Россия, Москва

info@ia-centr.ru

НАС ОТРЕЖУТ И ПРИШЬЮТ?

21.02.2013

Автор:

Теги:


США НАДЕЮТСЯ, ЧТО ИЗ АВИАБАЗА ОСТАНЕТСЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ, ТРАДИЦИОННО УПИРАЯ НА ТОТ ФАКТ, ЧТО ОНА ЯВЛЯЕТСЯ «ОДНИМ ИЗ ИНСТРУМЕНТОМ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ». Однако попутно американцы ищут и запасные варианты, которые позволили бы им остаться в Центральной Азии и «пристегнуть» регион к Афганистану.

Сердобольные янки

В начале февраля Соединенные Штаты объявили о том, что окажут помощь Афганистану в создании железнодорожной инфраструктуры, которая «соединит» страну с соседними государствами ЦА. Эта идея «обозначилась» в ежеквартальном докладе аппарата специального инспектора по проектам реконструкции в Афганистане (SIGAR), предоставленном конгрессу США.

— Развитие транспортных сетей в Афганистане является одним из способов осуществить интеграцию Афганистана в более широкий региональный контекст, что имеет огромную важность в свете планируемого вывода союзных войск из Афганистана после 2014 года, — заявил Ян Шир, научный сотрудник Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джона Хопкинса в Вашингтоне.

В ИРА нет железных дорог за исключением коротких веток с приграничными Узбекистаном и Туркменистаном. Учитывая, какое значение имеет этот вид транспорта для развития экономики любой страны, можно было бы сказать, что американцы решили сделать доброе дело, не забыв при этом и про Центральную Азию. Однако все не так просто.  

В докладе сообщается, что «северный железнодорожный маршрут в Афганистане обеспечит для Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана выход на мировые рынки через иранский порт Бендар-Аббас», а также «создаст новый железнодорожный коридор для государств Центральной Азии, который будет свободен от влияния со стороны России и обеспечит им такой выход на мировые рынки, которого раньше никогда не было».  Еще более важен тот факт, что этот новый маршрут создаст совершенно новый транспортный коридор между Центральной Азией и мировыми рынками через морские порты на побережье Индийского океана, минуя Россию и СНГ. Протяженность этого маршрута будет вдвое меньше маршрута, который традиционно используется этими странами и идет через Россию к побережью Балтийского моря».

То есть, замысел США проглядывается чётко: создание железнодорожного коридора, свободного от российского влияния. 

Казалось бы, прямая выгода для стран Центральной Азии от нового, более короткого и дешевого маршрута для продвижения своих товаров на мировые рынки налицо. Но это лишь кажущаяся выгода. По сути, в случае реализации железнодорожного проекта США в Афганистане, вся Центральная Азия должна будет отвернуться от России и… стать единым с Афганистаном регионом. Это даже не обмен шила на мыло. Соединив единой транспортной сетью Афганистан с ЦА, американцы подложат огромную свинью всем странам региона.

Хороший враг, плохой враг

Ради того, чтобы вывести страны ЦА из-под российского влияния, штаты готовы прийти на помощь экономике Ирана. Если их «железнодорожный замысел» воплотится в реальность, они получат доступ к «западным» маршрутам и морским портам. Это, в свою очередь, выгодно Тегерану, так как через Иран пойдет больше транзитных грузов, сулящих солидные деньги. Но помочь врагу стать богаче? Это уже чересчур.  

Точно также американцы готовы закрыть глаза на попытки Пекина договориться с Бишкеком о строительстве своей железной дороги, что даст возможность Китаю быстро доставлять свои грузы на Ближний Восток и в Европу. То есть и китайцам, и американцам этот проект выгоден. Налицо еще один компромисс: США готовы помогать не только Ирану, но и Китаю.

При том что помощь Афганистану будет оказываться чужими руками. Ветку протяженностью 75 километров от границы до Мазари-и-Шарифа построил Узбекистан, а 126-километровую дорогу до Андхоя (север Афганистана) — Туркменистан. Сейчас американцы усиленно «обрабатывают» Индию, которая также хочет строить ж/д в ИРА. Но Индию занимают вовсе не геополитические интересы США, а вполне ощутимая экономическая выгода от разработок афганских месторождений полезных ископаемых, расположенных внутри страны, а не на севере, у границ центрально-азиатских республик. 

С китайцами американцам повезло больше. Ведь их железная дорога является не просто транзитной, а проходит через регионы Кыргызстана, где также есть месторождения меди, золота и других металлов, на которые положил глаз Пекин. Уговорив руководство Кыргызстана на строительство дороги, Китай убьет одновременно даже не двух зайцев, а гораздо больше. Во-первых, страна получит выход к железнодорожной сети ЦА через узбекские железные дороги. Во-вторых, фактически «приберет» главные месторождения полезных ископаемых  КР. В-третьих, Вашингтон взамен закроет глаза на многое, что до этого ему так не нравилось:  например, на подавление восстаний в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и на Тибете, и вообще — на вопиющие факты нарушения прав человека в Китае.

А нам-то что?

Китай не станет строить железную дорогу через Кыргызстан на свои средства. Ведь тогда республика, обретя новую транспортную инфраструктуру, получит возможность самостоятельно разрабатывать месторождения или же сдавать их в концессию, но уже не Китаю. Мифическая возможность поставлять свои товары за границу тоже как-то «не греет». Отказ от российского рынка только подорвет и без того еле живую экономику страны. Недавно экс-президент Роза Отунбаева заявила, что экономические приоритеты Кыргызстана связаны с Таможенным союзом. В частности, она сказал: «У нас с Россией большой товарооборот, туда едут наши трудовые мигранты… У нас тысячекилометровая граница с Китаем. Но мы не можем сейчас ничего продать туда, это Китай к нам завозит. Но мы же куда-то должны продавать все те товары, которые мы производим. Наши естественные рынки — только Казахстан и Россия. Поэтому Таможенный союз, который предполагает свободное прохождение товаров, услуг, финансов очень важен для нас, и мы готовимся к нему».

Если отвлечься от товарно-денежной стороны вопроса, то есть другие моменты, представляющиеся весьма тревожными. Михаил Чернов, специальный представитель международной Ассоциации приграничного сотрудничества в странах Средней Азии и Кавказа, высказал по этому поводу свою точку зрения: «При кажущейся экономической выгоде такого проекта для республик Средней Азии, они, как и Россия, получат новые проблемы. Новая структура переформатирует весь регион. Коммуникации обеспечат резкое увеличение наркопотока, а также новых каналов распространения радикальных исламских салафитских течений, к чему республики просто не готовы. Киргизия, Таджикистан и Узбекистан в силу почти вековой изоляции не имеют иммунитета против этих угроз. Но регион открывается, процесс не остановить — и это хорошо. Просто он должен идти при участии России и будущего общего евразийского государства, Евразийского Союза Народов. И дело вовсе не в мифических имперских амбициях, которых нет. Это вопрос выживания для России и для Средней Азии. Мы один народ — правопреемники советского народа».   

В свою очередь, политолог Токтогул Какчекеев также считает, что  идея США о соединении Афганистана и Центральной Азии в единый транспортный узел не принесет ничего хорошего Кыргызстану. 

— Я не вижу никакой выгоды для Кыргызстана от проекта американцев, — полагает эксперт. —  Но все зависит от того, как Москва переформатирует свое отношение к странам Центральной Азии с учетом того, что они соседствуют с такими государствами, как Китай, Афганистан, Пакистан и Иран. России нужна Центральная Азия так же, как и региону нужна Россия. Если говорить, например, о Кыргызстане, то без ее поддержки наша республика очень скоро превратится в третьесортную страну. Экономически мы связаны прежде всего с Россией.

Сергей КРИВОШАПОВ.

 

http://mk.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=4686%3A2013-02-19-06-29-31&catid=7%3A-


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение