К АКТУАЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В исторической науке существуют разноречивые мнения по поводу начальной даты «новейшей истории». Отсчет ведут с 1898 (начало испано-американской войны), 1899 (начало англо-бурской войны), 1914 или 1918 годов (начало и окончание Первой мировой войны). Для российской истории указывают 1896 (коронация Николая II), 1905 (первая русская революция), 1914 и 1917 годы. Многие российские историки часто за отсчет данного периода берут 1945 год – победоносное завершение Великой Отечественной Войны. Часто исток «новейшей истории» не привязывают к конкретному историческому событию, а отсчет ведут от календарного начала 20 века (1900 или 1901).
К АКТУАЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА
АЛИШЕР САБИРОВ
 кандидат исторических наук

К АКТУАЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА

Что понимать под термином новейшая история, один из самых спорных в современной науке.В исторической науке существуют разноречивые мнения  по поводу начальной даты «новейшей истории». Отсчет ведут с 1898 (начало испано-американской войны), 1899 (начало англо-бурской войны), 1914 или 1918 годов (начало и окончание Первой мировой войны). Для российской истории указывают 1896 (коронация Николая II), 1905 (первая русская революция), 1914 и 1917 годы. Многие российские историки часто за отсчет данного периода берут 1945 год – победоносное завершение Великой Отечественной Войны. Часто исток «новейшей истории» не привязывают к конкретному историческому событию, а отсчет ведут от календарного начала 20 века (1900 или 1901). Западные исторические школы, придерживающиеся культурологического подхода, определяют  новейшую историю  как период изменений в сознании человека и общества, культуре, характеризующиеся расцветом науки, техническим прогрессом, секуляризацией сознания.   Во многих национальных исторических школах    новейшая история  определяется: 1) освобождением от иноземного господства;2) основанием независимого национального государства.Сторонники других подходов к периодизации истории использовали термин  «новейшее вpeмя»  подразумевая под ним период, непосредственно связанный с текущим временем. Они предпочитали говoрить об истории  ХХ века, или истории современности.   За годы независимости историческая наука в Узбекистане претерпела существенные перемены. Произошел отказ от советской идеологии, появились новые методологические подходы, основанные на идее национальной независимости, в проблемное поле науки вошли ранее не разрабатываемые темы, многие исторические события получили новую интерпретацию, созданы новые образовательные стандарты, программы, учебники и методические пособия. Однако развитие науки и потребности общественного развития  ставят перед историками Узбекистана задачу, исходя из опыта мировой практики, поднять историческую науку на  новый теоретико-методологический уровень, освоить новые научные направления. В чем особенность новейшей истории Узбекистана? С одной стороны, она является историей обретения Независимости  и развития государства – Республики Узбекистан. Поэтому точка отсчета новейшей истории Узбекистана – 1989 год, период последнего десятилетия советской тоталитарной системы, опасных событий для Узбекистана, в основе которых лежали обанкротившаяся административно-командная система, политика игнорирования национальных, экономических, социальных интересов республики, катастрофическое ухудшение социально-экономической  и экологической ситуации, уровня жизни людей, в первую очередь из-за монокультуры хлопка.  Такой сложный период истории Узбекистана характеризуется появлением на политической арене лидера новой генерации, в лице Ислама Абдуганиевича Каримова, благодаря грамотной, взвешенной политике которого были  защищены интересы республики, удалось уберечь страну от политического и экономического коллапса, внутренних и внешних конфликтов. Результат -  объявление Узбекистана независимым государством в 1991 году. С другой стороны, новейшая история Узбекистана как история суверенного государства совпадает с новым этапом в развитии истории всего человечества, когда мы все входим в новую эпоху и на  наших глазах формируется  принципиально новый миропорядок. И новейшая история Узбекистана как неотъемлемая часть этой новейшей истории человечества, тесно переплетена с глобальными событиями современности.Важность изучения новейшей истории определяется тем, что она направлена на осмысление событий, непосредственно оказывающих влияние на современную жизнь. Какова историческая значимость и в чем сущность этих событий, какова роль в них тех или иных политических деятелей, каковы были возможные сценарии развития этих событий и как связаны эти события с современными процессами? – вот некоторые  из тех вопросов, на которые должна дать ответ новейшая история. Кроме того, поскольку новейшая история тесно связана с современностью, в ней заложен прогностический потенциал, позволяющий увидеть тенденции, связанные с будущим.И не случайно, глава нашего государства, неоднократно акцентируя внимание на необходимости беречь как зеницу ока нынешнюю мирную и спокойную жизнь, укреплять независимость, подчеркивает важность глубокого изучения подрастающим поколением истории достижения независимости, осознания того, какой непростой путь мы прошли и что еще должны сделать. Новейшая история Узбекистана – сравнительно новое направление в исторической науке, В силу этого она еще не имеет институционального характера, т.е. не выделена в самостоятельную научную дисциплину со своей методологией, исследовательскими наработками и учебно-методическим обеспечением.  Масштабность событий, в истории  нашей страны  за последние четверть века и их динамизм ставят перед наукой и образованием вопрос об их системном осмыслении. О его важности свидетельствует Постановление Президента Республики Узбекистан  от 27 января 2012 г.  «О создании Общественного совета по новейшей истории Узбекистана по новейшей истории при Министерстве высшего и среднего специального образования» и рабочего органа данного Совета - Координационно-методического центра.Несмотря на определенные достижения исторической науки и образования  в годы независимости, анализ исследовательских работ, издаваемой в стране учебной и учебно-методической литературы и состояния преподавания  истории Узбекистана показал определенные недостатки и проблемы.Тематическое поле исследований по вопросам новейшей истории является  пока еще очень суженным. Почти отсутствуют работы серьезного понятийно-методологического характера, единичны исследования, посвященные историографии новейшей истории, сложным социально-политическим процессам конца 1980-х – начала 1990-х гг., факторам социальной динамики и торможения, новой социальной стратификации общества, влиянию глобализации на этническую культуру, социальному прогнозированию и многим другим актуальным темам. Большинство исследований носит комментаторский, лозунговый либо поверхностно-описательный характер. Отсутствуют междисциплинарные исследования по  новейшей истории, в то время как это важнейшая черта современной науки. Тем более, что новейшая история тесно связана с такими научными дисциплинами как политология, социология, социальная философия, правоведение, экономическая теория и т.д. Состояние государственных образовательных стандартов по истории, которые с учетом современных реалий, требуют  очень существенной корректировки, приводят к низкому качеству самих учебников.  Многие учебники по истории характеризуются обилием эмпирических данных (даты, топонимика, цифры, имена), что превращает их в справочники по статистике. При этом давно известно, что перегруженность фактическим материалом не способствует повышению знаний учащихся, а зачастую оборачивается  обратным эффектом. Разделы, посвященные периоду независимости, порой написаны официозно, уровень выразительных средств изложения весьма низок. Зачастую академические положения подменяются  идеологизированными постулатами и эмоциональной, штампованной лексикой.  Встречаются  грубые ошибки в переводе учебников на русский язык, ведущие к иному концептуальному наполнению текста.  Не случайно, в вышеуказанном Постановлении Президента Республики Узбекистан  ставится задача «подготовки учебной, научно-методической литературы и изданий нового поколения, обеспечив рассмотрение в них новейшей истории Узбекистана в неразрывной связи с общемировыми и региональными процессами, а так же историко-культурным наследием цивилизаций, народов и государств, сформировавшихся на территории современного Узбекистана».Данные учебники должны требовать от молодых людей умений осуществлять самостоятельный поиск информации, критически воспринимать и анализировать разные виды источников, аргументировано  представлять собственную гражданскую позицию.Следует отметить еще одну сторону данного вопроса. В условиях глобализации, молодежь Узбекистана оказывается в зоне влияния различных идеологических течений, некоторые из них направлены на сознательную дискредитацию  независимого Узбекистана и проводимой им политики. В силу этого новейшая история Узбекистана,  как научная дисциплина и учебный предмет, должна включать в себя и контрпропаганду как часть системы информационной безопасности. Кроме того, новейшая история Узбекистана – это не только академическое знание, или преподавание, но и способ формирования конструктивно ориентированной исторической памяти, патриотизма и активной гражданской позиции.Знания по новейшей истории Узбекистана должны помочь молодым людям в контексте всемирной истории, осознать ключевые события отечественной истории конца  ХХ – начала ХХI вв. и важнейшие тенденции развития нашего государства, сформировать представление о месте и роли Узбекистана в современном мире, новом стратегическом курсе  руководства страны, приоритетах внутренней и внешней политики.Поэтому сейчас узбекистанские историки,  приступают к разработке приемов и методов изучения новейшей истории, исследований  изменений в области труда и культуры, быта, идеологии и исторической антропологии и психологии современного Узбекистана. При этом,  акценты необходимо ставить на реальных проблемах, с которыми сталкивался Узбекистан, и как решались и решаются  эти проблемы.Предстоит достаточно много работы. Так, в этнографии одним из самых слабых направлений является диаспорология, т.е. изучение культурно-этнографических особенностей этнических меньшинств Узбекистана. Нет пока отдельных диссертаций по таким группам как казахи, таджики, русские, татары, туркмены, уйгуры, азербайджанцы, армяне  и т.д. В изучении социально-демографических процессов необходимо исследование новых групп населения (предприниматели, фермеры, частные торговцы,  экономические мигранты  и т.д.), а также тех изменений, которые произошли в структуре традиционных групп (интеллигенция, рабочий класс, студенчество). В исследовании политической сферы необходимо еще больше уделить внимание изучению политических партий, негосударственных организаций, различным аспектам внутренней политики (экономическая, налоговая, социальная, этническая, информационная   и т.д.).В контексте изучения конфессий  следует уделить внимание исследованию  новых направлений внутри исламской конфессии, изучению немусульманских конфессий, межконфессиональным отношениям и т.д.

Поделиться: