Николай Сосновский: Нельзя одной рукой разрушать инвестклимат, а другой приглашать новых инвесторов

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Процесс с «Кумтором» набирает обороты. Кабинет министров готов идти на денонсацию. Вторит ему и парламент. Самым нетерпеливым оказался депутат от партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев, вынеся на суд общественности проект закона об отмене ратификации соглашения с «Кумтором» от 2009 года.
Николай Сосновский: Нельзя одной рукой разрушать инвестклимат, а другой приглашать новых инвесторов
  ИА «24.kg», Ирина ДУДКА

           Процесс с «Кумтором» набирает обороты. Кабинет министров готов идти на денонсацию. Вторит ему и парламент. Самым нетерпеливым оказался депутат от партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев, вынеся на суд общественности проект закона об отмене ратификации соглашения с «Кумтором» от 2009 года. Осознавая возможные риски от судебных процессов, нынешние управленцы готовы рискнуть последней рубахой. Инвесторы же не скрывают, что устали от игрищ с законами и хотят постоянства. В преддверии аукциона по Джерую и другим месторождениям ориентиром для них служит «Кумтор». О том, способствует ли нынешнее законодательство Кыргызстана привлечению инвестиций и что должно сделать правительство, чтобы инвесторы не боялись Кыргызстана, ИА «24.kg» рассказал аналитик российской инвестиционно-финансовой компании «ВТБ Капитал», которая входит в группу компаний «ВТБ банка», Николай Сосновский. - Что за пределами Кыргызстана думают о решении правительства и парламента Кыргызстана денонсировать соглашение с «Кумтором»? - Компании придется идти на компромисс, ведь договариваться надо - так или иначе. Понятно, что с легальной точки зрения она защищена договором от 2009 года, который прощает ей все нарушения, даже если они и были. Понятно, что правительство хочет получить больше поступлений в казну и ради этого готово на многое. Но все это регулируется в легальном поле - договором. И если одна из сторон не хочет его соблюдать или денонсирует, то дальше есть несколько путей, один из которых - конфронтация и долгие тяжбы в международных судах. На это вряд ли рассчитывает и та, и другая сторона. - Политики уверяют, что готовы судиться в «Центеррой». Какими последствиями может обернуться это решение? - Даже если «Центерра» выиграет, победа будет относительной, ведь понятно: кто в доме хозяин, тот, в конечном итоге, всем и управляет. У правительства всегда будет достаточно инструментов, чтобы направлять ситуацию в ту или иную сторону, поэтому, скорее всего, будет консенсус. В международной практике есть масса примеров ресурсного национализма, когда компании не могут отстоять соглашения и идут на уступки. А к чему они придут? Тут важны две вещи. Во-первых, насколько сильно изменится законодательство для компании. Будет ли она подчиняться общему законодательству, действующему с января 2013 года, или это будет новый договор, созданный снова специально для «Центерры»? Во-вторых, какие именно гарантии она получит, если согласится на изменения. Какие гарантии может дать правительство? Нынешняя ситуация показывает, что обещаниям нельзя верить на 100 процентов, государство по своей прихоти в любой момент может все пересмотреть, если решит, что это необходимо. Компания может согласиться платить больше налогов, но в обмен на это она явно захочет максимально обезопасить себя от каких-то дальнейших изменений. Ведь если согласиться на все сейчас, то велика вероятность, что завтра придут с новыми предложениями. - Вы отслеживаете ситуацию с «Центеррой». Каков, на ваш взгляд, прогноз ее развития? - «Центерра» на конфронтацию не пойдет. Хотя с легальной точки зрения у нее есть все возможности защитить свою позицию. - Конфликт нарастает. Что может сделать правительство для его урегулирования? - Правительство могло рассмотреть отчет комиссии и сказать: если и были нарушения, то до 2009-го, и все. Раз президент подписал соглашение, оно имеет законную силу и все предыдущие претензии отпадают. Надо было рассматривать ситуацию в плане штрафов и прочего хотя бы с 2009 года, а не с начала работ на «Кумторе». Все, что подсчитано с 1999 года, сложно выяснить и понять. Сейчас за 1999 год можно насчитать практически все что угодно, и проверить или подтвердить это тяжело. Было бы хорошо, если бы менеджмент компании совместно с премьер-министром КР появились на публике и сделали совместное заявление о том, что они работают над вопросами и никто не хочет останавливать производство, а государство не видит смысла налагать слишком большие штрафы. - Отвлечемся от ситуации с «Кумтором». Правительство идет по пути либерализации законодательства в горной добыче для привлечения инвесторов в страну. Насколько это удается? - В плане регулирования и гарантий для инвесторов законодательство неплохое и в какой-то степени современное. Другое дело - новый уровень налогов c их привязкой к стоимости золота на бирже. Даже без налога на прибыль все это делает суммарное налогообложение весьма ощутимым для компаний. По сути, корпоративный налог на прибыль - это 6-8 процентов роялти на выручку плюс стандартные 6 процентов роялти по индустрии. Получается суммарно 12-14 процентов с выручки. А Кыргызстан хочет 15-25 процентов, если учитывать новую прогрессивную шкалу. Все смотрят и на качество налогового законодательства, и на налоговые ставки. Если это Канада или Австралия, то, принимая во внимание, что там 100-процентная защита частной собственности и инвестиций, компании готовы терпеть более высокие налоги. В Кыргызстане же законодательствo молодое, нет примеров и длинной истории, где бы оно соблюдалось. Зато есть пример «Центерры», когда правительство через несколько лет пытается доказать: это не мы и вообще другая страна, а все принятое ранее не работает. Чтобы работали высокие налоги (а новая шкала достаточно высока), нужна хорошая история по соблюдению законодательства. Поэтому общее впечатление от изменения законодательства получилось смешанным. Вроде делали правильные вещи, а с уровнем налогов перегнули. Кыргызстан не та страна, где люди будут платить высокие налоги, чтобы добраться до недр. - Способствуют ли нынешние законы и условия приходу инвесторов в страну? Вы бы посоветовали Кыргызстан в качестве объекта инвестирования? - Надо разделять разные индустрии. Если касаться горной добычи, то, конечно, какое-то время люди будут настороженно относиться к Кыргызстану. Заработать уважение трудно, а потерять очень легко. Пока по второму пункту сделано гораздо больше, чем по первому, и история с «Центеррой» ситуацию явно не улучшит. Предлагая новое законодательство и приглашая инвесторов разрабатывать недра, надо быть в десять раз более осторожным. Даже если видно, что компания что-то нарушает, надо максимально смягчить ситуацию, чтобы не отпугнуть остальных. Нельзя делать две вещи одновременно: одной рукой разрушать инвестиционный климат и усложнять работу существующих проектов, а другой - приглашать новых инвесторов. URL: http://www.24kg.org/economics/146551-arkadij-dubnov-ya-somnevayus-v-nalichii-zdravogo.html

Поделиться: