Россия, Москва

info@ia-centr.ru

К вопросу о спецоперации по возвращению Карабаха и части оккупированных вокруг районов под контроль Баку.

24.06.2008

Автор:

Теги:
 

Цель данного сценарного наброска найти и сопоставить плюсы и минусы, реальные возможности и ограничения азербайджанского блицкрига «за Карабах». Риторику по поводу «хорошо» или «плохо» воевать в принципе, оставим за скобками, хотя, забегая вперед, отметим, в данном случае вывод скорее в пользу продолжения переговоров силой дипломатии. Но также понятно, что ситуативные изменения в регионе могут качнуться и в пользу войны - дипломатии силы. Заметим, что в зависимости от изменения глобальной и местной ситуации «соблазн войны» в риторике азербайджанского медиа пространства возрастает на порядок, армянские СМИ отвечают взаимностью. В целом, вероятность войны за Карабах достаточно низкая.

 

 

1. Затяжной конфликт Азербайджану не выгоден. Поэтому речь может идти только о спецоперации. Время: максимум четыре-пять дней, допустим начиная с выходных дней. Однако, как для начала действий, так и для удержания новых позиций потребуется достаточно высокое сосредоточение войск, что не будет незамечено на карабахских позициях. А если фактор неожиданности будет утерян, то операция быстро перерастет в новый долгий конфликт. С опасностью и для Азербайджана: высоких потерь живой силы и техники. В результате, при наступлении неизбежного перемирия, есть вероятность потерять больше, чем фиксировала нынешняя линия перемирия (оформлена соглашениями о прекращении огня в Бишкекском протоколе о перемирии 1994 года).

 

2. С учетом того, что авангард составят штурмовые, десантные и горно-стрелковые батальоны, при поддержке авиации, артиллерии и мотострелковых частей, для поддержки операции в районе конфликта в целом над карабахскими частями должно быть сосредоточенно как минимум троекратное азербайджанское преимущество в силе. Но территория вокруг Карабаха превратилась в мощный укрепрайон «вкопанный» на доминирующих высотах. По сути, для этого в свое время и были оккупированы азербайджанские районы - в качестве создания пояса стратегической безопасности в случае попытки выбить армянские силы из Карабаха. Представляется, что достаточно сложно для Баку определить сколько понадобиться сил для достижения успеха: какие понадобятся резервы в случае негативного для Баку развития ситуации.

Кроме того, очевидно, нужно определить точную цель и резервный сценарий. Если цель - возврат карабахского района (частично или полностью), то по ходу развития операции необходимо не потерять скорость в Агдамском и Физулинском районе, и на севере от Карабаха в Кельбаджарском районе. Если штурм «захлебнется» тогда необходимо довольствоваться лишь удержанием этих участков территории, заморозив ситуацию до новых переговоров.

Справка:

Население НКР составляет немногим более 140 тыс. человек, численность местной армии - 25 тыс. человек (то есть каждый пятый местный житель должен быть военнослужащим, что невозможно по определению) фактически их дополняют армянские ВС. По данным источников журнала «Профиль», в Карабахе имеется до 500 единиц бронетехники, 200 из которых -- танки. Проверить эти цифры объективно невозможно (в расположении танкового полка в окрестностях Степанакерта российские журналисты в ходе майской поездки в регион насчитали около пятидесяти Т-72, при этом, по словам местных военных всего в Карабахе три полка).

 

3. Необходима подготовка всех приграничных с Арменией районов к началу боевых действий, речь идет об усиленной обороне районов Нахичевани, плюс вдоль границы по линии: грузинская граница - Агстафа-Газах-Товуз-Шамкир-Ханлар-Гянжа. Чрезвычайный режим для внутренних войск и МЧС по реке Кура, у Мингечевирского водохранилища и далее по линии: Мингечевир-Евлах-Имишли. Подготовка к блокированию диверсионных действий армянских спецподразделений на азербайджанских коммуникациях и в коридоре основных экспортных трубопроводов. Подготовка полевых госпиталей и развертывание фильтрационного лагеря для военнопленных и армянского населения, которых необходимо будет вернуть по их желанию либо в Армению, либо в Карабах после окончания операции.

 

4. Внешнеполитическое сопровождение и более детальное зондирование союзников на предмет любых видов содействия и помощи.

Прямой дипломатической поддержки добиться будет крайне трудно. В случае удлинения срока операции свыше недели, косвенная поддержка для Баку возможна со стороны Турции (контроль на границе за действиями армянских сил и удаленный мониторинг иранских коммуникаций). Иран поддержит нейтралитет, при этом на словах призовет Баку к миру. Грузия также как и Турция может помочь мониторингом и контролем на армянской границе. Так же возможно не публичное блокирование армянского грузопотока на территории Грузии.

Прямого вмешательства РФ и ОДКБ в военный конфликт на стороне Армении не последует. Обязательства по Договору о коллективной безопасности для союзников Армении наступят только при начале действий собственно на территории Армении, что в таком сценарии не предполагается. Возможно, использование части техники российской базы из города Гюмри, однако дефицита именно техники у Армении не наблюдается. Официально Москва будет призывать к миру и прекращению войны, стараясь не оказаться обвиненной Баку в использовании сил своей базы в Армении. Никаких санкций для Баку со стороны Москвы скорее всего не последует, хотя подобные предложения от части официальных лиц будут.

 

Мировое сообщество, как говориться, будет «встревожено». Из Еревана начнутся звонки в Москву, Вашингтон и Брюссель с требованием помощи. Получив данные со спутников и от сотрудников американского посольства в Ереване, Вашингтон будет предпринимать шаги исходя из текущей ситуации: дать сторонам повоевать, но таким образом, чтобы конфликт не расползался в масштабах региона. Наилучший результат для США при таком развитии ситуации - скорый ввод американских миротворцев под эгидой НАТО. Однако исключая Россию, такая миссия практически невозможна.

Значит, ввод миротворческих сил любой конфигурации при участии РФ практически неизбежен. Возникает вопрос -- на каких условиях в случае успеха Азербайджана, Баку допустит такой контингент и в каком формате? «Голубые каски» ООН? Наблюдатели ОБСЕ? Полицейские силы? Саперные части НАТО и РФ?

Также, в случае ограниченного азербайджанского успеха или полного провала операции, по инициативе Армении международное сообщество (Запад и РФ) потребует от Баку допустить в зону конфликта миротворцев.

 

5. Баку необходимо иметь конкретный план по реабилитации и восстановлению возвращенных территорий. Возможно привлечение международных финансовых институтов. В свое время мы набрасывали круг проблем (http://ia-centr.ru/archive/public_detailscf45.html?id=1075), необходимых к решению в случае возвращения азербайджанской юрисдикции де-факто над этими территориями.

 

6. Теперь главный вопрос, без ответа на который все эти рассуждения не имеют смысла -- когда такая операция возможна?

Можно ожидать внешних изменений, связанных с резкими подвижками глобальной системы безопасности. Но в случае близлежащего регионального конфликта, допустим, в связи с началом наземной войны США против Ирана, регион будет сжат кольцами американских сил, значит подобная азербайджанская операция не сможет оказаться внезапной и пройти без внимания США. В определенной степени можно рассчитывать, что внимание от Карабаха на некоторое время будет отвлеченно другим крупным внерегиональным конфликтом. Однако, это также весьма относительное условие сопутствующее успеху.

Наилучший вариант для блицкрига может сложиться в период тяжелейшего внутриполитического кризиса в Армении. То есть нечто подобное, что происходило после выборов 19 февраля, но усиленное в несколько раз. Когда выпадет такой шанс для Баку неизвестно. Тем более необходимо сочетание двух элементов - внутриполитического кризиса в Армении и благоприятных внешних условий.

 

7. Ограничения и политические недостатки войны.

Если война не добивается своих целей, то она обрывает возможности для последующих переговоров. В будущем, к власти в Ереване придут более компромиссные к Баку политики, программа Тер-Петросяна показала такую возможность. Но в случае спецоперации или войны, сторонников диалога с Баку найти будет сложно даже в самой либеральной части армянского сообщества.

 

В войне нет необходимости и с точки зрения стабильности власти Ильхама Алиева. В преддверии октябрьских выборов его рейтинг достаточен и не нуждается в подобном подкреплении. С другой стороны, после выборов «окно» для подобной военной акции может быть найдено за счет темпов поступательного экономического развития: на подушке нефтяных цен. В случае краткосрочной спецоперации, учитывая достаточные золотовалютные резервы накопленные Баку можно пожертвовать и частичным снижением инвестиций и некоторым замедлением роста ВВП. Однако против этого работает другой аргумент - необходимо выжать всё из высоких цен на нефть, не подставляя под удар перспективы существующих проектов и транспортных коммуникаций, перспективы внутреннего развития страны.

 

Итог.

Демилитаризация региона невозможна. Но и краткосрочная война не может быть обоснованна прямыми выгодами: стопроцентный результат не гарантирован на сто процентов. В случае, если под контролем Армении останется часть территории Карабаха, Ереван ее уже не уступит. Точно так же при полном провале операции переговоры будут весьма проблематичны. После боевых действий и вынужденного перемирия сторон, на долгое время заморозятся любые варианты конструктивных переговоров по вопросу урегулирования карабахской проблемы. Но угроза применения силы, потенциальная возможность войны может оставаться действенным аргументом в азербайджанской политике.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Михаил Барабанов, научный редактор журнала «Экспорт вооружений» для журнала «Профиль» (02.06.2008):

 

Рост нефтяных доходов позволил Азербайджану начиная с 2004 года приступить к резкому наращиванию оборонного бюджета, увеличив его за четыре года более чем в девять раз - со $144 млн в 2003 году до $1,211 млрд в 2008 году. Это означает, что в 2008 году оборонные расходы составят около 4% ВВП Азербайджана.

 

Более того, согласно недавнему заявлению президента Азербайджана Ильхама Алиева, фактически в этом году на военные нужды республикой будет потрачено до $2 млрд. Последняя цифра приближается к величине общего государственного бюджета Армении, запланированного на 2008 год в размере $2,5 млрд.

 

Такое финансирование способствовало принятию и началу реализации обширных программ модернизации и перевооружения азербайджанской армии. Разница в военных расходах и потенциалах Армении и Азербайджана начинает быстро нарастать.

В конце 2005 года в Азербайджане создано Министерство оборонной промышленности, в развитие которой также вкладываются значительные ресурсы. В 2007 году министерство заявило о начале серийного выпуска 29 наименований вооружения, запасных частей и боеприпасов. В азербайджанской программе государственного оборонного заказа на 2008 год значится создание 80 новых изделий оборонного значения и производство 444 изделий.

К началу 2008 года вооруженные силы Азербайджана насчитывали 73 тыс. человек. Основу их составляли сухопутные войска численностью 62 тыс. человек. В составе сухопутных войск имеется 5 штабов армейских корпусов, 19 мотострелковых бригад, 2 учебные мотострелковые бригады, 2 горнострелковые бригады, 1 десантно-штурмовая бригада, 1 артиллерийская бригада, 1 реактивная артиллерийская бригада, 1 бригада материально-технического обеспечения, 1 противотанковый артиллерийский полк, 1 батальон специального назначения.

 

Номинально вооруженные силы Азербайджана превосходят армию Армении и по численности, и по количеству вооружения и военной техники. Однако все это компенсируется армией непризнанной НКР, количество вооружения которой сопоставимо с количеством техники «официальных» сухопутных войск Армении и Азербайджана.

К тому же за 14 лет в Нагорном Карабахе сооружена глубоко эшелонированная, укрепленная линия обороны, тянущаяся от Мравских высот до Аракса.

 

В то же время стремительный рост военных расходов Азербайджана, конвертируемых в модернизацию армии, вызывает все большие сомнения в способности армян удержать военный паритет с Азербайджаном. Особенно это касается наращивания Азербайджаном военно-воздушных сил и потенциальных возможностей азербайджанцев по приобретению современного высокоточного вооружения.

Впрочем, по информации некоторых азербайджанских источников, реальные суммарные военные расходы Армении и НКР в 2008 году достигнут $800 млн. Но бесспорно одно: чем дальше, тем труднее будет для Армении выдерживать гонку вооружений со своим богатым ресурсами соседом.

 

24.06.08

На фото: лагерь азербайджанских беженцев на ж-д станции, 2003 год.  

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение