ВОЗМОЖНОСТИ ЖЕНЩИН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
«Национальная программа подготовки кадров» Республики Узбекистан выступает основным источником не только реформирования системы образования, но и формирования гармонично развитого поколения в стране. Этого особо отметил глава нашего государства в своих выступлениях в Ташкенте и в областях Узбекистана.В развитии страны важную роль играют наши ученые-женщины. Помимо своих забот по дому, по воспитанию детей, они проявляют твердую решимость и ответственность в своей научной деятельности. Чувство гордости порождает тот факт, что среди них имеются академики, профессора, доктора и кандидаты наук, лауреаты государственных премий.
ВОЗМОЖНОСТИ ЖЕНЩИН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА
Возможности женщин в сфере образования Узбекистана Н.Р. Нишанова кандидат философских наук   «Национальная программа подготовки кадров» Республики Узбекистан выступает основным источником не только реформирования системы образования, но и формирования гармонично развитого поколения в стране. Этого особо отметил глава нашего государства в своих выступлениях в Ташкенте и в областях Узбекистана.В развитии страны важную роль играют наши ученые-женщины. Помимо своих забот по дому, по воспитанию детей, они проявляют твердую решимость и ответственность в своей научной деятельности. Чувство гордости порождает тот факт, что среди них имеются академики, профессора, доктора и кандидаты наук, лауреаты государственных премий.Обретение нашей страной независимости открыло широкие возможности по сотрудничеству с ведущими научными центрами мира, крупными учеными и различными специальностями. Это значительно обогатило знания и опыт наших ученых, в том числе женщин, большая часть из которых (70,7%) имеют возможность поддерживать постоянное взаимосвязи со своими коллегам в ведущих странах мира.На сегодня наши женщины-ученые сотрудничают с учеными таких стран как Россия (25,3%),США (17,3%), Англия (16,0%), Германия (14,6%), Франция (6,6%), Япония (6,6%), Бельгия(6,6%), Испания (5,3%), Израиль (4,0%), Турция (4,0%), Греция (4,0%), Швейцария (4,0%) и др., а также соседних государств, в том числе Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана[1].Проведенная в рамках проекта «Гражданский форум» конференция на тему: «Роль женщин-ученых в социально-экономической жизни Республики Узбекистан» была совместно организована Комитетом женщин Республики Узбекистан, Центром «Ижтимоий фикр» («Общественное мнение») по изучению общественного мнения, объединение женщин «Олима», Фондом им. Фридриха Эберта (Германия). Широкое участие ученых-женщин различных центров, научно-исследовательских и учебных учреждений позволило провести оперативный опрос.В опросе приняли участие 175 женщин-ученых, в числе которых 119 кандидатов наук, 51 доктор наук, 5 академиков, 36 доцентов, 14 профессоров. Возраст респондентов: 21-30 летсоставляет 1,3%, 31-40 лет – 17,3%, 41-50 лет – 33,4%, 51-60 лет – 36,0%, 60 лет и старше составляют 12,0%.В результате проведенного опроса было установлено следующее распределение отраслей науки:- естественные науки (математика, кибернетика, программирование, биология, биотехнология, физика, химия) -35%;-технические науки – 10%, общественные гуманитарные науки (экономика, юриспруденция, педагогика, психология) – 35,0%;- (история, политология, философия, филология) – 15,5%.Как можно видеть, наибольший процент женщин-ученых приходится на естественные и общественные науки.Ответы респондентов на вопрос «Какие проблемы, стоящие перед нашей страной, заставляют Вас задуматься в первую очередь?»Ответы распределились следующим образом:- развитие и совершенствование экономических реформ – 29,3%;- проблема воспитания и обучения подрастающего поколения – 25,3%;- условия работы ученых – 11,9%;- проблема трудового обеспечения – 10,6%;- ускоренная реализация новых технологий – 9,3%;- здоровье население, проблемы экологии – 9,3%;В целом по республике доля женского труда составляет – 5,3%.Как можно видеть, поднимаемые в данном случае проблемы весьма разнообразны, поскольку они связаны с различными сферами науки, в которых происходит деятельность женщин. Однако несмотряна это, большинство опрошенных особо выделили проблемы развития и совершенствования экономических реформ воспитания и образования подрастающего поколения, обеспечение необходимых условий для трудовой деятельности ученых, более широкое использование новых эффективных технологий.Ученые отметили следующие основные достижения, которых добился Узбекистан за годы независимости:- обретение национальной независимости, создание светского демократического государства;- вхождение в мировое сообщество, возможность сотрудничества с международными организациями;- реализация социально-экономических реформ в стране, улучшение социального обеспечения населения;- укрепление системы безопасности, обеспечение стабильности и мира;- реформирование системы образования;- повышение статуса женщин Узбекистана;- разработка демократического законодательства.По мнению женщин-ученых наиболее крупные достижения связаны со следующими отраслями жизни нашего государства:-политическая жизнь страны, права человека, в том числе женщин – 41,3%;- социально-экономическая сфера – 32,0%;- общественно-культурная жизнь, образование – 20,0%;- сотрудничество с другими странами, международные отношения – 17,4%.Современная научная деятельность требуетот специалистов постоянного ознакомления и использования новейших достижений в своей области. В настоящее время значительно расширились масштабы этих источников, в частности реализация в науке таких достижений, как компьютеры, Интернет, электронная почта и др.Большинство ученых Узбекистана (93,2%) использует эти источники. Президент нашей страны в своих выступлениях придает особое значение вопросам эффективного использования Интернета, особенно в сфере образования и воспитания.В результате опроса выяснилось, что респонденты привлекают информацию для своей научной деятельности из таких источников, как:- Интернет, электронная почта (48,0%);- специальная литература, информационные материалы (45,3%);- научные труды (40,0%);- семинары, конференции и т.д. (12,0%);- средства массовой информации (8,0%);- переписка с зарубежными учеными (4,0%).Вместе с тем опрошенные на предложение отметить то, чем отличается женщина-ученый от мужчин, указали следующие:- решительность, целенаправленность (33,3%);- деловитость, собранность, внимательность (18,3%);- деловая активность, высокий творческий потенциал (16,3%);- ответственное отношение к жизни (12,0%);- интуиция (8,0%) и др.Все это свидетельствует о том, что нашегосударство создало необходимые условия не только для учащихся, но и для ученых, в том числе ученых-женщин.В настоящее время представляет большой интерес мнение женщин-ученых о том, как решаются различные проблемы, стоящие перед Узбекистаном. В частности они считают, что для решения этих проблем первостепенное значение имеют: развитие экономики, воспитание и образование подрастающего поколения; подготовка высококвалифицированных кадров, мир и спокойствие, сокращение безработицы, повышение уровня жизни населения, социальная защита, развитие науки, углубление правовых реформ.Полученные сведения позволяют заключить, что женщины-ученые как подлинные граждане своей страны в первую очередь задумываются о благосостоянии государства и народа, всестороннем развитии всей жизни нашей страны.В заключение я посчитала уместным привести следующую мысль из беседы Героя Узбекистана Мавлуды Исматовой: «Я всегда горжусь тем, что среди моих учеников имеются доктора наук, высококвалифицированные врачи, ведущие специалисты народного хозяйства, атакже обладатели такой почетной профессии, как учитель, Привлекательность этой трудной профессии состоит в том, что всюду можно встретить своих учеников. Они высоко ценят и превозносят тебя. Видя в тебе своего наставника, они собираются вокруг тебя. В такие минуты забываются все заботы и трудности. Еще более сознаешь, насколько почетнаэта профессия, насколько она сопричастна будущему всей нации»[2]Итак, данная статья о возможностях женщин Узбекистана в сфере образования толкует о том, что проблема, поставленная перед учёными всегда остается глобальной.    [1] Изучение мнения общества Республики Узбекистана от Центра «Ижтимоий фикр» на основании социологических исследовании в 2009 г. [2] Исматова М. Ўз ўрнимиз, ўз сўзимиз бор! //”Ўзбекистон овози”.6 марта 2011 года.  http://credonew.ru/content/category/18/90/67/

Поделиться: