Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан: от «полдевятого» до «без десяти девять»

03.02.2013

Автор:

Теги:
Минувшей осенью пост главы казахстанского внешнеполитического ведомства занял Ерлан Идрисов, представлявший до этого интересы Астаны в США. В конце января он отправился в турне по странам Евросоюза, а перед этим залетел в Москву, где собрал российских экспертов и рассказал им о приоритетах внутренней и внешней политики Казахстана и российско-казахстанских отношений.

Политически Казахстан состоялся как государство, - считает глава МИД. - Стартовые условия у нас были уникальные, мы были в институциональном, кадровом и геополитическом плане наиболее уязвимы: огромная территория, демографическая слабость, маленькое количество населения, большая дисперсия в структуре населения, огромные границы, экономическая отсталость, структура экономики была очень слабой, несостоявшиеся и неутвердившиеся институты. Когда Советский Союз приказал долго жить, многие наблюдатели и внутри, и вовне думали, что Казахстан, скорее всего, не состоится. Но вопреки этим прогнозам, Казахстан взял твердую линию на выстраивание своего будущего, и благодаря целенаправленной политике, которая состояла из формулирования идеи, ее упаковки в концепцию, подборе команды для ее реализации, нахождения ресурсов, финансовых, экономических, человеческих, выстраивания алгоритма командной работы состоялось становление Казахстана. Этот этап занял у нас все 1990-е годы. Мы прошли через сложности продолжения развала советской концепции, когда вынуждены были выйти из рублевой зоны, и так далее. Но в конечном счете пришли к осознанию того, что нам нужно выстроить свой стратегический план развития.

Стратегический план развития был оформлен в виде «Стратегии 2030». Там было обозначено семь ключевых стратегических направлений. Первое – политический суверенитет и внешние факторы. Второе – политическая реформа и выстраивание стабильного общества. Третье – глубокие экономические реформы. Четвертое – то, что мы называли “healthy way of life”, здоровый образ жизни, это социальный сектор, образование, здравоохранение и так далее. Пятое – энергетика, извлечение финансовых ресурсов для обеспечения поступательного развития. Шестое – наш транзитный потенциал развития логистики. И седьмое – «умное правительство» (good government). Вот семь стратегических направлений, которые президент в 1997 году оформил в «Стратегию 2030».

Были привлечены молодые образованные люди, и, естественно, мы полагались на внешний опыт. Мы подходили к нему избирательно, везде ездили, смотрели, слушали и впитывали. На этой основе у нас родилась «Стратегия 2030», которая в народе была очень остроумно обозначена как «полдевятого». Она работала у нас все эти 15 лет.

Даже сторонние наблюдатели не могут отрицать, что показатели у нас хорошие – экономического роста, социального роста, институционального роста, кадрового роста. Но мы осознаем, что это ни в коем случае не повод для самоуспокоения, есть и трезвое осознание того, какие проблемы глобального масштаба перед нами впереди.

Глава нашего государства выступил с новой инициативой, с новым видением – «2050». «Без десяти девять», - народ, наверняка, так ее обозначит. Была творческая оценка и анализ того, что мы сделали за 15 лет.

Суверенитет и государственность
Мы за этот период оформили свои границы. Для такого крупного географически государства оформить границы юридически - это колоссальная задача, тем более, с такими соседями, как Китай, Россия, центральноазиатские государства. Наш периметр границ более 400 тысяч км. С нашими человеческими ресурсами решить эту задачу было непросто и политически, и физически. Но мы хорошо продвинулись по вопросам даже демаркации.
С точки зрения экономических реформ я призываю вас посмотреть все показатели Всемирного Банка, Европейского банка реконструкции и развития, IMF и других и независимых частных рейтинговых агентств «Фич», «Мудис» и так далее. Все говорят однозначно, что Казахстан в рейтингах ушел далеко вперед, но не в первые единицы, а где-то мы оказались посерединке.

Healthy way of life
Образование, медицина, социальный сектор – здесь тоже было очень много работы. Наша пенсионная реформа работает. Даже некоторые страны берут ее за модель. Есть разность во мнениях относительно наших пенсионных фондов, но факт в том, что реформа состоялась, институционально оформилась.
Образование – это был специальный фокус главы нашего государства. Вся наша система образования, особенно высшее образование, переведено на конкурентную основу, меритократическую основу. Начальное образование, среднее образование обязательно, то есть в Казахстане не может быть неграмотных людей. Рейтинг Казахстана по образовательности один из самых высоких в мире.

Энергетический сектор
Мы за годы независимости утроили производство нефти. Мы сейчас находимся в группе стабильно экспортирующих государств. Экспорт нашего энергетического сектора составляет 1,7 млн баррелей в сутки. Мы номер один в производстве урана в мире. Казахстан созрел для перехода на «зеленую» экономику.

Инфраструктура
Мы за годы независимости построили тысячи дорог, десятки тысяч автомобильных дорог реабилитировали, мы завершаем исправление аномалий в транспортной структуре, которые мы унаследовали от Советского Союза. Есть очень серьезный план по строительству железных дорог. Мы завершим к 2015 году закольцевание Казахстана внутри по железным дорогам и закольцевание Казахстана внутри и вовне по автомобильным дорогам, сердцевиной чего станет проект «Западный Китай – Западная Европа», который выходит через Россию. Это будет огромный, мощный трансконтинентальный проект, который принесет дивиденды и Китаю, и Казахстану, и России.

«Стратегия-2050 нацеливает на то, чтобы передать эстафету молодому поколению, чтобы страна не потерялась в потоке истории, а, наоборот, продолжала двигаться поступательно, уверенно до середины века. Но важной составляющей успеха реализации стратегии является партнерство с внешними силами. Главными внешними силами являются наши ближайшие соседи. Россия занимает особое место в этом плане. Но, естественно, мы не замыкаемся на этой географии, мы открыты всему миру. Поэтому наш известный многовекторный подход будет работать и должен работать. Мы будем выстраивать самые теснейшие отношения с Россией. Мы будем выстраивать плотные отношения с Китаем. Мы будем выстраивать тесные отношения с нашими среднеазиатскими соседями. Мы будем выстраивать серьезные отношения с Евросоюзом, глубокие отношения с США, с такими странами, как Индия, Япония, Сингапур. То есть мы выстраиваем сеть благоприятных отношений для того, чтобы наши внутренние задачи решались с максимальной отдачей», - заявил Идрисов.

Отвечая на вопрос главного редактора «Вестника Кавказа» Алексея Власова о том, как сделать российско-казахстанское экспертное взаимодействие ориентированным на решение реализации евразийского интеграционного проекта, Ирисов высказал свою личную точку зрения: «Разность мнений очень важна с точки зрения потребностей роста. Чем больше мнений, чем больше ты общаешься в такой атмосфере, тем это плодотворнее, потому что в разности мнений есть точки роста. Вот такой философский посыл. Российское политическое экспертное пространство очень обширно, и, думаю, здесь нельзя пожаловаться на недостаток разности во мнениях. Можно поставить вопрос о том, насколько они профессиональные, насколько они реально экспертные и насколько они независимые. Ценно мнение независимое, реально экспертное. Что касается необходимости объединения экспертных усилий, это новый угол. В наших интеграционных усилиях мы меньше всего уделяем внимания этому вопросу. Это большое упущение. Нам надо подумать о новом направлении интеграции, о том, как подключить независимую, негосударственную силу к процессу интеграции. Будет только польза от того, что мы будем получать подпитку от независимых мнений в вопросах интеграции, можно объединить и экономистов, и политологов, и социологов, потому что интеграция - всеобъемлющий процесс. Пространство наше будет жить в новых условиях не на основе старых принципов, а других - экономической целесообразности, политической выгодности, объединенной общими интересами в будущем. Вот основа интеграции. И, естественно, только на государственном уровне это решить невозможно».

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение