К. Попов: «Европейский» ислам: выход или ловушка?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Проблемы во взаимоотношениях людей, причисляющих себя к европейской, христианской цивилизации, с людьми, соотносящими себя с арабской, исламской цивилизацией, превратились в общее место для обеих сторон диалога. В общественном сознании они подминают под себя и привносят новые трактовки как в социальные противоречия, на которых прежде зиждился конфликт между идеалами капитализма и социализма, так и в противоречия между мировыми державами и странами третьего мира, вылившимися в прошлом в борьбу против колониализма.
К. Попов: «Европейский» ислам: выход или ловушка?
«Европейский»ислам: выход или ловушка?        
     Проблемы во взаимоотношениях людей, причисляющих себя к европейской, христианской цивилизации, с людьми, соотносящими себя с арабской, исламской цивилизацией,превратились в общее место для обеих сторон диалога. В общественном сознании они подминают под себя и привносят новые трактовки как в социальные противоречия, на которых прежде зиждился конфликт между идеалами капитализма и социализма, так и в противоречия между мировыми державами и странами третьего мира, вылившимися в прошлом в борьбу против колониализма.            Высказываетсянемало идей по поводу того, как разрешить эти проблемы и свести на нет причины,которые их порождают. Данная тематика занимает умы как профессиональныхполитиков, интеллектуалов и культурных деятелей, так и различных авантюристов идилетантов, стремящихся удовлетворить своё тщеславие, повысить свою значимостьв обществе, заработать политический капитал, а если повезёт, то и добитьсявласти. Присутствие среди участников полемики лиц, которые только на ней ивырвались из тьмы безвестности на яркий свет общественного внимания,существенно затрудняет поиск ответов на актуальные вопросы, но без этого, каквидно из истории Нового и новейшего времени, не обойтись.            Однимиз людей, представляющих лагерь интеллектуалов и учёных в данном вопросе,является Тарик Рамадан, швейцарский богослов египетского происхождения, чьиидеи могут сослужить хорошую службу в построении диалога между мусульманами, содной стороны, секуляристами и христианами, с другой стороны. В то же время,эти же самые идеи способны разрушить всякую возможность диалога. Всё зависит оттого, как их понимают и трактуют.             В России о Т.Рамадане активно заговорили летомпрошедшего года, когда он прочёл лекцию, посвящённую так называемой «арабскойвесне», в московском НИУ «Высшая школа экономики». В ходе лекции профессорислама в университете города Фрибур (Швейцария) много говорил о применениисетевых технологий в ходе тунисских, ливийских, египетских, сирийских событий,а также отмечал наличие связи между их организаторами и США, а также некоторымиевропейскими странами. Такой ход мысли популярен в России. В то же время,Рамадан говорил о своём сдержанном оптимизме по отношению к данным событиям.Однако, рассматривать его взгляды исключительно в связи с «арабской весной»было бы недостаточно, поскольку основное место в системе идей профессоразанимает концепция «европейского» ислама.            Согласноей, люди, исповедующие ислам, могут без проблем интегрироваться в европейскоеобщество, если переосмыслят свою веру с точки зрения той культурной реальности,в которой оказались. Тарик Рамадан демонстрирует на собственном примере, чтоможно быть одновременно и современным европейцем, и мусульманином. Противоречиемежду этими двумя идентичностями возникает только тогда, когда ислам какрелигию начинают путать с культурными чертами, свойственными приверженцам этойрелигии. Эти черты, однако, являются по своей природе не исламскими, ноарабскими, и, соответственно, малопригодны в условиях европейского окружения.Следовательно, сохраняя приверженность исламу, можно заменить этот культурныйэлемент на европейский, сделавшись более понятным для представителейхристианской цивилизации и войдя в ряд тех религий и конфессий, которые ужедавно пришли к мирному сосуществованию в Европе (христианство и иудаизм, внутрихристианства — католицизм, протестантизм, православие). В рамках разрыва сарабской традицией Т.Рамадан, в частности, выступает за широкое использованиеместных языков, издание на них как можно большего числа религиозно-философскойлитературы, произнесение проповедей. Это помогло бы, во-первых, лучше донестисуть ислама до рядовых верующих, которые уже не первое поколение проживают вЕвропе (например, во Франции), а во-вторых, сделать мир исламской мысли болеедоступным и понятным для стороннего наблюдателя. Проблемы возникают там, гдеотсутствует осведомлённость друг о друге, считает профессор.            Подобныйподход вселяет надежду также за счёт того, что позволит сузить влияние наевропейских мусульман тех имамов, которые приезжают из арабских стран, наместных языках говорят плохо и не разбираются в местной ситуации. Конечно, вданный момент в самой Европе готовят слишком мало исламских духовных лиц, чтобыудовлетворить потребности верующих. Однако, если духовное образование такогорода будет должным образом организованно, в странах ЕС появится прослойка«отечественных» исламских духовных лидеров, прекрасно разбирающихся в местнойобстановке, понятных населению и независимых от влияния уммы арабских стран совсеми её возможными антиевропейскими предрассудками.            Вто же время, нельзя сказать, чтобы Тарик Рамадан смог найти универсальнуюформулу разрешения подспудного конфликта между европейским обществом имусульманами. Даже если не рассматривать те сложности, которые вызоветреализация вышеописанного проекта, стоит признать, что профессор и его идеи ужесейчас вызывают много недоверия и споров, причём недовольные им есть с обеихсторон.            Рядпредставителей европейского общества припоминает Т.Рамадану его происхождение(дедом профессора по линии матери является Хасан Аль-Банна, основатель партии«Братья-мусульмане»), а также обвиняет его в игре на публику (проще говоря,считает, что профессор говорит не столько то, что действительно думает, сколькото, что от него хотят услышать). С исламской же стороны в адрес Рамадана звучиткритика сразу двух типов. Официальные лидеры мусульманской общины Европысчитают недопустимым отказ от арабского языка в проповедях и вольное обращениес традициями. Радикальные же деятели суннитского толка считают идеи Рамаданаспособом сокрытия веры, сродни тому, в котором они обвиняют шиитов.            Смогутли взгляды профессора Тарика Рамадана найти достаточное число приверженцев и кчему в конце концов приведут? Ответы на эти вопросы принесёт только время.

Поделиться: