А. Чеботарев: Еще раз о "путеводной звезде" - "Казахстан-2050"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Судя по всему, руководство Казахстана решило выполнить здесь программу-минимум и программу-максимум. В первом случае ему нужно было разрядить обстановку в стране в преддверие годовщины жанаозенских событий и не допустить каких-либо инцидентов типа массовых акций протеста. И в целом, при использовании других мер, особенно силового характера, власти это сделали. Причем акцент был сделан не столько на социальные меры, сколько, на мой взгляд, на национальные чувства значительной части коренного населения республики.
А. Чеботарев: Еще раз о "путеводной звезде" - "Казахстан-2050"
Эксклюзивное интервью Андрея Чеботарева, директора Центра актуальных исследований «Альтернатива»
 1. В чем необходимость создания новой стратегии развития, за 20 лет до истечения срока Стратегии «Казахстан-2030»?- Судя по всему, руководство Казахстана решиловыполнить здесь программу-минимум и программу-максимум. В первом случае емунужно было разрядить обстановку в стране в преддверие годовщины жанаозенскихсобытий и не допустить каких-либо инцидентов типа массовых акций протеста. И вцелом, при использовании других мер, особенно силового характера, власти этосделали. Причем акцент был сделан не столько на социальные меры, сколько, намой взгляд, на национальные чувства значительной части коренного населения республики.Отсюда, в частности, посылы относительно вхождения уже не в 50-тку, а в 30-тку самыхразвитых стран мира, главенствования государственного языка во всех сферахжизни и перевода казахского алфавита на латиницу. Что касается программы-максимум. Надо признать,что Стратегия «Казахстан-2030» заметно утратила свой потенциал в качестве документаидеологического значения, способного мобилизовать казахстанцев в поддержкуофициального политического курса. Если бы она действительно была выполнена, тонаша страна, скорее всего, не столкнулась с теми рисками и вызовами для стабильностии безопасности, которые имели место в 2011-2012 гг. К тому же были приняты множестворазличных концепций, планов, программ и т.д., которые практически «растворили»этот базовый документ в себе. Поэтому возникла необходимость разработать ипредложить обществу новую фундаментальную стратегию, призванную играть рольсвоеобразной «путеводной звезды» в развитии казахстанского общества игосударства на долгосрочную перспективу. Возможно также, что «Ак Орда»рассчитывает заложить некие общепризнанные основы для будущей преемственностисвоего политического курса. Хотя, конечно, последующее достижение всего этогобудет зависеть уже от самих властей. 2. В чемпринципиальные особенности Стратегии «Казахстан-2050»?- С одной стороны, данный документ предполагает долгосрочнуюориентацию. Однако, с другой стороны, содержание многих его положений такогоощущения не дает. Тем более, что ряд мер предполагается принять уже в текущемгоду. Самое позднее из конкретных мер, что руководство страны намеренообеспечить, это овладение к 2025 году 95% казахстанцев государственным языком(хотя, кстати, раньше речь шла о 2020 годе), а также последующий с данногопериода переход казахского алфавита на латиницу.   Обращают также на себя внимание обозначенныеглавой государства 10 глобальных вызовов ХХI века, с которыми Казахстансталкивается уже и будет ощущать дальше. То есть, легкого пути в отечественное «светлоебудущее» казахстанцам никто не обещает. Причем в основном речь идет о вызовахвнешнего характера. Видимо, тем самым власти рассчитывают консолидировать значительнуючасть казахстанцев вокруг себя под флагом противодействия указанным вызовам. Вместес тем здесь нет объективного подхода к оценке местных современных реалий. Даженарастающая социальная нестабильность подана как одна из мировых проблем придовольно благополучной, по оценкам президента, ситуации в Казахстане. Хотяболее серьезные вызовы для дальнейшего развития страны находятся внутри нее. Относительно политической системы акцент сделанна дальнейшее укрепление государственности путем всевозможных преобразований врамках госаппарата. Что касается развития демократии, то с институциональнойточки зрения здесь присутствуют всего лишь два момента – введение выборностиакимов сельских населенных пунктов и городов районного значения и усилениеполномочий парламента. Однако выборы данных акимов будут осуществлятьсярайонными маслихатами, что не способно обеспечить их подотчетность местномунаселению. Поэтому, каким образом здесь будет реализовано заявление президентаоб усилении общественного контроля и влияния граждан на ситуацию на местах,непонятно. А в отношении парламента конкретные меры и конечные результаты егореформирования в стратегии не обозначены вообще. 3. Еслисуммировать все позиции Стратегии, каким видится казахстанское общество через40 лет? - Президент свое видение по этому поводу дал.Конечно, хотелось бы, чтобы наше общество действительно достигло именно такогосостояния. И, честно говоря, ждать от государства, что именно оно все сделаетдля этого, неоправданно. Не зря ведь говорят в народе, что каждый человек есть кузнецсвоего счастья. Правда, и власти должны серьезно постараться, создав простымлюдям максимальные условия для их профессионального, делового и творческогоразвития. В любом случае, любые позитивные намерения хороши тогда, когда ониимеют практическое подтверждение  конкретнымиделами и результатами. В противном случае они просто обесценятся.  

Поделиться: