Кто такие россияне

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Круглый стол был собран для того, чтобы обсудить, насколько жителям России необходимо в настоящее время идентифицировать себя по этническому принципу, какие уровни самосознания сейчас существуют у граждан нашей страны, а также насколько важен каждый из них.
Кто такие россияне
20 февраля в мультимедийном пресс-центре «РИА Новости» прошел круглый стол на тему: «Кто такие россияне: грань между гражданством и самоидентификацией». В обсуждении связанных с этим вопросов приняли участие Алексей Власов, заместитель декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;  Оксана Солопова, заместитель декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Маргарита Лянге, председатель Гильдии межэтнической журналистики, а также Александр Ручкин, член совета директоров русско-американского культурного центра "Наследие". Круглый стол был собран для того, чтобы обсудить, насколько жителям России необходимо в настоящее время идентифицировать себя по этническому принципу, какие уровни самосознания сейчас существуют у граждан нашей страны, а также насколько важен каждый из них.    Все эти вопросы, поднятые в процессе обсуждения, действительно представляют большой интерес, особенно сейчас, когда мы говорим о необходимости сближения народов Российской Федерации и мирного их сосуществования в границах нашего государства. Поэтому неудивительно, что дискуссия вышла жаркой и вызвала живой отклик в рядах прессы.   В первую очередь был поставлен вопрос о соотношении понятий «русский» и «россиянин». Как справедливо заметила Оксана Солопова, при его обсуждении необходимо помнить, что эти два определения не могут конфликтовать друг с другом, поскольку находятся в разных областях самосознания граждан. «Я русский», – именно это определение, в противовес «россиянину», услышим мы в ответ на вопрос о национальности. Но не потому, что человеку приходится выбирать из этих двух понятий и первое кажется ему привычней. Дело в том, что «россияне» - термин гражданский, показывающий свою принадлежность скорее к стране, чем к народу. Поговорив об этом с соседями и друзьями, становится понятно, что многие чётко разделяют между собой этническое «русский» и гражданское «россиянин». Какой смысл говорить человеку, что вы «россиянин», если вы оба проживаете в одном и том же государстве, то есть оба заведомо «россияне»? Да к тому же в случае, когда вас спрашивают про национальность, которую большая часть людей считает именно этнической составляющей своего «Я»?   Подобные мысли привели участников к обсуждению вопроса миграции. В какой момент мигранты становятся россиянами? Оксана Солопова сразу разделила их на две группы: мигранты нелегальные и легальные. И если первые, по её словам, не ориентированы на адаптацию и больше склонны к маргинализации в рамках нового общества, то со вторыми дело обстоит иначе. Легальную миграцию она разделяет ещё на две категории: маятниковую и постоянную. В рамках каждой из этих категорий будет происходить адаптация, но сроки у неё будут разные. Во многом этот процесс ускоряется за счёт искреннего желания мигрантов перенять новую культуру и традиции, а также, как заметил Александр Ручкин, этому очень способствуют смешанные браки.   Во время обсуждения данной темы Александр Ручкин рассказал также о возможных методах взаимодействия и слияния разных народов на примере американского общества. Он подчеркнул, что подобные процессы протекают успешно в тех случаях, когда правительство и общество реагируют на изменения. Так, после повышения количества русских и русскоязычных жителей в Нью-Йорке русский язык постепенно становится одним из рабочих языков города.   Другим важным акцентом в дискуссии стал вопрос о роли СМИ в процессах сближения народов и их отдаления друг от друга. Маргарита Лянге справедливо отметила, что на данном этапе русская журналистика переживает этап обучения и накопления опыта, поскольку в Советском Союзе освещению межнациональной тематики в печатных изданиях уделялось мало внимания. Поэтому нужно ответственно относиться к освещению сюжетов национальной тематики. Не стоит заострять внимание на принадлежности конфликтующих сторон к разным народностям, если в этом нет необходимости. Также она предложила развить систему площадок для обсуждения подобных вопросов и связать их между собой.    В ходе дискуссии участники пришли к нескольким основным выводам. В первую очередь, это положение о том, что через термин «российская нация» власть выводит общество из этнической плоскости, способствуя объединению элит всех народов России в единое целое. Однако при этом, и это уже второй вывод участников круглого стола, русский народ является его основообразующим элементом, не конфликтуя и не вступая в противоречие с понятием «россиянин». Иными словами, цитируя Валерия Тишкова, академика РАН и директора Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая, мы движемся к формуле «"дружного народа-нации", народа - богатого в своем этническом, религиозном и языковом разнообразии, но единого в своей приверженности стране, ее истории, культуре, нормам и ценностям». Для того чтобы эта формула стала реальностью, необходима поддержка не только государства, но и общества. Многонационального, но при этом стремящегося к единству.      Болдова Елизавета

Поделиться: