Грузия: внешнеполитическое двоевластие

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В январе 2013 года закончился стодневный срок после того, как коалиция «Грузинская мечта» одержала победу на парламентских выборах. После чувствительного поражения президента Михаила Саакашвили в Грузии сложилась нестандартная политическая ситуация. Ее можно определить, как двоевластие. С одной стороны – до выборов главы государства, намеченных на октябрь нынешнего года, президентом остается Михаил Саакашвили. И хотя сегодня он утратил контроль над правительством и парламентом (кабинет министров состоит из представителей «Грузинской мечты», которые также контролируют и парламентские комитеты, и кресло спикера), формально он по-прежнему – первое лицо в государстве. У него есть своя фракция в высшем представительном органе страны, а мэр столичного Тбилиси Гига Угулава продолжает сохранять лояльность президенту.
Грузия: внешнеполитическое двоевластие
  | Сергей Маркедонов В январе 2013 года закончился стодневный срок после того, как коалиция «Грузинская мечта» одержала победу на парламентских выборах. После чувствительного поражения президента Михаила Саакашвили в Грузии сложилась нестандартная политическая ситуация. Ее можно определить, как двоевластие. С одной стороны – до выборов главы государства, намеченных на октябрь нынешнего года, президентом остается Михаил Саакашвили. И хотя сегодня он утратил контроль над правительством и парламентом (кабинет министров состоит из представителей «Грузинской мечты», которые также контролируют и парламентские комитеты, и кресло спикера), формально он по-прежнему – первое лицо в государстве. У него есть своя фракция в высшем представительном органе страны, а мэр столичного Тбилиси Гига Угулава продолжает сохранять лояльность президенту. С другой стороны – правительство уже сосредоточило в своих руках значительные полномочия, включая и контроль над «силовыми» ведомствами. При этом конфронтация между двумя центрами силы происходит не только внутри Грузии, но и во внешней политике. Иванишвили, на мой взгляд, стремится к нормализации отношений с Россией, в то время, как Саакашвили продолжает настаивать на выполнении Москвой предварительных условий по «деоккупации». При этом каждый из участников грузинской политической игры апеллирует к Западу и выставляет себя как оптимального партнера и истинного выразителя умонастроений народа Грузии. В начале нынешнего года новое правительство инициировало массированную ротацию дипломатического корпуса. Свои посты должны покинуть такие знаковые фигура, как посол в США Темури Якобашвили (он не раз публично выражал несогласие с Бидзиной Иванишвили), и ряд других дипломатов в европейских странах и международных организациях. А 17 января сам премьер-министр Грузии прибыл с первым официальным визитом в соседнюю Армению. Там Иванишвили провел встречи с президентом Сержем Саркисяном, главой правительства Тиграном Саркисяном и Католикосом Армянской Апостольской Церкви Гарегином II. Значение этого визита, и в целом грузино-армянских отношений для региональных политических процессов, трудно переоценить. Можно говорить о трех основных узлах проблем, связывающих различные интересы двух стран. Во-первых, в Грузии проживает многочисленная армянская община. В первую очередь речь идет о Самцхе-Джавахети. В этом объединенном регионе армяне – это почти 56 % населения, а в Джавахети (Джавахке) их численность достигает 95% населения». Во-вторых, это «церковный вопрос». Во-вторых,хотя обе кавказские республики светские, доминирующие конфессии (Православная церковь Грузии и Армянская Апостольская церковь) играют в их общественно-политической жизни важную роль. И, в-третьих, это отношения с Россией. Если для Грузии – РФ является самым проблемным соседом, то для Армении – это важнейший военно-политический союзник, располагающий военной базой на армянской территории. При этом Армения и Россия не имеют общей границы, а через Грузию осуществляется 75% армянского экспорта-импорта. Таким образом, с одной стороны Армения сильно зависит от Грузии, учитывая, что эта страна является для нее одним из окон во внешний мир, а с другой – именно Россия помогает Еревану удерживать статус-кво в нагорно-карабахском конфликте и в отношениях с Турцией. В этом переплетении противоречивых интересов важно отметить и такой вопрос, как железнодорожное сообщение. Россия, Грузия и Армения в советский период были связаны друг с другом посредством абхазского участка железной дороги, который вышел из строя после вооруженного конфликта на территории Абхазии. Сегодня правительство Грузии, заявляя о своих намерениях нормализовать отношения с РФ, видит в возобновлении сквозного железнодорожного сообщения важный инструмент для реализации этой цели. Определенную готовность к этому высказывает и Москва, хотя абхазские власти к такой перспективе относятся весьма скептически. Как бы то ни было, а находясь в Ереване, Иванишвили озвучил «железнодорожную тему». И практически сразу же получил отповедь со стороны действующего президента страны. 17 января Саакашвили заявил, что открытие железной дороги лишь поможет укреплению «режима оккупации» и принесет дивиденды Москве. Я считаю, что позиция Саакашвили продиктована не только его опасениями в отношении северного соседа. Дело, возможно, еще и в том, что за годы своего президентства глава Грузинского государства последовательно укреплял отношения с Азербайджаном. В июле 2010 года, принимая в Батуми президента Ильхама Алиева, Саакашвили даже заявил о желательности создания конфедерации между двумя кавказскими республиками. Неслучайно поэтому президент Грузии заявил, что с пуском железнодорожного проекта «Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс» (который является важным азербайджанским приоритетом в регионе) актуальность абхазской «ветки» для его страны сильно снизится. Некоторые эксперты считают, что в Азербайджане крайне негативно отнеслись к идее возобновления железнодорожного сообщения из России через Абхазию и Грузию в Армению, поскольку в этом случае региональная изоляция последней может быть снижена. Можно предположить, что Баку, добивающемуся восстановления контроля над Нагорным Карабахом, это невыгодно, ибо в этом случае сокращаются возможности для влияния на Ереван в переговорном процессе. Что же касается Иванишвили, то он уже не раз публично (хотя и с многочисленными оговорками и корректировками) заявлял, что в грузино-азербайджанских отношениях хотел бы равного партнерства, а не формата «младшего и старшего братьев». В Азербайджане такой подход провоцирует сомнения и опасения, чем в свою очередь пытается воспользоваться Саакашвили, отстаивая тезис о том, что новое правительство недостаточно печется о грузинских национальных интересах. Таким образом, борьба двух грузинских центров силы не ограничивается рамками внутриполитических сюжетов. Она продолжается на международной арене. Прозападный стратегический вектор в спорах Иванишвили и Саакашвили не оспаривается. Напротив, оба пытаются доказать, что каждый из них более ценен для США и ЕС. Но в вопросах региональной политики (в особенности того, что касается нормализации отношений с Россией) политики расходятся. На мой взгляд, для Саакашвили конфликт с Москвой носит подчеркнуто идеологический характер, в то время как Иванишвили выглядит как прагматик, пытающийся выжать из ситуации максимум возможного. Это касается и отношений с другими соседями Грузии – Арменией и Азербайджаном. Можно предположить, что точки над i будут расставлены только после завершения президентской кампании 2013 года и проведения конституционных реформ. Хотя, вполне возможно, что вместо прежних точек появятся новые нерасставленные акценты. источник: Русская служба "Голоса Америки"

Поделиться: