В. Рузин: НЕОБХОДИМОСТЬ ЕВРАЗИЙСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОРЫВА

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
ЕврАзЭС в последние годы претерпело значитель- ные изменения, демонстрируя системный подход к проблемам евразийской интеграции, но при этом до сих пор не удалось преодолеть тенденцию доминирующего экономикоцентризма – зацикленности всех интеграционных процессов на исключительно экономической целесообразности
В. Рузин: НЕОБХОДИМОСТЬ ЕВРАЗИЙСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОРЫВА
 НЕОБХОДИМОСТЬ ЕВРАЗИЙСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОРЫВА

Президент России В.В. Путин подтвердил стратегический курс России на «евразийскую интеграцию в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан и создание к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза».ЕврАзЭС в последние годы претерпело значительные изменения, демонстрируя системный подход к проблемам евразийской интеграции, но при этом до сих пор не удалось преодолеть тенденцию доминирующего экономикоцентризма – зацикленности всех интеграционных процессов на исключительно экономической целесообразности. Увлечение рыночными стратегиями приводит к вакууму в культурно-информационной сфе- ре и, как следствие, отсутствию единой коммуникационной политики, возникновению эффекта разрыва между ЕврАзЭС и гражданами стран, входящих в это сообщество. Для формирования евразийского общества экономи- ка и общий рынок являются необходимым основанием, но материальные факторы ни в коем случае не исчерпы- вают содержание евразийской интеграции. Простая попытка перевести интеграцию на сугубо прагматичные экономические рельсы обречена на неуспех.Подобное понимание пришло и к европейцам. Если отдать дело интеграции только на откуп прагматизму, писали европейские газеты («Монд», «Фигаро») в связи с проблемами принятия Европейской конституции в 2005 году, можно потерять саму идею народного движения. Политика является выражением коллективной воли, придающей смысл истории, Конституция организует подчинение обезличенным силам рынка. От народов Европы не требуется никакого душевного порыва, никакого участия. Как можно считать себя гражданином некоего географического пространства, у которого даже невозможно установить границы и столицу которого не- возможно назвать?В этих условиях нужны идеи, интеллектуальный заряд которых прокладывал бы путь к решению назревших проблем. Поиск этих идей должен вестись в диалоге культур и диалоге цивилизаций. Диалог культур способен вывести на поверхность противоречия, разрешение которых создает новое знание, новое видение мира.Интеграция – это всегда усложнение. Интегра- цией надо управлять: направить, развивать, и не только в сфере экономики, но прежде всего в сфере идей. Там, где формируются смыслы и ценности, в гуманитарной сфере или культурно-информационном пространстве.Коммуникация является существенной составля- ющей интеграции народов, «искусства жить вместе» в ус- ловиях демократии и активного участия граждан в при- нятии решений, от которых зависят их благосостояние, стабильность и безопасность.Эффективность функционирования ЕврАзЭС на- прямую зависит от уровня коммуникативности внутри со- дружества. Очевидно, что евразийская интеграция отраже- на в средствах массовой информации явно недостаточно.Информационное пространство стран – сосе- дей по Евразии представляет собой довольно пеструю картину. Выстраивается оно не только и не столько го- сударственными органами, сколько рыночными, ком- мерческими структурами. Сам же информационный контент в условиях отсутствия общественного регулиро-186 ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕщАНИЕвания политики СМИ диктуется интересами владельцев медийных структур и производителей медиапродукта. Эта ситуация уникальна даже для стран победившей сво- боды слова. Какими бы защищенными ни были права частных собственников массмедиа в развитых странах, их представление о том, как информировать общество, ограничено писаными и неписаными нормами, различ- ными соглашениями, общественными комитетами.В отсутствие механизмов общественного участия в формировании повестки дня интеграционных процессов в целом и коммуникационного процесса в частности образуется разрыв между ЕврАзЭС и его гражданами. Это во многом определяется содержанием культурно-информационного пространства стран – участниц сообщества. Общая коммуникативная политика требует индивидуального подхода для каждой страны. При этом коммуникация должна рассматриваться как механизм, нацеленный на активизацию интеграционных процессов, рычаг более оперативного принятия конкретных решений в области политики и экономики, создания осознанной потребности в евразийской культурной идентификации на основе общечеловеческих ценностей.Это путь к глубинной демократической реформе в странах ЕврАзЭС, коммуникационный прорыв в новую постиндустриальную, посткапиталистическую реальность, путь общественного диалога политических элит, культур, религий. Это демократия в ее прикладном пони- мании, демократия не разговоров о неких высших идеалах, а превращение их в активное социальное действие.Отсюда актуальность расширенного обществен- ного диалога между ЕврАзЭС и его гражданами, необ- ходимость создать программу конкретных действий, ключевых инструментов формирования общественного сознания, основанного на евразийской ментальности – едином понимании целей интеграции, ее прагматического начала как основы коммуникации, пути постижения так необходимого всем «искусства жить вместе». Все это требует осмысления целей и задач ЕврАзЭС, которые выражаются в Евразийском культурно-информационном пространстве (ЕКИП).Евразийское культурно-информационное пространство – феномен трансформации евразийских идей в социальное действие, катализатор процессов интеграции (без которого интеграция носит спонтанный волевой характер), эффективный механизм решения стратегических задач коммуникации, оперативной ре- ализации конструктивных шагов в сфере экономики и политики на основе глубокого осмысления евразийс- кой исторической общности.Важно не только сплотиться вокруг конструктив- ных идей экономического развития, но и создать про- ект будущего Евразийского союза – комплекс новых идей и действий, которые должны быть сформирова- ны в сфере ЕКИП и воплотиться в политической прак- тике стран ЕврАзЭС.Формирование ЕКИП выступает здесь комплек- сом действий по актуализации идеи создания Евразий- ского союза и широкому внедрению социально-эконо- мических инициатив ЕврАзЭС. Продолжение следует

Поделиться: