время, взвешенное слово и благородные деланашей интеллигенции - это необходимое условие в сохранении в обществечеловечности и духовных норм[7]. Следуетотметить, что к концу 1980-гг. республиканская наука располагала достаточносолидной материальной базой. В республике функционировало 185научно-исследовательских учреждений, конструкторских бюро инаучно-производственных объединений. Только в сфере материального производствадействовали свыше 500 заводских конструкторских бюро, лабораторий, отделы механизациии автоматизации и т.д. Вразличных НИИ и учебных заведениях республики работали свыше 17 тысяч докторови кандидатов наук. ИнститутыАкадемии наук республики участвовали в 16 Всесоюзных фундаментальных  исследовательских программах,охватывающих  самые важные направлениянауки. Эти институты разрабатывали 27 всесоюзных и  15 республиканских научно-технических исоциально- экономических программ[8].        Однако,  фундаментальная наука республики не отвечалапредъявляемым к ней требованиям, т.к. из внедрённых разработок только половина,а из рекомендаций только одна треть являлись новыми технологиями. По этойпричине, не смотря на то, что расходы на научно-технический прогресс всёподнимались, в народном хозяйстве серьёзных технологических сдвигов не наблюдалось.Существовало серьёзное отставание по показателям  применения научных достижений в производствепромышленных  товаров среди союзныхреспублик[9].             В  республике ощущалась острая нехваткавысококвалифицированных специалистов-докторов наук. Количество  докторов наук в институтах Академиисоставляло 7,3 процента, а в учебных заведениях всего лишь 2,6 процента. ВАкадемии наук на 458 должностях, которые должны были занимать доктора наук,работали только 217докторов наук. А в высших учебных заведениях республикитолько 22 процента заведующих кафедр имели учёную степень доктора наук[10]. Всвязи с трансформационными процессами в обществе конца 1980-х годов, началсятак называемый процесс размывания интеллигенции. Часть национальнойинтеллигенции ушла во властные структуры, превратилась в чиновников ибюрократов. С переходом в рыночную экономику и в связи с ухудшением своего материального положения, часть интеллигенциипереквалифицировалась, поменяла профессию и ушла в коммерческие структуры.Некоторые, (особенно  из среды врачей иучителей)  в эти годы стали активнозаниматься челночным бизнесом. Однако, с наметившейся стабилизацией экономики,основная часть  из них вернулась к своимпрофессиональным занятиям. Часть интеллигенции уехала на заработки в заграницу,или эмигрировала на свою историческую родину.  Начиная с периода перестройки, среди интеллигенции всё отчётливейпрослеживается процесс расслоения на отдельные страты. Причём, на наш взгляд,стратификация интеллигенции на отдельные страты в странах СНГ имеет общиетенденции.         Проводимые в Узбекистане крупномасштабные преобразования,затрагивающие все сферы жизни общества, динамично продолжающиеся трансформационные процессы  приводят к возникновению всё новых  социальных общностей и росту их  взаимосвязей,происходят постоянные изменения в социокультурнойсреде и духовной жизни общества.          Внастоящее время интеллигенция, которая изначально не была однородной группой,становится еще более дифференцированной. На наш взгляд, в данной страте, как наиболее крупные группы, выделяются: научная, экономическая,техническая, гуманитарная, административно-управленческая и творческая (илихудожественная) интеллигенция. Всвязи с переходом Узбекистана (как и всего постсоветского пространства) крыночным отношениям и многократным расширением рынка финансовых услуг резковозрос спрос на специалистов финансово-экономической специализации:экономистов, бухгалтеров, аудиторов, финансистов, страховщиков, менеджеров ит.д.  Возник социальный запрос настановление в обществе новой страты в структуре интеллигенции - экономическойинтеллигенции. Сильно возросла социальная престижность этих профессий. В связис этим резко усилился конкурс в экономические вузы и на экономическиеспециальности вообще. Дляавтора статьи наибольший научный интерес представляет изучение процессовразвития научной интеллигенции Узбекистана в современных условиях.  Мы принимаем следующее определение научнойинтеллигенции: Научная интеллигенция -это группа, обладающая такими эмпирически фиксируемыми признаками, как высшее ипослевузовское образование, а также занятость в государственном сектореотечественной науки[11]. Общеизвестно,что наука - сложный социокультурный комплекс и процессы, происходящие сегодня вней, сложны и неоднозначны. С одной стороны, в условиях перехода на рыночнуюэкономику и сокращения  финансирования состороны государства, сокращения кадрового состава, преодолеть сложности в  научной сфере очень непросто. С другойстороны, наука освободилась от идеологической опеки, административных запретов,некомпетентного вмешательства в ее творческую деятельность. И в средесовременной молодёжи вновь возродился интерес к научно-исследовательскойработе. Показателем в этом плане увеличивающийся с каждым годом  конкурс для поступления  в  магистратуру, аспирантуру, докторантуруинститутов. Поданным исследований можно заключить, что только за 13 лет численность научныхорганизаций значительно возросла с 288 (1997г.) до 402 (2010г.)[12].Однако  при этом число отраслевых научныхорганизаций, которые были тесно связаны с производством, сократилось.  Существуеттенденция к сокращению  и количестваспециалистов исследователей. Если в 1992 году число специалистов исследователейсоставляло 36441 чел., то в 2010 году 30348. (Сокращение на 17 %). Наибольшеесокращение числа специалистов исследователей падает на 1997 год - 23071 и2007год - 22791. Заметим, что сокращение числа специалистов исследователей  происходит на фоне роста численности научныхорганизаций. Это даёт повод утверждать о сокращении штатов в уже существующих,а также о сравнительно компактных группах специалистов, работающих всоздаваемых новых научных учреждениях. Умеренносократилась численность специалистов-исследователей, привлеченных в медицинскиенауки - в 1992 году 3736 и в 2010 году 3551(на 5 %). Однако за годы независимости повысилось  количество женщин исследователей, работающихв этой области с 1561 в 1992 году до 1925 в 2010 году (на 23%). Усилиласьисследовательская деятельность  вобщественных и гуманитарных науках, тогда как в естественных, а также втехнических науках происходит обратный процесс.                    Интереснопроследить и динамику роста участия научной интеллигенции в политической жизниреспублики. По собственным подсчётам автора, в составе четырёх ныне действующих политическихпартий Узбекистана в 2011 году по срвнению с 2009 годом количество членов,имеющих учёную степень в Народно-демократической партии уменьшилось на -0.37%,  тогда как  в Либерально-демократической партииУзбекистана   увеличилось на 1.03 %, в  партии «Национальное возрождение» на 1.20 %,в  партии “Адолат” на 58.00 %. Приведённыецифры показывают, что участие научной интеллигенции в политической жизниреспублики имеет тенденции к росту. Общее количествопредставителей  научной интеллигенции в составечетырёх партий достигло  3039 чел., чтосоставляет 0.40 % от общего числа  членовполитических партий. Следуетотметить, что в таких отраслях народного хозяйства как    здравоохранение, социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, а также в науке и научном обслуживании занятыпреимущественно женщины и сравнение статистических данных по годам показываютдинамику роста феминизации этих отраслей, однако, процесс  ювенизации движется в обратном направлении. Исследуя вопрос о роли различных социальных групп в переходных,трансформирующихся обществах, можно констатировать, что в   современном мире  радикально  меняется роль  и  статус интеллигенции. Обществовсё больше и больше ощущает потребность в общесоциальных функциях  интеллигенции. Издесь особенно следует подчеркнуть, что узбекистанская интеллигенция своимиидеями имеет огромное воздействие на сознание членов общества, а особенно намолодёжь. И это возлагает на неё большую ответственность за ситуацию вреспублике, обязывает более активно участвовать в сохранении и укреплении стабильности в обществе, в делевоспитания молодёжи в духе национальной идеологии. Таким образом, мы считаем: - экономические преобразования вреспублике стимулировали появление новых социальных страт, привели к изменениямколичественных показателей и ранее существующих социальных ролей; - забота ивнимание к  интеллигенции, которуюпроявило руководство республики за годы независимости, помогли ей выстоять ипреодолеть сложности переходного периода, достичь определённых достижений всоциальной жизни; -ростполитической активности научной интеллигенции Узбекистана показываетвозрастание престижа этой страты в обществе; -национальная интеллигенция внесла и вносит весомый вклад в дело сохранения иукрепления  стабильность в обществе иустойчивому развитию. Имея возможность воздействия на сознание большинство граждан, интеллигенция, должнаболее активно участвовать в деле воспитания молодёжи в духе национальнойидеологии.                                                                                           [1] Мешкова А.В. Власть ихудожественная интеллигенция в постсоветский период отечественной истории(1991-2006 гг.) М., 2006. –С.3.   [2] «Правда Востока», 24 февраля1987 года [3] Горизонт -Информационно-новостной сайт Узбекистана.  www.gorizont.uz/cgi-bin/main.cgi?raz=4&id=584  [4]ecsocman.hse.ru/data/090/645/1219/043.LEVADA.pdf. Левада Ю.А. Проблемы интеллигенции в современной России. [5]  И.  Каримов Ўзбекистон мустақилликкаэришиш остонасида. Т.,2012.– 141б. [6] И.  Каримов Ўзбекистон мустақилликкаэришиш остонасида. Т.,2012. –226б.   [7] И.  Каримов Ўзбекистон мустақилликкаэришиш остонасида. Т.,2012. –226б. * -охлократия- власть толпы, плебса, черни. [8] И.  Каримов Ўзбекистон мустақилликкаэришиш остонасида. Т.,2012. –78-79 бб. [9] И.  Каримов Ўзбекистон мустақилликкаэришиш остонасида. Т.,2012. –79 б.   [10] И.  Каримов Ўзбекистон мустақилликкаэришиш остонасида. Т.,2012. –82 б.   [11] Гришина Е.А. Научнаяинтеллигенция:противоречия социальной идентификации.//Социологическиеисследования. М., 2008, С.60. [12] Материалы ГосударственногоКомитета РУз по статистике

Поделиться: