Армения: итоги и уроки президентских выборов

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Нынешний год для всех трех государств Южного Кавказа – время президентских выборов. Первой этот тест 18 февраля прошла Армения. Имя победителя определилось уже в первом туре. Действующий президент Серж Саргсян, получив 58, 64%, обеспечил пролонгацию своего пребывания на посту главы государства. На втором месте с 36, 75% депутат национального парламента, лидер партии «Наследие» и экс-министр иностранных дел Раффи Ованнисян.
Армения: итоги и уроки президентских выборов
, Сергей Маркедонов
 Нынешний год для всех трех государств Южного Кавказа – время президентских выборов. Первой этот тест 18 февраля прошла Армения. Имя победителя определилось уже в первом туре. Действующий президент Серж Саргсян, получив 58, 64%, обеспечил пролонгацию своего пребывания на посту главы государства. На втором месте с 36, 75% депутат национального парламента, лидер партии «Наследие» и экс-министр иностранных дел Раффи Ованнисян. Прошедшие выборы (а это была уже шестая кампания по избранию президента после обретения Арменией независимости) резко контрастировала практически со всеми предыдущими. Особый случай – выборы 1991 года, которые подводили черту под советским прошлым и открывали новую страницу в новейшей истории республики. Но практически все последующие кампании (1996, 1998, 2003 и 2008) отличались, во-первых, высоким уровнем конкуренции – в 1998 и в 2003 годах для определения победителя потребовалось два тура, а во-вторых – широким обсуждением итогов голосования после их подведения, включая массовые акции протеста. При этом в 1996 и в 2008 годах не удалось избежать гражданского противостояния. В 2003 году «серебряный призер» выборов Степан Демирчян даже подал иск в Конституционный суд республики, по которому высшая судебная инстанция страны приняла решение о проведении референдума о доверии победителю выборов в течение года. Однако этот замысел так и не был воплощен, что создало тогдашнему лидеру Армении Роберту Кочаряну большие сложности в отношениях с США и странами Европейского Союза. На этом фоне кампания 2013 года была выборами без интриги. Многие аналитики еще в конце декабря 2012 года уверенно предсказывали победу Сержу Саргсяну. По словам директора Института Кавказа Александра Искандаряна, основной проблемой для власти было «не набрать 90% голосов». Другой известный ереванский эксперт Сергей Минасян охарактеризовал выборы-2013 как «мыльную оперу с элементами политического детектива». Означает ли это, что в республике за пятилетний период были решены все острые социально-экономические и политические проблемы, а власть достигла небывалой популярности? Что именно это позволило ей без всякого труда решить вопрос о переизбрании президента уже в первом туре? Или речь идет о «закручивании гаек», после которого в обществе нет желания дискутировать и бороться за альтернативные варианты развития? Не стоит торопиться с обобщениями и скороспелыми выводами. Естественно, за период с момента первого избрания Сержа Саргсяна в 2008 году власть не сделала чуда. В Армении и сегодня сохраняются и социальная поляризация, и коррупция, и нерешенные экономические проблемы. Нет существенных подвижек в процессе нагорно-карабахского урегулирования и нормализации отношений с Турцией. Однако в пользу власти сработали три основных фактора. Первое – это умение Саргсяна использовать «мягкую» силу и во внутренней, и во внешней политике. Третий президент Армении получил наследство в виде крайне поляризованного общества и призрака «кровавой субботы» (трагических событий 1 марта 2008 года, когда власть применила силу против оппозиции). Самого Саргсяна рассматривали не более чем преемника Роберта Кочаряна, у которого были не только плохие отношения с оппонентами, но и многочисленные проблемы с Западом. Однако Саргсян не пошел по пути «закручивания гаек». Он сумел пожертвовать малым ради сохранения большего, открыв возможности для «несистемной оппозиции» попасть в парламент и представительный орган столицы Армении. И хотя во внешней политике он не пошел на радикальные уступки, в отличие от Кочаряна он показал готовность успешно играть на нескольких досках, успешно кооперируя с Россией и ОДКБ, США, ЕС и НАТО. Второе – это неумение оппозиции координировать усилия, бороться ради общей цели и отодвигать на второй план личные амбиции. Похоже, для многих оппонентов власти первостепенной задачей был личный пиар, а не разработка работающей альтернативной стратегии. Ради объективности надо сказать, что для любого общества, находящегося в конфликте, на первый план выходят вопросы безопасности. И в том, что касается Нагорного Карабаха многие оппозиционеры – при всей их демократической риторике – занимают даже более жесткую позицию, чем власти. Тот же Раффи Ованнисян не раз предлагал признать независимость Нагорного Карабаха, то есть пойти на шаг, резко меняющий статус-кво в застарелом противостоянии. В любом случае, Саргсян смог оказаться более внятным, предложив обществу традиционную постсоветскую парадигму о предпочтительности синице в руках журавлям в небе. Третье – это смена поколений. Такие тяжеловесы, как первый президент Армении Левон Тер-Петросян покидают армянскую политику. Не принял участие в выборах (хотя это широко обсуждалось) и второй президент республики Роберт Кочарян. В нынешних условиях не имел шансов и легендарный диссидент Паруйр Айрикян. Он так и не смог до конца выйти за пределы «советско-антисоветского» дискурса. Но новое поколение политиков, сформированных уже после обретения национальной независимости, а не в период ее обретения, пока что не заявило о себе. Для них избирательный цикл 2017-2018 гг., скорее всего, станет первой серьезной пробой пера. Впрочем, «опера оперой», а серебряный призер нынешних выборов Раффи Ованнисян пытается повторить опыт предшественников, заявляя о нарушениях в ходе избирательной кампании. Он призвал Сержа Саргсяна к публичному диспуту об итогах голосования. Ованнисян ранее не получал таких внушительных процентов поддержки. На прошлогодних парламентских выборах его партия набрала чуть больше 5% голосов. Отсюда, как мне кажется, и некоторое «головокружение от успехов». В действительности же речь идет о протестном голосовании. Просто в отличие от других оппонентов Саргсяна экс-министр и депутат намного лучше «раскручен» в информационном поле. Как бы то ни было, а глава республики получил не «среднеазиатские» результаты. И с этим он должен неизбежно считаться. Ближайшие шаги Саргсяна покажут, в какой мере он готов к признанию этого факта, и насколько он в состоянии вносить коррективы в свою политику. источник: Русская служба "Голоса Америки"

Поделиться: