КРУГЛЫЙ СТОЛ «О МНОГОЖЕНСТВЕ В КАЗАХСТАНЕ»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Современные женщины отчаялись найти средство против напасти под модным названием «мужская полигамия». А вопрос о том, стоит ли узаконить многоженство, давно муссируется в казахстанском обществе. Всерьез обсудили его и гости круглого стола.
КРУГЛЫЙ СТОЛ «О МНОГОЖЕНСТВЕ В КАЗАХСТАНЕ»
Журнал -> Life&Management


Если б я был султан...Современные женщины отчаялись найти средство против напасти под модным названием «мужская полигамия». А вопрос о том, стоит ли узаконить многоженство, давно муссируется в казахстанском обществе. Всерьез обсудили его и гости круглого стола.В беседе принимали участие:Гости:Аян Кудайкулова, автор романов «Сумочка от Коко» и «Колечко с сердоликом», Асхат Бульдешев, издатель журнала «ДМ».Эксперты:Жандос Насретдинов, директор юридической компании Protego, Владимир Стеблянко, президент Ассоциации психологов Казахстана, Мурат Телибеков, председатель Союза мусульман Казахстана.Об актуальности проблемыАсхат: Проблема многоженства стала актуальна в нашем обществе не случайно: растет уровень жизни и благосостояния граждан. И все же вряд ли закон о многоженстве будет принят, хотя бы потому, что мы живем в светском государстве. А вне закона это явление существовало в разное время, и думаю, что каждый сам волен выбирать модель отношений в семье. Если мужчина в состоянии обеспечивать одну, две или три семьи равноценно и подобные отношения устраивают всех его участников, то почему бы и нет…Аян: Согласна. Но хочу от метить: мы живем в цивилизован ной стране, и в нашем государстве существует закон, согласно которому граждане, официально оформившие отношения, не имеют права создавать новую семью, не расторгнув предыдущий брак. И тем не менее мечеть такие браки регистрирует. Мурат: На мой взгляд, проблема многоженства искусственная и надуманная. Сексуальная сфера в браке — настолько тонкая, деликатная, что государство должно свести до минимума попытку регулировать брачные сексуальные отношения. Всем нашим законам, конституциям не более полувека, а наш образ жизни, поведение обусловлены многовековой историей, традициями, которые исчисляются тысячелетиями. Мы с вами находимся где-то на одном уровне развития, но попробуйте выехать за пределы мегаполиса, в Южный Казахстан, и вы найдете массу людей, пребывающих в другом измерении, в другой социальной эпохе, например в феодализме. Поэтому попытка навязать общие стандарты — это заведомо ложный путь.Жандос: Вопросы, которые выносятся на рассмотрение парламента, как правило, возникают по инициативе какой-либо группы, заинтересованной в том, чтобы это приобрело форму документа. При этом слой населения, требующий урегулирования таких отношений, должен быть многочисленным. А я не припомню в своем окружении знакомых, у которых существовали бы подобные проблемы. Для принятия закона необходимы предпосылки: общество должно созреть, вопрос должен муссироваться в СМИ, народ — убедиться в том, что это актуально. О предпосылках многоженстваАсхат: Бытует мнение, что в стране есть демографический перекос, преобладание женского населения над мужским. Но недавно в беседе с представителем Комитета по статистике, я выяснил, что это всеобщее заблуждение. Оказывается, у нас в Казахстане на 1000 девушек в возрасте до 35 лет — 1037 парней, то есть почти равное количество. Конечно, осложняет ситуацию то, что у нас в обществе большой процент мужчин с разными комплексами, страдающих алкоголизмом, наркоманией, но это недостаточное основание для утверждения, что есть перекос, в силу чего нужно узаконить многоженство. Жандос: Если обратиться к истории, то многоженство было обусловлено бытовой необходимостью. Одной женщине было сложно справляться с большим хозяйством, а распределение работы между несколькими женами помогало решить эту проблему. Сегодня благодаря современной технике быт облегчен и такой проблемы нет.Владимир: По природе мужчина моногамен, так же как и женщина. Так зачем ему несколько постоянных партнерш? Таким способом он пытается компенсировать комплекс неполно ценности, что безрезультатно. Потому что компенсируется он не многоженством, а глубиной чувств и взаимоотношений, великим доверием, которое оказывает женщина своему избраннику. Асхат: Думаю, многие мужчины просто прикрываются исламом и разрешением многоженства в Коране. Чаще за религиозными мотивами кроются личные… А итог — вопиющие с точки зрения морали случаи, когда в некоторых мусульманских странах мужчины, приводя в дом почти каждую ночь новых женщин, делают обряд венчания. И это бросает тень на вековые традиции. Мурат: Вы не допускаете, что при чиной полигамии может стать сексуальная дисгармония? Возможно, это биологическая несовместимость, несоответствие либидо. Владимир: Сексуальная дисгармония — это не причина, а следствие. Моральный аспектАян: Еще наши бабушки боролись против этих пережитков, так почему мы должны возвращаться назад, в средневековье? По-моему мнению, это аморально!Мурат: У каждого из нас свое понимание морали, поэтому сложно установить единые стандарты для всех. Мудрость религии в том, что она относится к человеческой природе снисходительно, учитывая, что определенные вещи изначально заложены в ней. Я считаю, что с какими-то явлениями бороться бессмысленно. При этом убежден, что полигамия не является грехом, скорее человеческой слабостью. Неслучайно в Коране допускается иметь не более четырех жен, но ислам на этом не настаивает. Мы живем не в мусульманской стране, но эти ценности касаются не только одного этноса. К примеру, в Японии существует институт гейш, каким бы чудовищным, варварским и нелепым это нам ни казалось. И это вполне уживается с высоким уровнем культуры этой страны. Мы постоянно изобретаем какие-то свои стандарты и шаблоны, стереотипы, а жизнь ведь гораздо сложнее и многообразнее. Поэтому нужны терпимость, снисходительность и великодушие. Я считаю, что полигамия, о которой мы сегодня говорим, это не проблема.Асхат: И все же проблема существует, если этот вопрос обсуждают в парламенте. Мурат: Но парламент — это не божий суд! Владимир: Мир создан творцом, а мы в нем — парными существами неслучайно. И семья — это не муж с многочисленными женами, а муж, жена и их дети. Поэтому в ситуации многоженства страдают не только жены, но и сам владелец такого «гарема».Об издержках явления, или аргументы «против»Асхат: В семейных отношениях должно присутствовать уважение. А женщины зачастую чувствуют себя униженными в такой семье. Отсутствие уважения супругов друг к другу не лучшим образом сказывается на воспитании детей, на их поступках в будущем. Знакомые многоженцы, которых я знаю, отвечают за свои семьи, содержат своих жен и детей, но ведь есть и масса безответственных представителей мужского пола, которые и одну семью-то содержать не в состоянии. Или другая реальность. Многие обзавелись семьями в молодом возрасте, и жены сопровождали их на пути подъема по карьерной лестнице, помогали преодолевать трудно сти. И вот когда это все позади, жена становится не нужна такому карьеристу — он находит молодую токал. Но это же не по совести, нечестно. Владимир: За время своей работы психологом я сталкивался с разными ситуациями. К примеру, ко мне нередко обращаются за помощью, как у нас называют, байбище, страдающие от глубокого внутри личностного конфликта. Молодая «конкурентка» забирает львиную долю мужской энергии на себя. Глава семейства угнетает байбище, не дает ей возможности проявить себя, а особенности менталитета и восточного уклада предписывают ей подчиняться. Такие женщины, как правило, с психосоматикой, депрессией, в невротическом состоянии.Мурат: Вы как психолог скажите — можно ли любить сразу двух женщин? Владимир: Отвечу на ваш вопрос запросами своих клиентов. Мужчина разрывается между законной женой и любовницей, страдает, но не может сделать выбор. Он буквально молит о помощи, потому что ценит жену, любит детей, но эмоционально зависим от любовницы. С помощью некоторых психологических методов ты помогаешь ему «заглянуть» в будущее. Он видит себя 60-летним человеком и понимает, что ему следует остаться с женой и детьми и отпустить любовницу. Любовь к двум женщинам одновременно негативно сказывается на внутреннем состоянии мужчины. Аян: Женщина нуждается не только в материальной поддержке, ей нужен муж, а детям — отец рядом, каждый день и каждую минуту. Важно, чтобы в любой семье дети имели одинаковый доступ к родителям. Асхат: Как вы намерены обязать многоженцев обеспечивать должным материальным и психологическим вниманием все свои семьи?Жандос: По сути, внимание — это затраченное время, которого требует каждая семья многоженца. Для этого нужно 24 часа в сутки в течение всей не дели находиться рядом. Уделяя, к примеру, утренних полчаса на то, чтобы позавтракать с одной женой, он фактически крадет их у остальных. Мужчина может быть обеспечен и даже богат, может забрасывать подарками всех своих жен и детей, но он не в состоянии разорваться на части. Как правило, брачные договоры регулируют в первую очередь имущественные отношения, но не решают проблем психологического толка. Асхат: Думаю, такой закон не может быть принят, потому что это послужит основанием для требований феминисток принять закон, разрешающий многомужество. А почему нет? В Казахстане гендерное равенство!Если будет принят закон…Владимир: Если все-таки многоженство будет принято, то мой прогноз неутешительный. Факт принятия такого закона я лично восприму как симптом неблагополучия общества и несостоятельности правительства, у представителей которого деформирована система ценностей. Мурат: Не могу с вами согласиться. Я считаю, если в обществе возникает такая проблема и оно нуждается в помощи государства, то это самое государство должно реагировать на его запросы и принимать такие решения. Оно не должно абстрагироваться и делать вид, что проблемы не существует. Это не решение и не выход. Необходимо проанализировать, есть ли действительно необходимость в этом законе, и если есть, то закон нужно принимать. В конце концов, можно пойти на эксперимент — принять закон и понаблюдать за ситуацией. И если она ухудшится, его всегда можно аннулировать. Жандос: Принятие нового закона должно быть вызвано общественной необходимостью, то есть нести пользу обществу, а значит, данный документ должен регулировать отношения и вносить ясность в правила по ведения большей части населения. Также закон должен быть справедливым. Однако не всегда закон и справедливость находятся в одной плоскости, поэтому вполне естествен-но, что те правила поведения, которые будет предписывать новый закон, примут не все. Нельзя не учитывать и то, что с принятием нового закона разрешение вопросов наследства и раздела имущества супругов усложнится.Асхат: А я уверен, что мы никогда не придем к решению узаконить многоженство. И не нужно равняться на Японию или древние племена, которые отдают своих жен соседнему племени. Мы живем в цивилизованном, светском государстве…

Поделиться: